Методический материал Накопительная система оценивания на уроках биологии
Накопительная система оценивания – способ мотивирования к обучению на уроках биологии
Для детей с рождения характерны любознательность, активность в познавании окружающего мира, именно поэтому изначально их не надо принуждать к учению. Необходимо лишь правильно организовать учебно – воспитательный процесс, условия вовлечения учащегося в данный процесс, условия для проявления его внутреннего потенциала. Необходимость в познании будут зависеть от степени включения ученика в образовательный процесс. И в этом процессе очень важны не только оценка и одобрение учителя, а также оценка одноклассников и то, как оценивает свои знания и работу на уроке сам ученик.
Оцениваем мы не только цифрой (отметкой), но и жестами, улыбкой, похвалой. Главная цель оценки – стимулирование успеха. Ученику, как и любому человеку нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение ученика к жизни, его настроение, желание работать на данном уроке. Если сделать восхождение по ступеням познания успешным – перед нами благодарный, а самое главное состоявшийся ученик.
Оценка не тождественна отметке. Их различие является важным условием грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка – это процесс оценивания человеком, отметка является результатом этого процесса, его условно – формальным отражением в баллах.
Роль оценки велика и многогранна. Вот только некоторые из них:
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений;
формирование у ученика адекватной самооценки как личностного образования;
мощный мотив учебной деятельности.
Главным в оценочной деятельности являются три вопроса: что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. На взгляд учителей, следует оценивать любую деятельность ученика на уроке, направленную на получение знаний, а также конечный результат учебной деятельности.
Оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика или оценка одноклассников. Учить ребенка самооценке – важнейшая задача современного урока, благодаря которым включаются механизмы самоконтроля и саморефлексии.
Поэтому оценка должна:
стимулировать ученика к учебной деятельности;
способствовать тому, чтобы процесс обучения был сознательным процессом со стороны ученика;
побуждать ученика к самоконтролю и саморефлексии;
всегда давать надежду старательному ученику
Оценка только в последнюю очередь является контролирующей и не должна быть наказанием
Коротко о накопительной системе оценок
Накопительная система оценок - система оценивания объема и качества учебной работы школьника. Накопительная система оценок в отличие от констатирующего оценивания относится к «формирующему» оцениванию, которое создает дополнительную мотивацию учащегося, способствует развитию навыков самоорганизации, планирования собственной учебной деятельности.
Накопительная система оценок вводится для повышения мотивации учащихся, развития навыков самоорганизации, планирования собственной учебной деятельности. Накопительная система оценок является «формирующим» оцениванием и создает условия для повышения качества обучения, успешности каждого учащегося, развития учебной активности.
Суть накопительной системы - «накапливание» баллов за выполняемые учебные задания. Она может быть использована на уроке для получения текущей отметки и на обобщающем (зачет, контрольная работа) уроке. При разработке программы курса определяется максимальное количество баллов, которое ученик может получить за определенный учебный период (как правило, год). проведении любого вида работ, заданий и других форм учебной деятельности объявляется максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение задания. Все полученные баллы суммируются. Задания, выполняемые учащимися, оцениваются разным количеством баллов. Максимальное количество баллов за задание определяется учителем и перед выполнением задания должно быть сообщено учащимся. Баллы, в том числе могут быть и дробные, но с диапазоном не менее 0,5 балла. Баллы, полученные учащимися за отдельные задания, суммируются.
Критерии накопительной системы
За нахождение и исправление ошибки 3 балла
За нахождение ошибки 1 балл
За дополнение ответа 1 – 2 балла
За вопрос по теме 1 – 3 балла
Критерии накопительной отметки
«5» 6 - 8 баллов
«4» 4 - 5 баллов
«3» 3 балла
Тема урока «Скелет головы»
Фамилия учащегося Лицевой отдел Мозговой отдел Исправления Дополнения Вопросы по теме Дидакт.. карточка «Череп» Итого
Критерии отметок:
«5» 7 – 8 баллов
«4» 5 – 6 баллов
«3» 3 – 4 балла
«2» 2 и менее баллов
Работы, выполненные с недостаточным количеством баллов, могут быть выполнены заново, полностью или частично, по решению учителя. Как правило, важные контрольные работы могут быть переписаны при условии выставления не более половины от максимальной оценки (либо с некоторым понижением максимального балла по решению учителя).
По каждому предмету учителем готовятся дополнительные задания, за которые ученик может получить дополнительно 20 % от максимального количества баллов.
Пропущенные работы должны быть выполнены, в противном случае за эти работы выставляется 0 баллов, что автоматически ведет к понижению рейтинга.
Тема урока «Обобщение по теме Кровеносная система»
Тема урока «Скелет головы»
Ф.И.О. учащегося Значение крови Состав крови Кровеносные сосуды Сердце Тест текущий Тест итоговый Итого
Критерии отметок:
«5» 28 – 30 баллов
«4» 23 – 27 баллов
«3» 18 – 22 балла
«2» 17 и меньше баллов