ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИГРЫ (Для воспитателей ДОУ. Имеются конспекты с игровыми занятиями.)
Максимовой Н.К.
(учитель начальных классов,
педагог- психолог,
педагог дополнительного
образования)
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
- д е т с к и й с а д
Т Е М А:
пгт. Южно- Курильск
Сахалинская область
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Краткий анализ педагогических исследований ведущих педагогов Сов. Союза и России в сфере организации игровой деятельности дошкольников.
2. Обоснование необходимости выбора планы работы.
3. Пути создания условий для возникновения игровой деятельности дошкольников и её волшебной силы.
4. Этапы работы по развитию игровых навыков детей.
5. Виды, этапы. Структура игры.
6. Этапы работы по ознакомлению дошкольников с отношениями субординации.
7. Приложение:
а) конспекты «Создание условий для сюжетно- ролевых игр, в том числе и театральных»
б) конспекты проведённых игр по развитию речи, памяти, мышления, воображения, способствующих формированию социальных навыков и для развития двигательных навыков.
Игра- основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
Дети – творцы настоящего и будущего. В этом- обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живёт народ. Окружающий мир воспринимается ребёнком по-иному, чем взрослыми: ребёнок- «новичок», всё для него полно новизны, значения; ребёнок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.
Дети не ставят в игре каких- то иных целей, чем цель- поиграть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
Ещё в советские времена педагог Н.К. Крупская писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. Волшебная сила игры развивает в ребёнке его физические и творческие способности, сообразительность, находчивость, инициативу. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них- учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира».
Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрою, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребёнка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, воспитатель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но даже дети старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию.
Игра – наиболее освоенная ребёнком деятельность. В ней он находит способы решения новых задач, возникающих в труде, познании, в художественном творчестве. Педагоги по– разному относятся к процессу обучения игре- от полного отказа вмешивается в этот процесс до навязчивого желания превратить игру в обучение. Здесь очень важно соблюсти правило «золотой середины».
Основу игры составляют игровые учения. Ребёнок приобретает их разными путями: когда наблюдает за игрой старших детей, общаясь со сверстниками, которые уже умеют играть, или когда кто-то специально обучает его. В современном мире первые два пути постепенно утрачивают свои позиции- во многих семьях только один ребёнок, массовые игры во дворе ушли в прошлое, а группы в детских садах набирают, как правило, из ровесников. Именно поэтому основная нагрузка ложится на третий путь- взрослый должен сам научить детей играть.
К сожалению, дети почти не получают новый игровой опыт от ребят более старшего возраста, оттого в первую очередь страдает самая важная для дошкольников область – сюжетно- ролевая игра. Воспитатель не может стать полноценным партнёром ребёнку, так как сюжетная игра обычно «камерная», а у педагога в группе более 20 детей. В этом случае необходимо специально организовывать совместные игры младших и старших дошкольников – по 3-5 человек.
Ещё более сложная задача – выбор игры.
Это собственная инициатива ребёнка- или же выбирать, как и во что играть детям, должен помочь воспитатель.
Игра – наиболее свободная деятельность детей. Здесь ребёнок следует за своими интересами, потребностями, ему нужна свобода самоопределения. Дети чаще всего пытаются играть в то, чего им не хватает в жизни, что им не разрешается родителями, в то, чем живут взрослые.
В выборе игры воспитатель должен опираться на глубокое знание возрастных особенностей и индивидуальные проявления каждого ребёнка. Будучи средством воспитания, обучения и развития игра должна обеспечивать решение конкретных задач для всех детей в целом и для каждого ребёнка в отдельности и выполнить определённые функции (культурологическую, воспитательную, психотерапевтичекую, коррекцион-ную и др.).
Особое внимание стоит уделить организации игровой среды. Волшебная сила игры велика, очень трудно разрушить устоявшиеся стереотипы. Следует помнить, что игровая среда- это не просто оборудование и не просто место, где играют дети. Игровая среда- это пространство, подходящее по размерам для определённого количества детей, эстетически оформленное, отвечающее требованиям безопасности, гигиеническим нормативам, включа-ющее интересное для детей игровое оборудование и позволяющее взаимодействовать со сверстниками и воспитателем. Игровое пространство должно быть защищено от любых посягательств извне, здесь ребёнок должен чувствовать себя свободным.
