Сценарий лекции — концерта Русские романтики
"замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".В.А.Сухомлинский
Потребности современного общества ставят задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека ответственного, инициативного, творческого, духовно богатого. В связи с этим невозможно переоценить значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся.
Лекция-концерт «Русские романтики детям» - одно из мероприятий, которые проводятся преподавателями фортепианного отделения нашей школы в рамках проекта «Великие композиторы детям. От эпохи барокко до современности». Целью проведения данного мероприятия является:
раскрепощение и развитие творческого потенциала обучающихся;
расширение музыкального кругозора.
Задачи:
развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;
создание условий для творческого развития каждого учащегося.
В основе структуры сценария – чередование музыкальных номеров и устного изложения материала, сопровождающегося показом слайдов. Оптимальное соотношение музыки, текста и зрительной информации помогает легко воспринять и усвоить материал. Этому способствует и продолжительность мероприятия. Оно рассчитано на 40-45минут, т.е. на привычное для учащихся время академического часа. Особое внимание уделено подбору музыкальных номеров: музыкальные произведения невелики по масштабам, разнообразны по жанрам и подобраны с учетом доступности для любой аудитории. Мультимедийное сопровождение лекции-концерта выполнено с помощью компьютерной программы Power Point и иллюстрирует изложение теоретического материала.
Сценарий
Слайд 2
Ведущий: Романтизм – направление в искусстве, сформировавшееся на рубеже XVIII – XIX вв. Романтизм возник сначала в Германии, а затем получил распространение во всех странах Европы и Америки. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800—1910 г.), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Романтизм пришёл в музыку позднее, чем в литературу и стал ярко проявляться с середины 1810-х годов, еще в поздний период жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван Бетховена.
Слайд 3
В конце XVIII века "романтическое" понимается как старинное, самобытно народное, далёкое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. "Романтики романтизировали всё, что им было по душе из недавнего и давнего прошлого" - писал Ф. Блуме.
Слайд 4
Происхождение термина «романтизм» (по-французски romantique, по-английски romantic) точно не определено. Одни исследователи утверждают, что за основу взято слово «роман». Действительно, излюбленным жанром литературы того времени стал роман (рыцарский, приключенческий, любовный, авантюрный).
Слайд 5
Другие ученые считают, что термин происходит от слова «романс» (от испанского romance). Эта форма средневековой народной песни получила новую жизнь в конце XVIII – начале XIX века и широко распространилась в дворянских салонах, усадьбах помещиков, домах горожан.
Слайд 6
На смену классицизма с его гармоничной и рассудочной ясностью пришло эмоциональное искусство романтизма, посвятившее себя изображению сильных душевных движений и больших чувств. Музыка этого периода развивалась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в классический период. Главное различие — особый акцент в романтической музыке на воплощении мечтательных, лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений. Композиторы – романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, передавая свои чувства, мысли, свои впечатления от окружающего мира, в особенности от природы, с повышенной эмоциональной выразительностью. Они нередко прибегают к острым контрастным сопоставлениям. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы. Серой, безликой повседневности композитор-романтик противостоит как ярко своеобразная личность, глубоко и тонко чувствующая, наделенная богатой фантазией. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом – сравнительно короткий период в истории музыки и искусства. Предшественниками романтизма были Людвиг ван Бетховен – в австро- венгерской музыке, Луиджи Керубини – во французской.
Слайд 7
Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло". В России слово «романтизм» появилось на страницах печати еще в самом начале XIX века. В.Г. Белинский писал о появлении романтизма в России: «С 1813 года начали проникать в русские журналы темные слухи о каком-то романтизме».
Слайд 8
В русской поэзии, живописи и музыке зарождаются черты того направления, которое получило название романтизма. В операх и романсах новые романтические черты выявляют себя в остром интересе к таинственной, поэтической и красочной родной старине, к волшебной сказке, к личным лирическим переживаниям человека, к особой красочности в передаче картин природы и человеческой жизни, вообще — ко всему характерному, особенному, яркому.
Слайд 9
В первой половине XIX столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, в обществе распространялись идеи Великой французской революции, произошедшей незадолго до этого. Всё это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются М.Ю.Лермонтов, В.Ф.Одоевский, в живописи – О.А.Кипренский и К.П.Брюллов. В музыкальной жизни России так же слышны отголоски романтизма, который по-настоящему захлестнёт страну с приходом М.И.Глинки.
