Научная работа Удовлетворенность занятиями физкультурой
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей №38»
Советского района г. Нижнего Новгорода
ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.
Выполнил: ученица группы №3
Сигинур Кристина
Научный руководитель: учитель физической культуры
Просвирнова Анжелика Леонидовна
Нижний Новгород
2015
Содержание:
Введение стр.
Глава I. Проблема удовлетворенности занятиями физическойкультурой и спортом стр.
Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феноменстр.
Виды удовлетворенности и их зависимостьдруг от друга стр.
Социально-психологические факторы, влияющиена удовлетворенность занятиями физическойкультурой и спортом.стр.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
стр.
Глава III. Возрастная динамика удовлетворенности детейфизической культурой и спортом в периодшкольного обучения.стр.
Глава IV. Пути формирования удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом в школе. стр.
______
Выводы.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
В соответствующих документах правительства отмечается, что на современном этапе развития нашего общества правительство особое внимание уделяют физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения.
Ибо в школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки, формируется характер. В этот период следует так организовать работу, чтобы привить каждому школьнику стремление к занятиям физической культурой и систематическому физическому и духовному совершенствованию.
Поэтому физическое воспитание в лицее должно строиться с учетом современных требований, которые обуславливаются развитием нашего общества. Так как лицей занимает центральное место в подготовке молодого поколения к жизни и труду, она не только должна обеспечить надлежащее физические воспитание детей в период их обучения в лицее, но и давать им знания и умения, воспитывать стойкую привычку постоянно заниматься физической культурой.
Таким образом, воспитание у школьников устойчивой привычки заниматься физической культурой приобретает в современных условиях особое значение и становится одной из основных задач физического воспитания школьников.
Такая организация физического воспитания лицеистов отвечает требованиям основных направлений реформы образования: "Нужно организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия.
Воспитание привычки систематически заниматься физической культурой в результате получения от этих занятий удовлетворенности, органически связано с воспитанием других положительных привычек, например, соблюдать установленный распорядок дня, проявлять настойчивость, дисциплинированность, организованность, требовательность.
Термин "физическая культура" имеет несколько значений. Под ним подразумевается "воплощенные в самом человеке результаты" использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле, то есть усвоенные человеком "физкультурные" знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания.
В этом плане физкультуру лицеиста следует рассматривать не только как занятия двигательными упражнениями и закаливающими процедурами. Понятие "физическая культура" включает еще и широкий круг вопросов, относящихся к знаниям о правильном режиме, рациональном питании, соблюдении правил гигиены, выработке полезных привычек. Можно сказать, это физическая культура лицеистов - это определенный принцип его отношения к своему здоровью, к развитию и сохранению возможностей своего организма. На основе такого принципа строится повседневная жизнь учащегося, благодаря чему физкультура становится составной частью его общей культуры.
Эти задачи физической культуры определены в лицейской учебной программе. В ней ставится задача воспитывать навыки культуры поведения, а так же формировать у лицеистов понятие о том, что забота человека о своем здоровье, физическом развитии и подготовленности является не только его личным делом, но и общественным долгом.
Поэтому учителям физкультуры приходится в своей работе не только полагаться на рекомендации общей педагогики и отдельные положения методики физического воспитания по формированию
у лицеистов привычек, но и самим творчески включаться в работу. Изучать и внедрять новинки физической культуры по формированию у лицеистов удовлетворенности занятиями физической культурой.
Однако успешность этого во многом зависит от отношения обучающихся к физкультуре, которое в значительной степени формируется на уроках.Если лицеисты испытывают удовлетворение от этих уроков, то у них формируется положительное отношение и к физической культуре в целом.
Удовлетворенность учеников уроками физкультуры, как самостоятельное психологическое явление еще не изучено. Лишь в ряде работ авторы попутно или косвенно касались этого вопроса.
В частности, было показано снижение удовлетворенности от уроков физкультуры у старшеклассников по сравнению с более младшим возрастом.
Как показано Ильиным Е.П. следует отличать социально-психологический феномен "удовлетворенность" от психологического феномена "удовлетворение".
Первый характеризует отношение к чему-либо (к предмету ФК), второе - получаемое от чего-либо (от урока ФК).
Мы изучаем первый феномен "удовлетворенность".
Л.В.Лихачев наиболее полно изучивший удовлетворенность при занятиях показал, что общая удовлетворенность занятиями данным видом спорта, складывается из целого ряда частных видов удовлетворенности.
Знание путей и средств формирования удовлетворенности занятиями физической культурой будет способствовать повышению эффективности воспитания и образования учащихся, подготовки к полезному творческому труду в современном обществе.
Рассматривая физкультуру в лицее, как вид учебной деятельности, мы считаем, что именно в этой деятельности можно успешно формировать удовлетворенность занятиями физкультурой и спортом у учащихся школ, которая в той или иной мере положительно влияет на развитие личностиученика.
Но, следует отметить, что данный вопрос недостаточно разработан в психологии физического воспитания и спорта. В связи с этим была и предпринята настоящая работа.
ГлаваI.
1.1. Удовлетворенность деятельностью как
Социально-психологический феномен.
"Удовлетворенность" как понятие используется во многих работах по общей и социальной психологии, в которых идет речь о потребностях человека и их удовлетворении. Актуальность этого феномена, казалось бы, очевидна. А между тем этот вопрос разработан слабо настолько, что ни в одной монографии удовлетворенность как феномен, самостоятельно не рассматривается. Имеется лишь несколько работ, в которых этот феномен стал предметом самостоятельного рассмотрения. /Н.Я.Белова, 1978г.; Ю.Н.Гатман 1971г.; Т.А.Китвель, 1974г.; Н.Ф.Наумов и М.А.Смосарянский, 1970г.; Л.Б.Лихачев, 1981г./. Однако и в них не определяется возможность феномена удовлетворенности, но дается определение. Сделать же это необходимо, хотя бы потому, что понятие "удовлетворенность", как правило, подменяется понятием удовлетворение. Попытку развести в психологическом плане эти два понятия сделал Е.П.Ильин.