Таким образом, ценностное отношение к детству основывается на компетентности педагогов в вопросах детской игры, их умении не только оценить значение игры, но и создать необходимые условия для реализации её значимого потенциала.
Повышение уровня готовности каждого воспитателя к расширению игрового поля ребёнка позволит активно использовать богатейший потенциал игры в созидании личности ребёнка, обладающего свободой выбора в игровой деятельности, инициативой, правом на поиск собственных способов игры.
В настоящее время различные фирмы и кампании взялись за обеспечение своих детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения яркими красочными играми- настольно- печатными, цветными кубиками, мозайками, различными конструкторами, причём всё это различного размера и объёма, новыми сов-ременными машинами, пазлами, и др. игровыми материалами. Казалось бы работать стало легче, но это только на первый взгляд. А фактически обеспечение детских садов игрушками от-сутствует уже много лет. Это значит, что воспитатель должен ежедневно что- нибудь придумывать, постоянно проявлять смекалку, чтобы обеспечить детей своей возрастной группы необходимыми играми, атрибутами к различным играм
Ещё четыре года назад, зная какое положение с наличием игрушек и различных игр в детском саду, и администрация которого не в состоянии из- за отсутствия денежных средств на покупку различных игрушек, настольных игр, мозаик и конструкторов и т.д. мы с напарницей решили проявить небольшую инициативу и привлечь родителей по обеспечению своих детей новыми и интересными играми и игрушками. Сначала мы скромно просили приносить в садик уже бывшие в употреблении игрушки, а постепенно родители и сами стали приносить и старые, и новые игры и игрушки в группу.
Также мы стали привлекать родителей к изготовлению объёмных атрибутов к различным играм. Дети с радостью и гордостью говорят о том, что именно его родители сделали и принесли в его группу для всех детей. Так, например, вместе с родителями был оформлен игровой уголок, где дети находились в разных игровых зонах по интересам: парикмахерская «Салон красоты», живой уголок, магазин продовольственных товаров «Ры-бак», детская поликлиника «Малыш», строительный уголок и т.д. Сначала игровое оборудование было расставлено по разным углам, но затем решили расставить компактнее и доступнее в размерах для детей.
Следующим этапом работы был этап разрабатывания перспективного плана по новой игре в год, где постарались учесть желания большинства детей, чтобы это противоречило программе воспитания и обучения в детском саду.
Ни для кого не секрет, что процесс подготовки к игре намного длинней, чем сама игра.
Например: при подготовке к игре «П а р о х о д» мы сначала подобрали специальную детскую литературу с рассказами о моряках, учили песни и стихи на морскую тему, находили различными книги или рисунки с соответствующими иллюстрациями с изображениями морей, кораблей..
Проводили комплекс занятий по рисованию с использованием морской тематики. Даже попросили родителей сшить фуражки и воротнички на рубашки, как у моряков, а сами изготовляли атрибуты к игре (бинокли, спасательные круги и жилеты). Затем мы возили детей на экскурсию в морскую инспекцию и местный музей, на пирс, где дети совсем близко могли рассмотреть корабли, стоящие у пирса. Наблюдали за действиями команды во время швартовки.
Когда у детей накопился определённый багаж знаний на морскую тему мы стали ждать инициативы ребят. Интересно было, как возникнет игра, кто станет инициатором, какие роли будут введены в её ход. Наши дети, как настоящие моряки взялись вкладывать в игру весь багаж знаний, который они получили за прошедший период. Сначала были попытки просто поруководить (все хотели быть капитанами), но постепенно появились и другие роли. Видя замешательство детей, я пришла им на помощь. Оборудовав сам пароход, предложила детям отдохнуть, а сама взяла и прочитала им рассказ Б. Житкова «На льдине». Дети, наморщив лоб, очень переживали за людей, которые остались на льдине. Предложив продолжить обустраивать пароход, тихонько отошла в сторону и стала наблюдать за ребятами. Поначалу они усиленно продолжали делить между собой роли, но вдруг Саша И. крикнул: «Где наши верёвки? Давайте бросим их с парохода на льдину и будем тянуть. Притянем их ближе и заберём людей на пароход!» Тут же ковёр с игрушками и играющими девчонками превратился в спасающую льдину, а мальчишки усиленно стали заниматься спасением людей. Так игра приобрела свою «волшебную силу» так сказать вошла в русло с моей помощью. Часто подбрасывая ребятам новые сюжеты, я замечала, как дети быстро подхватывали мою идею и превращали её в реальные события.