Слайд 10
Русскую музыку XIX века принято делить на два периода: до появления великого композитора М.И. Глинки, то есть, примерно, до 1830 – 1840 годов и после. До – эпоха раннего романтизма или «до – глинкинская», после – в русской музыке наступает классический период. К первому периоду относятся такие русские композиторы XIX века, как А. Н. Верстовский, главным образом, театральный композитор, и прославленные авторы песен и романсов: А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев и А. Е. Варламов.
Слайд 11
Жизнь и творчество всех этих композиторов были тесно связаны с Москвой, ее бытом, укладом и домашним музицированием, ее театральной средой, литературой, цыганскими хорами. Все они использовали достижения современного им мирового романтического искусства в своем творчестве, оставаясь при этом коренными русскими музыкантами с постоянным и неизменным влечением к русскому быту, русской песне, русской природе, русской поэзии. Творчество каждого из них приобрело широкую и долгую популярность в своей стране, а некоторые песни, такие, например, как «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» Варламова или «Матушка-голубушка» Гурилева, получили известность и далеко за ее пределами, где они воспринимались как образцы русского народного искусства.
Слайд 12
Александр Александрович Алябьев Александр Алябьев – русский композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса, прожил жизнь удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все – романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Миллионам любителей музыкального искусства А. Алябьев известен, прежде всего, как автор знаменитого «Соловья» (1826) на слова Дельвига. Этот романс стал подлинным шедевром вокальной лирики первой половины XIX века, и вот уже почти двести лет радует души людей в разных странах мира. Знаменитый пианист и композитор Ф. Лист блестяще обработал «Соловья» для фортепиано. Великий П. И. Чайковский говорил: «Я не могу без слёз слышать «Соловья» Алябьева!!!».
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 г.г. (3-й Украинский казачий полк — 1812 г., Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 гг.). Под предводительством Дениса Давыдова участвует в знаменитом сражении за Дрезден. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра.
Слайд 13
Концертный номер
1. А. Алябьев. И. Брамс. « Соловей». Исп. Фортепианный ансамбль преподавателей
Слайд 14
Александр Львович Гурилёв А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графа в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. В 1831 г. после смерти владельца графа Орлова, отец и сын Гурилевы были отпущены на волю и приписаны к мещанскому сословию. Первые уроки музыки А. Гурилев получил от отца, игре на фортепиано учился у Джона Филда.
Романсы А. Гурилёва проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Наиболее известные – «Нет, не тебя так пылко я люблю» на стихи М. Лермонтова, «Однозвучно гремит колокольчик» на стихи И. Макарова, «Матушка-голубушка» на стихи С. Ниркомского и др.
Слайд 15
Концертный номер
2. А. Гурилёв. Домик крошечка. Жинов Семён, Кадермятова Камилла.
Слайд 16
3. А. Гурилёв. Полька-мазурка. Лужнова Варвара, иллюстратор Алаева О.В.
Слайд 17
4. А. Гурилев сл. Полежаева. Сарафанчик. Алтунина Александра, иллюстратор Пономарёва Е.
Слайд 18
5. А. Гурилёв. Право, маменьке скажу. Титова Полина, иллюстратор Пономарева.Е.
Слайд 19
Александр Егорович Варламов
«Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательство - наши родные песни. Скажите, есть ли хоть одна из них, которая бы не выливалась из души, не была бы её отзвуком?» Это слова А. Варламова. И в них отмечена, может быть, самая главная черта русской музыки - богатство мелодики. Эта черта отличает и творчество этого замечательного мастера русского романса. К шедеврам русской вокальной лирики принадлежит и романс Варламова «На заре ты её не буди» на стихи А. Фета.
Слайд 20
Концертный номер
6. А.Варламов. И. Брамс. На заре ты её не буди. Исп. фортепианный ансамбль преподавателей.
Слайд 21
Владимир Фёдорович Одоевский
Князь Одоевский – русский писатель, журналист, издатель, музыковед эпохи романтизма, он участвовал в создании Российского музыкального общества и Московской консерватории, издал «Музыкальную грамоту для не-музыкантов» и «Музыкальную азбуку для народных школ», заботился о собирании, изучении, хранении русских песен. Одоевский организовал у себя литературный салон, где сходились все знаменитые писатели и музыканты того времени. Жуковский, Вяземский, Пушкин, Крылов, Глинка — были постоянными посетителями. Здесь бывали Лермонтов, Гоголь, играл Ф. Лист.