Он считает, что понятие удовлетворенности обсуждается с двух позиций - общепсихологической (в "Словаре русского языка" С.И.Ожегова 1961) и социально-психологической (психологи А.Г.Ковалев, 1979г., П.М.Якобсон 1969г., В.Г.Асеев 1976г. и социологи А.Г.Здравомыслов, В.П.Рожин, В.А.Ядов 1967г.)
В первом аспекте "удовлетворенность" описывается как чувство удовольствия, состояние довольства, радости, испытываемое субъектом, пожелания и требования которого удовлетворены (состояние субъекта).
Во втором аспекте - как оценку деятельности и ее условий, оценку результатов этой деятельности.
Наличие этих двух подходов не мешает абсолютному большинству авторов в рамках одной и той же работы использовать эти два
понятия - «удовлетворенность» и «удовлетворение» в самых различныхсмыслах, что создает путаницу в понимании того, о каком психологическом явлении ведется речь в данном случае (смотри, например, работу М.В.Ермолаевой, 1980г.). Таким образом, возникает несколько задач: развести понятия "удовлетворенность" и "удовлетворение" ивыявить их психологическую и социальную сущность, то есть выявить, какое понятие является состоянием, какое оценкой и т.п. И об удовлетворенности и об удовлетворении говорят, когда речьзаходит: 1) об удовлетворении потребностей и достижении целей; 2) о выражении отношения к чему-либо, так как оба понятия несутв себе оценочную функцию; 3) о мотивации, т.к. оба явления могутвыполнять побудительную функцию; 4) о выяснении механизмов формирования удовлетворенности как определенного итога переживания того и другого явления как континуума - от положительной доотрицательной оценки - и связанных с этим оценкой эмоциональных переживаний.
А различия их заключаются в том, что, они, характеризуют. Удовлетворение характеризует отношение человека к действию, поступку, к совершаемой ими уже выполненной работе. Удовлетворенность же характеризует деятельность, рассматриваемую как совокупность работ, как длительный процесс - занятия спортом, лечебную деятельность, труд. Следовательно, первое различие в этих понятиях состоит в том, что удовлетворенность характеризует долгосрочные события, происходящие с человеком( профессией, своим образом жизни, поведением и т.д.), а удовлетворение характеризует краткосрочное событие, действие, работу, поступок, достижение цели.
Второе различие состоит в быстроте возникновения того или другого феномена: удовлетворение возникает уже после однократного достижения цели, а удовлетворенность - только после многократного достижения цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности достижения цели.
Третье различие состоит в уровнях переживания того или другого явления: удовлетворение может возникнуть и безусловно-рефлекторным путем (например, появление чувства сытости), удовлетворенность - общественно обусловленное психологическое явление, выражение отношения человека к постоянно окружающим его социальным условиям жизни, общения, деятельности.
Четвертое различие заключается в том, что удовлетворение длится относительно короткое время, как и любая эмоция, удовлетворенность же, как отношение к чему-либо, является длительной характеристикой личности, потенциально присутствующей в ней на определенном этапе жизни и вне зависимости от того, находится в данный момент человек в условиях по поводу, которых им высказывается удовлетворенность или нет (например, удовлетворенность профессией можно высказать и напредприятии, и во время отпуска, на пляже, в кругу друзей дома).
Пятое различие состоит в реакции того или другого феномена на многократное достижение цели: переживание удовлетворения становится все слабее и слабее, а удовлетворенность возрастает.
Итак, удовлетворенность деятельностью можно определить как устойчивое долгосрочное оценочное отношение субъекта к выполняемой им деятельности,как в целом, так и к отдельным ее сторонам, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения от совершавшейся работы (условий ее осуществления и результатов) и сохраняющееся у субъекта вследствие его представления о гарантированности получения удовлетворения и впредь.
Удовлетворение же работой следует определить как экспрессивно -оценочное отношение субъекта к совершаемой или совершенной работе, условиям ее осуществления и результатам.
Между удовлетворенностью и удовлетворением существует функциональная связь: без удовлетворений не может быть удовлетворенности. Следовательно, удовлетворение - первичный феномен, а удовлетворенность - вторичный, производный от первого. "Состояние удовлетворения, поскольку оно временное было,бы неверно трактовать, как отсутствие побуждения. Это совершенно иное состояние, включающее в себя и эмоциональную удовлетворенность" /В.Г.Асеев,с.94/
Механизмы формирования удовлетворенности: 1) переход актуально переживаемой эмоции в эмоциональный фон (например, в хорошее настроение, сопровождающее всякую любимую деятельность, работу); 2) частичное или полное исключение активно-действенного момента побуждения, снижения активности при достижении цели (либо вследствие самоуспокоенности при постоянном достижении цели, либо вследствие постоянных неудач достичь цели – разочарование).
Особенно важно учитывать то, что ведущие факторы деятельности человека вместе с изменением направленности человека, смене ее потребностей, целей тоже изменяются. Например, у учащихся общеобразовательных школ, ведущий фактор - отношение с преподавателем и товарищами, для спортсменов же команд-мастеров по баскетболу - удовлетворенность содержанием занятий.
Удовлетворенность так же сама влияет на некоторые характеристики человека - активность, переживание монотонии, усталости. Отсюда и возникает практическая значимость изучения вопроса об удовлетворенности для педагогики и, в частности, для физического воспитания, так как с ее формированием у занимающихся обязана реализация принципа активности.
1.2. Виды удовлетворенности и их зависимость друг от друга.
В общей и социальной психологии подразделяют общую и частную удовлетворенности. Под первым понимают удовлетворенность чем-либо вообще (трудом, занятиями спортом, общественной деятельностью, общением и т.п.) без выделения конкретной причины этой удовлетворенности. Под вторым понимают удовлетворенность различными сторонами труда, занятий спортом, общением и т.п., например, удовлетворенность зарплатой, спортивным результатом и т.д. Это частная удовлетворенность является одной из слагаемых общей удовлетворенности и отражает субъективное восприятие человеком той ситуации, которая характеризует выполняемую им деятельность.
Наличие общей и частных видов удовлетворенности ставит вопрос о том, каковы между ними соотношения. Теоретически возможны три варианта: общая удовлетворенность является суммарным итогом совокупности частных видов удовлетворенности; общая удовлетворенность зависит от одного (доминирующего) частного вида удовлетворенности, общая удовлетворенность зависит и от того и от другого.
Одни авторы считают, что общая удовлетворенность определяется одним фактором, другие - что она определяется несколькими факторами сразу.
В данном параграфе излагаются результаты изучения соотношений между общей и частными видами удовлетворенности, занятиями физической культурой и спортом. Е.П.Ильиным и Л.В.Лихачевым выявлены общие принципы взаимоотношений между общей и частными видами удовлетворенности.
Исследование было проведено на семи группах испытуемых, имеющих разную спортивную направленность и разный уровень спортивного мастерства: это студенты педагогического института, занимающиеся физическим воспитанием в рамках учебных академических
занятий, учащиеся ДЮСШ со стажем института, дублеры команды мастеров.
Первая группа характеризуется низкой спортивной квалификацией и отсутствием спортивной направленности. Следующие 3 группы характеризуются спортивной направленностью мотивов, стремление достичь высоких результатов спортивных.
Остальные три группы характеризуются высоким уровнем спортивной подготовленности и ярко выраженной направленностью их деятельности на достижение высоких спортивных результатов.
Всего в исследовании приняло участие 416 человек. Общая и частные виды удовлетворенности определялись путем анкетирования по разработанной методике Д.В.Лихачева, 1979 год.
Результаты их исследования показали, что вбольшинстве групп имеется зависимость общей удовлетворенности от суммы частных видов удовлетворенностей. Отсюда можно сказать о том, что чем больше удовлетворен субъект каждым из факторов, сопутствующих выполняемой им деятельности, тем более он доволен избранным занятием в целом. Но не всегда общая удовлетворенность определяется взаимно усиливающимся влиянием совокупности частных видов удовлетворенности. Реже наблюдаются случаи, когда общая удовлетворенность является отражением ведущего вида удовлетворенности. В таких случаях надо искать ведущий мотив занятиями спортом, который и объяснит эту связь общей и частной удовлетворенности.
1.3. Социально-психологические факторы, влияющие на удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом
Удовлетворенность занятиями физкультурой и спортом во многом зависит от социально-психологических факторов общения, психологического климата в группе, личности преподавателя, его стиля руководства и т.д. Влияние данных факторов на эффективность учебно-тренировочного процесса изучалась в работах Ю.А.Коломейцева, Т.А.Останец(1978г.), Д.Я.Богдановой, однако психологические механизмы этого влияния большей частью остались не раскрытыми.
Мы полагаем, что социально-психологические факторы влияют на эффективность учебно-тренировочного процесса через удовлетворенность, которая повышает активность занимающихся, поддерживает у них целеустремленность и т.д.Рассмотрим влияние некоторых ведущих социально-психологических факторов на общую и частные виды удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом, которые выражаются следующим образом: 1) Влияние на общую и частные виды удовлетворенности психологическим климатом в группе имеет большое значение, а ухудшением восприятия социально-психологического климата общая удовлетворенность снижается. Поэтому тренеру и преподавателю необходимо уделять пристальное внимание созданию благоприятного климата в группе.
2. Влияние личностных качеств преподавателя на удовлетворенность занимающихся взаимоотношениями с ним.
Для решения этой проблемы, нужно было ответить на вопросы: "Какие качества вашего преподавателя вам более всего нравятся? (не нравятся?). В основное исследование были включены те качества, которые встретились в ответах не менее 12-15 раз.
Это личностные качества: опрятность, терпеливость, справедливость, уравновешенность, простота в общении, требовательность, жизнерадостность и строгость; и деловые качества: умение быстро и четко организовать занятия, умение четко осуществлять показ, умение разнообразно проводить занятия, наличие глубоких специальных знаний. И все эти качества, в прямом смысле слова, влияют на удовлетворенность.
3. Влияние личностных качеств преподавателя на удовлетворенность взаимоотношениями с ним в учебно-тренировочных группах и в массовых школах.
Удовлетворенность занимающихся взаимоотношениями с тренером, преподавателем физкультуры складывается из субъективной оценки многих его характеристик.
1.4. Оценка удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом.
Построение эффективного тренировочного процесса является фундаментальной задачей спорта и физической культуры. Одним из аспектов этого является формирование активного положительного отношения юного спортсмена к систематическим занятиям спортом и физической культурой.
Основываясь на концепции В.Н.Мясицева, согласно которой отношение "... представляет потенциальный аспект психологических процессов, связанных с избирательной и субъективной активностью личности", многие исследователи в социальной психологии связывают отношение личности с удовлетворенностью каким-либо видом деятельности.
Такой подход позволяет рассматривать удовлетворенность, как достаточно значимый показатель при оценке самочувствия подростка во время пребывания его в коллективе.
Преподавателю необходимо знать, как воспринимает подросток различные моменты спортивной деятельности, насколько он удовлетворен своим пребыванием в спортивной секции или просто на уроке физкультуры.
В связи с этим нужна разработка наиболее оптимального, достаточно надежного инструмента измерений удовлетворенности от пребывания в секции или на занятиях физической культуры. Надежность измерительной процедуры определяется по трем критериям: обоснованность, устойчивость и точность.
Обоснованность шкалы заключается в том, что с ее помощью измеряют вполне определенное свойство или признак, не смешивая его с другим.
Имеется несколько вариантов измерительных шкал.
Вариант I.
Вполне удовлетворен.
Удовлетворен.
Отношусь безразлично.
Неудовлетворен.
Совершенно не удовлетворен.
Вариант 2.
вполне доволен
совсем не доволен
1104908890000
765 4 3 2 1
Но этот вариант не подходит, так как тяжело найти точную границу перехода удовлетворенности в неудовлетворенность.
Вариант 3.
очень доволен скорее доволен скорее не доволен совсем не
доволен
-381014605000доволенне знаюне доволен
С целью проверки на обоснованность все три варианта шкалы были опробированы для выяснения удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом, условиями и содержанием тренировок, спортивными результатами, взаимоотношениями с товарищами по классу, с тренером.