Слайд22
Концертный номер
7. В. Одоевский. Сентиментальный вальс. Заика Ирина.
Слайд 23
Михаил Иванович Глинка
С появлением М.И.Глинки в русской музыке XIX века начался настоящий подъём. Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны. Его музыкальные произведения проникнуты народными мотивами, в них присутствует тот самый «русский дух».Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. По выражению В. В. Стасова, «оба (Пушкин и Глинка) создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.
Цитата М.И.Глинки: "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.ЧайковскийИнтересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
Слайд 24
Концертный номер
8. М. Глинка. Чувство. Юдина Дарья.
Слайд 25
9. М. Глинка. Соловушка. Королева Анна, иллюстратор Алаева О.В.
Слайд 26
10. М. Глинка Прощальный вальс. Хлопина Полина.
Слайд 27
Александр Сергеевич Даргомыжский
В начале 1835 г. в доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был А. Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представитель русской музыки.
Творческое кредо композитор сформулировал в афористической фразе: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
Слайд 28
Концертный номер
11. А. Даргомыжский сл. Языкова «Влюблён я, Дева красота».
Трегубова Анастасия, иллюстратор Пономарева Е.
Слайд 29
12. А. Даргомыжский. Меланхолический вальс. Баженова Софья.
Слайд 30
Балакирев Милий Алексеевич
В XIX веке в России формируются две крупнейшие композиторские школы. Первая – Новая русская школа в Санкт-Петербурге, позже В.В. Стасов назовёт её «Могучая кучка». Основатель содружества – М.А. Балакирев. В неё входили: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А Кюи.
Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.
Слайд 31
Концертный номер
13. М. Балакирев. Полька. Лоскутова Варвара, Целищева И.Л.
Слайд 32
Александр Тихонович Гречанинов
Русский композитор, ученик Римского-Корсакова, последователь традиционной русской школы («Могучей кучки»).
В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет. «Вообще Гречанинов поздно начал заниматься музыкой; в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Музыка давалась ему нелегко, но путём огромных усилий он овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек»,- вспоминают близкие композитора.
Слайд 33
Концертный номер
14. А.Гречанинов.Вальс. Дамаданова Марина.
Слайд 34
15. А. Гречанинов. Серенада. Дмитриев Данила.
Слайд 35
Пётр Ильич Чайковский
Пётр Ильич Чайковский поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Его имя и музыку знают и любят во всех странах, на всех континентах, она является одним из величайших достояний человечества. Музыка Чайковского пробуждает в нас возвышенные чувства, дарит светлую радость и внутреннюю гармонию.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки", с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.Композитор вёл активную жизнь - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессыдуховной жизни.Цитата композитора:"Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.""Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом - из разнообразия в единстве.""Большой талант требует большого трудолюбия."Цитата о композиторе: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А.П.ЧеховИнтересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки.
Слайд 36
Концертный номер
16. П.Чайковский. Шарманщик поёт. Володина Елизавета.
Слайд 37
Антон Григорьевич Рубинштейн
А. Г. Рубинштейн вошел в историю русской культуры как многосторонний музыкально-общественный деятель, один из величайших пианистов мира, композитор, педагог. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория . Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Гениальный пианизм Рубинштейна сыграл громадную роль в утверждении славы русского искусства за рубежом.
А. Г. Рубинштейн вошел в историю русской культуры как многосторонний музыкально-общественный деятель, один из величайших пианистов мира, композитор, педагог. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория . Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Гениальный пианизм Рубинштейна сыграл громадную роль в утверждении славы русского искусства за рубежом.
Слайд38
Концертный номер
17. А. Рубинштейн. Поляк и полька из цикла «Костюмированный бал». Фортепианный ансамбль преподавателей.
Слайд 39
Ведущая: Завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке XX века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих. Прав был Блок, говоря о том, что возникает романтизм «во все эпохи человеческой жизни».
Список литеры:
В.Н.Брянцева Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. - М.: Музыка, 2004.
Т. Н. Ливанова. Очерк «Музыка доглинкинского периода».
http://velikayakultura.ru/
http://www.olofmp3.ru/
http://orpheusmusic.ru/https://ru.wikipedia.org/