Устойчивость эталона измерения выражается в однозначности информации. Для этого необходимо дважды осуществить опрос. Совпадения может не быть в том случае, если не указать период оценивания удовлетворенности (год, четверть и т.д.)
Точность измерения по шкале зависит от: 1) чувствительности; 2) дробности метрики шкалы; 3) устойчивости данных.
Наибольшую точность обеспечивает шкала, имеющая семь пунктов - вариант 3.
На основании проведенного анализа можно утверждать, что
выбранный вариант шкалы соответствует требованию надежности измерительной процедуры и может быть использован при исследовании удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом, при анализе удовлетворенности различными сторонами спортивной деятельности.
Глава II.
1. Задачи, методы и организация исследования.
Учитывая недостаточность разработанной проблемы удовлетворенности занятиями физической культурой, перед настоящей работой стоят следующие задачи:
Изучить удовлетворенность занятиями физической,культурой и спортом у учащихся 10 классов лицея;
Выявить факторы, влияющие на удовлетворенность;
Выявить методы и средства формирования удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом у учащихся.
Для решения этой задачи были проведены специальные исследования в городской общеобразовательной лицее № 13.В работе использовались различные методы исследования:
изучение литературных источников (газет, журналов, брошюр, учебников);
беседы с директором, учителями, учениками, родителями
педагогические наблюдения на занятиях спортивных секций, уроках физической культуры и других уроках;
анкетирование.
Для проведения анкетирования нами была разработана анкета, которая состояла из следующих вопросов:
Удовлетворены ли вы уроками физической культуры? (или вообще нет желания заниматься физическими упражнениями)
Удовлетворены ли вы условиями занятий? (зал, снаряды, инвентарь, спортивная площадка)
Удовлетворены ли содержанием занятий? (подбор упражнений, их сложность, разнообразие упражнений, разнообразие форм проведения урока).
Удовлетворены ли вы результатами, спортивными достиже-
ниями? (или считаете, что можете бегать, прыгать, метать, играть лучше, но нет соответствующей подготовки со стороны учителя).
5.Удовлетворены ли вы взаимоотношениями с товарищами?
а)личностные качества (доброта, опрятность, терпеливость, уравновешенность);
б)деловые качества (умение дать нужный совет, помочьтоварищу)
6.Удовлетворены ли вы тренером?
а)личностные качества (строгость, вежливость, справедливость, простота в общении);
б)деловые качества (организация занятий, знание своего предмета, учеников, умение грамотно назвать любоевыражение, умение подготовить к соревнованиям ипредсказать результаты)
В начале метода анкетирования была дана форма ответов, которая оценена баллами, но баллы учащимся не говорились.
Для своего исследования мы взяли третий вариант измерительной шкалы А.В. Лихачева 1979 года:
очень доволен скорее доволен скорее не доволен совсем не
доволен
3б1б-1б -3б
5334013970002 б0 б- 2 б
доволенне знаюне доволен
Такой вид анкеты был представлен учащимся 10 классов.
Наряду с тем, что исследования по удовлетворенности занятиями физической культурой были проведены у учащихся 10 классов, на вопросы анкеты также отвечали и спортсмены, занимающиеся в спортивном обществе "Динамо".
Как уже вше было сказано, что основным методом в организации исследования явился метод анкетирования, который был организован следующим образом:
всего было обследовано около 235 человек, из которых: по 20-22 человека от каждого класса с I по 10; спортсмены из секции дзюдо -I - I разряд - 3 человека, спортсмены из секции плавания - I спортивный разряд - 5 человек; спортсмены из секции легкой атлетики -KMC и М.С. - 3 человека.
Сначала хочется немного рассказать о лицее, в котором проводились исследования. МАОУ лицей № 38 города
Нижний Новгород, в спортивном отношении находится сравнительно на высоком уровне, участвуя во всех соревнованиях, занимая призовые места в течение всего года. В лицее ведется большая работа по физическому воспитанию школьников, имеется много секций (баскетбол, волейбол, гимнастика, ОФП, ритмическая гимнастика и др.) Секции проводят не только учителя физкультуры, но и родители, а так же старшеклассники. В своем большинстве ребята с большим удовольствием идут на уроки физкультуры. И это не удивительно, ведь уроки в лицее проводятся интересно, эмоционально с особым подходом к ребятам. Преподаватели творчески, подходят к уроку, изготовляют своими руками средства, необходимые не только для творчески-интересного урока, но и для развития некоторых физических качеств. Поэтому и удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом находится на сравнительно на высоком уровне.
При проведении анкетирования сначала с учащимися была
проведена беседа, где говорилось о том, для чего проводится эта анкета и как важны откровенные и самостоятельно написанные ответы напоставленные вопросы.
Учащиеся рассаживаются по 2 человека за парту, так как они сидят на всех уроках. Затем, зачитывалась анкета по принципу: вопрос - ответ. Время для ответа не ограничивалось, давалось время на обдумывание. Фамилии на анкетах не указывались, но в обязательном порядке писали класс, в котором проводились исследования.
Полученные результаты объясняются в определенной мере постановкой физической культуры и спорта в лицее, работой в этой области преподавателей.
-PAGE21-
Глава III.
3.1. Возрастная динамика удовлетворенности детей занятиями физической культурой и спортом в период школьного обучения,
В результате проведенного исследования было выявлено 6 групп учащихся по их отношению к занятиям физической культурой и спортом:
группа -I г 4 классы (младшая)
группа - 5-7 классы (средняя)
группа - 8 - 10 классы (старшие)
группа - секция дзюдо (1 разряд)
группа - плавание (1 разряд)
группа - л/атлетика (KMC - М.С)
Это дало возможность определить динамику удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом у учащихся общеобразовательной школы и спортивных секций общества "Динамо"•
На рисунке I показана зависимость общей удовлетворенности от возраста учащихся.
Результаты исследования так же показывают зависимость общей удовлетворенности от суммы частых видов её.
-38102564765Следовательно, чем больше удовлетворены ученики каждым компонентом выполняемой ими деятельности, тем более они довольны занятиями в целом.
Из рисунка 2 видно, что наиболее благоприятные условия для формирования удовлетворенности наблюдается у учащихся старшей группы 8-10 классов.
И хотя по данным Лихачева Л.В., Ильина Б.П. удовлетворенность занятиями физической культурой о возрастом уменьшается, по нашим данным, высокая удовлетворенность выявлена именно у старшеклассников, что объясняется наличием в данной школе спортивных классов, специализирующихся по баскетболу и плаванию. Следовательно, для формирования удовлетворенности необходима спортивная специализация.
left729615Анализируя данные рисунков 2 и 3 следует обратить внимание на высокий балл у всех трех групп учащихся по удовлетворенности условиями занятий и личностными качествами учителя физической культуры. Это можно объяснить тем, что при лицее имеется хороший спортивный зал, спортивная площадка для занятий на лыжах, близко расположенный стадион "Динамо", где проводят занятия физической культурой в теплое время, имеются необходимые снаряды, спортивный инвентарь и т.д. Большую работу ведут преподаватели физической культуры, которых уважают и любят ребята за их вежливость, справедливость, строгость, простоту в общении, творческий подход к уроку. Однако удовлетворенность содержанием занятий у учащихся проявляется слабо. Это объясняется в определенном смысле тем, что в период исследования были уроки по лыжной подготовке, на которые учащиеся, и в основном девочки, идут без интереса. Хотя при опросе учащиеся должны были дать оценку удовлетворенности уроками физической культуры в целом. Эта группа учащихся старшего возраста
характеризуется спортивной направленностью мотивов, стремлении достичь высоких результатов, отсюда и высокий процент общей удовлетворенности занятиями физической культурой.
Немного ниже, показатель удовлетворенности занятиями физической культурой у учащихся младшего возраста -45,8% по сравнению с предыдущей группой школьников. Этот сравнительно высокий показатель их удовлетворенности можно объяснить большим вниманием, которое уделяют учителя физической культуре к занятиям с этим возрастом учащихся, проводя эмоциональные уроки, которым присуще изучение материала в процессе игр, игровых заданий, эстафет, увлекательных праздников.
Частные виды удовлетворенности физической культурой у учащихся младшего возраста представлены на рисунке 2. Ребята данной группы большое внимание уделяют личностным и деловым качествам учителя, и совсем не довольны взаимоотношениями с товарищами (как выяснилось из беседы с ними, что у них постоянные ссоры из-за каждого пустяка, нередко доходящих до драки).
Вместе с тем следует отметить, что учащиеся этого возраста характеризуются низкой спортивной подготовленностью, отсутствием спортивной направленности их мотивов. Но за счет творческой активности преподавателя и большим желанием учащихся заниматься физкультурой здесь наблюдается высокий процент удовлетворенности занятиями в целом.
Низкий показатель удовлетворенности уроками физической культурой - 12,8% выявлен у учащихся группы 5-7 классов. Частные виды удовлетворенности у них также на низком уровне. При оценке удовлетворенности здесь нужно учитывать особенности их возраста. Они превозносят себя над другими, становятся более грубыми, требовательными к другим и снисходительные к себе. Они не обращают внимания на деловые качества своего учителя, не довольнысвоими результатами, взаимоотношениями о товарищами и т.д.Ав анкетах были даже такие ответы:
Хочу, чтобы вообще не было уроков физкультуры;
Полезнее заниматься историей или географией чем физкультурой;
Но в основном такие ответы были у девочек, освобожденных от занятий или занимающихся в специальных медицинских группах.
Большинство учащихся этого возраста пренебрегают уроками физкультуры, особенно занятиями лыжным спортом.
Необходимо так же заметить, что на некоторых учащихся отрицательно влияют и их родители, которые просят снисходительно относиться к их детям при занятиях лыжами и т.д.
В беседах с учащимися общеобразовательной школы встречаются и такие ответы:
На секции мне интереснее, чем на уроках;
Лучше бы пошел на секцию, чем на урок.
Такие ответы характерны для ребят, занимающихся спортом, хорошо физически подготовленных.
-308610292735
На рисунке 4 показаны показатели частных видов удовлетворенности занятиями спортом. Анализ данных свидетельствует о том, что удовлетворенность спортом значительно выше, чем физической культурой. Вместе с тем, можно отметить, что при этом выявлена сравнительно низкая удовлетворенность условиями занятий. Это связано с некоторыми причинами, например, недостаточное количество тренажеров, приспособлений в помещениях манежа, спортивных залов, бассейна и т.д.
Спортсмены более высоко оценивают деловые качества тренера и товарищей, с которыми тренируются.
Самый большой показатель удовлетворенности у спортсменов секции дзюдо 83%. Спортсмены-перворазрядники ценят своего тренера за его деловые качества. У них большая потребность в товарищеском общении во взаимоотношениях с тренером, как со старшим товарищем. В группе спортсменов, занимающихся плаванием, этот показатель составил 50%, а у легкоатлетов –75%,что в значительной мере превышают показатели удовлетворенности занятиями физической культурой.
Для более результативного анализа частных видов удовлетворенности занятиями физической культурой необходимо было определить процентный показатель случаев удовлетворенности и неудовлетворенности занятиями у мальчиков и девочек, но исследовались лишь школьники старшего и среднего школьного возраста, как учащихся уже осознанно, объективно отвечающих на предлагаемые вопросы.
Рассмотрим сначала результаты анкетирования старшеклассников. Общая удовлетворенность уроками у юношей 8-10 классов в два раза выше, чем у их сверстниц, кроме того 43% школьниц не удовлетворены занятиями физической культурой на уроках.
Чаще всего старшеклассники удовлетворены условиями занятий.
Показатели общей и частной удовлетворенности
Виды удовлетворенности Старший школьный возраст Средний школьный возраст
удовлетворены Не удовлетворены удовлетворены Не удовлетворены
ю д ю д ю д ю д
1.Общая
2.Содержанием и проведением уроков
3.Условиями занятий
4.Достигнутым физическим развитием
5.Взаимоотношениями с учителем
6.Взаимоотношениями с товарищами 80,3 50,5 85,2 42,8 65,6 51,4 36,7 34,5 63,4 35,9 43,7 62,8 15,6 37,9 9,9 49,2 17,9 35,1 42,9 53,4 21,1 45,3 35,8 19,3 71,9 49,1 71;6 76,1 68,0 44,8 39,3 62,4 75,0 71,5 77,5 64,2 15,4 29,4 12,8 14,3 12,7 24,9 40,7 20,3
7.7 15,8 5,9
8,4
(85% - юношей, 63% - девушки).
Таким образом, по каждому виду частной удовлетворенности число девушек, выразивших удовлетворенность, значительно меньше, чем число юношей.
Следует еще раз отметить, что исследование проводилось нами в одной из лучших школ города Горького. Поэтому причина удовлетворенности учащихся уроками физкультуры лежит гораздо глубже, чем низкий профессиональный уровень учителей, ведущих этот предмет. Очевидно, играют роль многие факторы: низкая двигательная активность на уроке, отрицательное отношение к проходимому материалу, плохие результаты физического развития. Не случайно удовлетворены результатами лишь 42,8% юношей, 35,8% девушек. Многие отмечают у себя низкую активность на уроках физкультуры.
Теперь рассмотрим результаты опроса школьников среднего школьного возраста. Как и у старшеклассников, удовлетворенность занятиями и мальчиков и девочек этого возраста различна - 72% мальчиков и 39% девочек удовлетворены занятиями, неудовлетворенность составляет 15,4% у мальчиков, 40,7% у девочек.
В то же время, остальные закономерности сохранились на той же выборке. Так наиболее часто удовлетворенность проявилась в отношении условий занятий на уроке, (71,5% - мальчики, 75%-девочки). Высокий процент удовлетворенных взаимоотношениями с учителем РК(68% - мальчики, 77,5% - девочки). Наименьшее число учащихся удовлетворено содержанием и качеством проведения уроков (49,2%и62,4% соответственно). Но в отличие от старшеклассников, учащиеся средних классов значительно чаще выражают удовлетворение, достигнутым уровнем физического развития (76,1%и71,5% соответственно).
Из этого пока можно сделать вывод о том, что из 2-х факторов, характеризующих педагогическую деятельность учителя -проведение уроков и взаимоотношения с учащимися - значительным для учащихся является первый. Это совпадает в известной степени с данными Л.В.Лихачева(1982г.), который нашел большую значимость удовлетворенности содержанием тренировочных занятий у спортсменов высокой квалификации в то время, как у спортсменов низкого разряда и меньшего возраста ведущим фактором удовлетворенности выступают взаимоотношения с тренером или педагогом.
Глава IV.
4.1. Пути формирования удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом в лицее.
Для того, чтобы максимальное количество учащихся систематически занимались физическими упражнениями в режиме школьного и внешкольного времени надо воспитать у детей и подростков потребность к физической культуре и спорту: к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Осуществление данной задачи требует, прежде всего, усиление воспитательной работы, направленной на формирование у каждого школьника удовлетворенности занятиями физкультурой,спортом, которая является компонентом потребности.
Потребность - это психологическое состояние, характеризующееся влечением личности к определенным действиям, которые воспринимаются как необходимое условие существования. Таким образом, в процессе воспитания мы планомерно должны формировать у школьников именно такое состояние, которое характеризуется, как влечение к занятиям физическими упражнениями с целью развития своих способностей, укрепления здоровья. Без сознательного желания, стремления самих учащихся совершенствовать свои физические возможности нельзя достаточно успешное осуществлять их физическое воспитание.
Формирование у школьников разумных потребностей является сложным и многогранным педагогическим процессом. Характер потребностей и процесс их формирования зависят от многих воздействий на ребенка со стороны школы и родителей, средств массовой информации, литературы, общественных организаций. При этом сам школьник должен стать активным участником процесса формирования личных потребностей, и от его сознательности и активности во многом зависят успехи в этом деле.
Учителям, каждому по своему усмотрению приходится решать
эту задачу самостоятельно, т.е. формирование у учащихся удовлетворенности занятиями физической культурой. Это сложный процесс.
Именно с этой целью Черкасский районный орготдел народного образования организовал в 1981 году на общественных началах лабораторию по проблеме привития школьникам потребности заниматься физкультурой в повседневной жизни.
Этот процесс состоит из следующих взаимосвязанных направлений: I) воспитание у детей интереса, положительного отношения к занятиям физическими упражнениями; 2) вооружение школьников знаниями по физкультуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости систематически заниматься физкультурой; 3) Формирование умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями; 4) практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физкультурой в режиме школьного и внешкольного времени.Как показывает опыт, формирование у школьников удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом в значимой мере зависит от того, какая атмосфера царит в коллективе учителей и учащихся, какое место занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия в жизни школы. А это в свою очередь зависит от того отношения к делу руководителей школы, педагогов, органов ученического самоконтроля.
Развитию у школьников интереса к физической культуре способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально-спортивной базы. Хорошая база содействует не только качественному усвоению учащимися знаний и умений, но и успешному осуществлению воспитательных задач. Если ребята получают посильные задания, то они испытывают удовлетворение от самого процесса успешного выполнения упражнений.
Обеспечить посильность усвоения учебного материала учащихся, имеющими различную степень физической подготовленности, должны быть дифференцированные задания. Например, в Яснозорьской восьмилетней лицее широко практикуется разделение детей на группы при изучении материала, по легкой атлетике, лыжной подготовке и т.д. В одну группу входят учащиеся, не выполняющие учебный норматив, во вторую - выполняющие на оценку "3"и"4", в третью - на "5". Состав групп не является постоянным, он меняется в зависимости от того, как ребята справляются с учебными заданиями. Если школьник показывает высокий результат, его переводят в более подготовленную группу. Благодаря этому все учащиеся получают относительно трудные, но посильные задания. К тому же такое проведение уроков способствует формированию у физически слабых детей уверенности в своих силах и возможностях.
Важную роль в формировании потребности к занятиям, физкультурой и спортом играет личный пример учителя. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивает влияние личности учителя по отношению детей к тому, чему он их учит:"Для ребят, - писала она, - идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными».
Развивая эту мысль, Н.К.Крупская пишет, что учителей нужно специально готовить к тому, чтобы они умели положительно влиять на учащихся.
У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумывать, как проверять так же и умения учителя влиять на ребят...(2).
Вопросу роли личности и личному примеру учителя в формировании у школьников положительного отношения к предмету придавали так же большое значение выдающиеся советские педагоги С.Т.Шацкий,
В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко.
В лицее№ 4 города Канева учителя физкультуры, например, - готовятся к сдаче норм ГТО на виду у школьников. Многие учителя других предметов в этом отношении также служат хорошим примером для школьников.
Практика школы свидетельствует о том, что в общей системе средств коммунистического воспитания физическая культура, как средство самовоспитания, имеет большие возможности. Ведущий принцип педагога М.И.Водяника - доводить до сознания ребят мысль о том, что физические возможности, волю, настойчивость, твердый характер и другие положительные качества невозможно успешно развивать у человека без его стремления к этому, без его участия в конкретной деятельности.
Самовоспитание при помощи физкультуры направляется не только на укрепление здоровья, физическое совершенствование, и на привитие учащимся положительных моральных и волевых качеств, на умственное развитие, и, наконец, на избрание ими будущей профессии. М.И.Водяник отмечает, что чем крепче деловые отношения педагога с детьми, тем выше уровень взаимопонимания.
Важным разделом работы совершенствования является формирование у них соответствующих убеждений. Основой для формирования убеждений являются знания по физической культуре.
Опыт учителей свидетельствует о том, что осуществлению связей между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся способствует выполнению четырех важных условий: 1) Создание на уроках ситуаций, побуждающих учащихся к приобретению и применению знаний; 2)упражнение детей в самостоятельном выполнении различных заданий на уроках; 3)вооружение учеников действенными знаниями о правилах занятий физическими упражнениями дома и по месту жительства;4) использование на урокахфизкультуры знаний учащихся по другим предметам.
Большое значение имеет совместные действия школы и семьи. Б лицее № I города Черкассы широко практикует обсуждение вопросов физического воспитания учащихся на родительских собраниях. В младших классах такие встречи проводятся в спортивном зале. Первый частью собрания является открытый урок, на котором присутствуют родители детей. Урок строится так, чтобы отцы и матери учащихся хорошо видели и благодаря объяснениям учителя глубоко осознавали задачи совместной работы семьи и школы по физическому воспитанию своих детей. На уроке обязательно демонстрируются упражнения утренней гимнастики, упражнения для домашних заданий, упражнения для формирования осанки.
Для повышения удовлетворенности занятиями физической культурой учителю предъявляются новые требования к организации и про ведению уроков.
Известно, что уроки с музыкальным сопровождением намного повышают эмоциональное состояние учеников и способствует успешному усвоению физического упражнения. Если, конечно, его разумно использовать.
Музыкальное сопровождение вызывает стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает воздействие упражнений на организм. Систематические занятия под музыку вырабатывают у школьников чувство ритма.
Причем необходимо к этому тщательно подготовиться. Необходимо точно знать, где установить магнитофон для лучшего управления классом, подбор музыки в зависимости от содержания урока и характера упражнения.
При этом важна роль учителя, который должен себя активно вести, "заражая" своим игривым поведением других. Он может свободно передвигаться по залу, делать индивидуальные замечания, исправляя ошибки, не останавливая действия всего класса.
Для того, чтобы ребята не стесняясь и не озираясь на других, выполняли эти упражнения, необходимо постепенно вводить их в такое проведение урока.
Используя одну и ту же запись, упражнения подготовительной части урока необходимо усложнять и заменять другими.
В основной части урока тоже можно создать музыкальный фон, проигрывая или музыку классиков, либо современную музыку из мультипликационных фильмов или детских сказок. В конце урока под музыку проводят игры, эстафеты на внимание, спокойные танцевальные упражнения.
Под музыку можно выполнять дозированный бег (закончить с окончанием звучания музыки). Говоря о такой форме проведения уроков, следует чередовать музыкальные уроки с другими формами уроков.
При сообщении теоретических сведений по физкультуре и спорту учителям, для формирования удовлетворенности занятиями следует широко использовать учебные кинофильмы и кинокольцовки. Причем слайды можно изготавливать самим, например, чтобы показать форму для занятий на уроке или положение правильной осанки и др.
Во время демонстрации кинофильмов или слайдов, необходимо поддерживать постоянный контакт с учащимися, руководить процессом восприятия и, тем самым, помогать детям лучше понять материал. Необходимо акцентировать внимание учащихся на ключевые моменты выполнения упражнений. Отдельные элементы, фазы движений необходимо отмечать на экране указкой. После просмотра по принципу "вопрос - ответ", активизируя деятельность ребят, необходимо подвести итог просмотренного и сделать вывод.
За последнее время в учебном процессе все большее распространение получают технические средства обучения. Имеется достаточно большой опыт применения различных тренажеров в спортивной практике, профессионально-прикладная физическая подготовка летчиков, космонавтов, артистов и т.д. Однако слабая пропаганда и недостаточная разработка специальных тренажеров для учащихся массовых школ, не обеспечила широкого практического их применения в физическом воспитании школьников.
Из большого числа различных по конструкции и методике использования существующих тренажеров мы старались выбрать такие, которые были бы доступны школьникам и позволяли целенаправленно развивать или поддерживать определенный уровень физических качеств. Что положительно влияет на удовлетворенность занятиями физкультурой.
Эффективность применения тренажеров в физическом воспитании школьников заключается в возможности:
моделирования различных режимов физической нагрузки и их сочетания;
избирательного воздействия на двигательную функцию;
сопряженного развития и совершенствования техники движения и физических качеств;
выбора индивидуально-дозированных физических нагрузок с учетом пола, возраста, здоровья и состояния тренированности учащихся;
экономии средств и времени при проведении занятий.
Если от урока к уроку применять эти тренажеры при развитии двигательных качеств по методу круговой тренировки, повышая удовлетворенность занятиями.
-22860164465
1. Тренажеры для воспитания выносливости и совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем (велотренажеры, приспособления для бега на месте и др.).
Эмоциональную сторону занятий можно повысить, если разнообразить упражнения специальными заданиями. Так, например, при изменении частоты педалирования и мощности нагрузки на велотреке в игровой форме дается задание прохождения воображаемого ребенком рельефа местности ("равнина - подъем - спуск"). Бег на месте и с продвижением выполняется в упоре и без упора, на матах или гимнастическом мостике с использованием "упряжки" или резинового амортизатора и т.д.
Тренажеры для развития силы и статической выносливости. Ценность силовых тренажеров в том, что ими можно широко воздействовать на мускулатуру всего тела. Основные упражнения с отягощениями можно значительно разнообразить, если дополнить их применением пружинных и шнуровых эспандеров, резиновых жгутов, песочных устройств и т.д.
Тренажерные устройства для метания в цель со звуковым или световым сигналами.
Тренажерные устройства для принятия норматива по подтягиванию со световым или звуковым сигналом.
Универсальный гимнастический снаряд /гимнастическая стенка, наклонные скамейка и лестница, перекладина/Рисунок № 6/
Этот снаряд можно применять, как для работы на снаряде -перекладине, так и как станция в круговой тренировке, где могут одновременно работать несколько учащихся.
Подвесной канат, который прекрасно развивает ловкость, равновесие, координацию движений.
Большинство описанных тренажеров может быть изготовлено руками учащихся в школьных мастерских. Изготовление тренажерных устройств и приспособлений значительно обогатит арсенал средств физического воспитания учителя физкультуры.
Опыт работы по привитию школьникам потребности физическогосовершенствования дают основание полагать, что достижению успехов в этом деле способствует целенаправленное формирование удовлетворенности к занятиям физическими упражнениями, умение самостоятельно выполнять их, последовательное привитие детям убеждений в ежедневном использовании средств физической культуры.
В этой главе мы рассмотрели лишь некоторые пути формирования удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом, которые могут иметь место в практике школы.
Таким образом, положительное эмоциональное влияние занятий физкультуры зависит от многих факторов, среди которых наиболее существенными является посильность предъявляемых к учащимся требований, разнообразие двигательных действий, условия проведения занятий, эмоциональный тон учителя, осознание учащимися значимости занятий для их правильного развития, для выработки изящных рациональных движений, формирования правильной осанки и воспитания других полезных человеку положительных качеств.Осознание успехов своего физического совершенствования побуждает у школьников положительные переживания и выдвигает новые, более высокие цели, на достижение которых он будет направлять свою последующую деятельность. Большое значение имеет помощь педагогов в определении учащимися дальнейших целей, потребностей и способов их удовлетворения, в том числе разумного использования свободного времени для самоусовершенствования. В этой связи важной задачей является формирование у детей, начиная со школьного возраста, знаний, умений и привычек использовать свободное время для деятельности, направленной на развитие личности.
Существенную роль в решении такой проблемы, как правильное использование созданных в нашей стране условий для всестороннего гармонического развития человека, играет внедрение физической культуры в повседневную жизнь людей.
Для того, чтобы человек правильно использовал свободное от производственной деятельности время, нужно вооружать его знаниями, умениями и привычками, необходимыми для разумной организации своей жизни, соблюдения правильного режима труда и отдыха.
ВЫВОДЫ.
Удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом у учащихся с возрастом изменяется.
По нашим данным высокая удовлетворенность занятиями выявлена у старшеклассников, что объясняется наличием в данной лицее спортивных классов (специализирующихся по баскетболу и плаванию).
Следовательно, спортивную специализацию в школах можно рассматривать, как один из путей формирования удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом и развитие интереса к ним.
Удовлетворенность занятиями во многом зависит от деятельности и качеств учителя (деловых и личностных).
На удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом у учащихся оказывают влияние различные факторы -
положительно влияющие:
усиление воспитательной работы;
хорошее оснащение и эстетическое оформление материальной базы школы;
личный пример учителя физкультуры;
формирование у учащихся соответствующих убеждений;
совместные действия школы и семьи;
использование музыкального сопровождения на уроках;
применение кинопособий и кинофильмов;
применение тренажерных устройств;
организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
отрицательно влияющие:
однообразное применение средств и методов на уроке физкультуры;
слабая пропаганда физической культуры и спорта в лицее;
недостаточное внимание на уроке к группе физически слаборазвитых ребят.
Формировать удовлетворенность и интерес к занятиям физической культурой надо в период всего школьного обучения, используя для этого самые разнообразные средства и методы.
ЛИТЕРАТУРА.
Крупская Н.К. Воспитательная роль учителя. - Пед.соч. в 1-ти Т.М.,1959,т.З, с.265-266(2).
Ашмарин Б.А. Психологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л.,198I, с.14
ВойлоковA.M. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физкультуры и пути воспитания интереса к ним.,В сб.
Л.1972
Гетман Ю.Н. Удовлетворенность деятельностью в связи с качеством личности
Ильин Е.П. Психофизиология, физического воспитания. М., "Просвещение", 1978
Козленко Н.А. Школьникам - привычку заниматься физической культурой, , Киев, 1985
Наумова Н.Ф.СмоворянскийМ.Л. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности, Вып.З, 1970,с.152-160.
НиколаевB.C.,СермеевБ.В. Применение тренажеров в физическом воспитании школьниаов, ГТПИ им.Горького, 1979
Ожегов СИ. Словарь русского языка, М., 1961.
О реформе общеобразовательной и профессиональной шкоды. -Сб.документов и материалов, М., 198<,с.49 (I)
ПисанниковаЕ.Г. Удовлетворенность школьников средних и старших классов уроками физкультуры. В сб."Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности", Ленинград,I984,c.I46
Психология физического воспитания и спорта, Под.ред.Джамгаро-ваТ.Т.,ГизниА.Д., М., ФИС, 1979
Сидоров Е.А. Повышение двигательной активности школьников на уроках физической культуры с учетом педагогических и психологических факторов. М., 1983.
Физическая культура вшколе., ж. № 101983,с.43
Физическая культура в школе., ж. № 51984,с.26
Физическая культура в школе., ж.№I1985
Чемоданов Г.А.Научные основы совершенствования учебного процесса на факультете физического воспитания., Л.1979 с. 49
Щербаков Е.П. Формирование интереса к спорту у школьников Омск, 1978