Затем простая игра в «Пароход» переросла в другую сюжет-но ролевую игру «П о р т». Постепенно в порту появился продуктовый «Магазин» и «Медпункт». Куда пришедшие моряки заходили купить что-нибудь вкусненькое или обращались к врачам за помощью, чтобы поправить своё здоровье после тяжёлого рейса.
В эту предложенную игру воспитателем стали играть большее количество детей. А главное детям было интересно. Ведь в тот момент они ощущали себя взрослыми. Благодаря таким играм мы увидели, как сложился в группе костяк заводил, которые тормошили других детей и предлагали им вот такие сюжетно- ролевые игры. Довольно часто эта игра длилась по несколько дней, переезжая из группы на улицу и назад, пополняясь подробностями предложенного ранее сюжета.
Не менее получилась предварительная работа по обучению детей игре в «Б о л ь н и ц у».
Дети ходили на экскурсию в поликлинику, медицинский кабинет, рассматривание иллюстраций и картин с изображениями медицинских работников их работы, спец. техники, изготовление атрибутов к данной игре (градусников, шприцов, ваты, таблеток). Вместе с детьми рассматривали различных медицинские инструменты, привлекали родите-лей в приобретении и пошива детского медицинского халата, фартуков специальных медицинских шапочек для медицинских сестёр. После проделанной работы решили, что всё так обыденно и не хватает новизны. Затем я решила совместить все свою мысли в одну комплексную игру, которая на определённом этапе в старшей группе могла вовлечь как можно больше детей. Я решила соединить в единое целое:
«П о л и к л и н и к у», «С к о р у ю п о м о щ ь»,
«Б о л ь н и ц у», «А п т е к у»,
М а г а з и н «Супермаркет».
И когда это удалось, я обнаружила, что дети не только смогли это сделать, но и пошли ещё дальше в своих фантазиях.
Например, Оксана П. решила отвести сына Игоря Б. в «Поликли-нику», но у него была очень высокая температура и тогда мамочка Оксана решила вызвать «Скорую помощь», которая очень быстро приехала. И врач Наталья Ш. решила срочно госпитализировать сына Игоря, т.к. решила положить его в «Больницу» на обследование. После обследования уже в «Больнице» врач Наталья велела мамочке Оксане зайти в «Аптеку» и срочно купить нужные уколы, которых на данный момент нет в «Больни-це», а также побольше купить питья (минеральной воды, соков).
Этот непростой случай привёл к сюжетно- ролевой игре, которая приобрела свою волшебную силу, так как смогла заинтересовать достаточное количество детей. Они в который раз смогли вспомнить, как поступают в такие моменты взрослые. И пусть с помощью игры, но на несколько минут встать на их место.
В процессе работы с детьми по развитию игровых навыков постоянно приходится совершенствовать свои собственные знания. Что- то почитать, поискать что- нибудь новое, более интересное.
Для себя кратко выделила несколько видов сюжетно- ролевых игр, наметила этапы, определила структуру.
Итак: виды сюжетно- ролевых игр- бытовые, производственные культурно- общественные, по литературным произведениям, игры драматизации, игры с игрушками – животными.
Э Т А П Ы И Г Р Ы:
подготовительный;
обсуждение плана;
подбор желающих;
распределение ролей между детьми в игре;
создание условий, подбор материала.
С Т Р У К Т У Р А И Г Р Ы:
Манипуляция, характер ознакомления с материалом;
Наблюдение (ребёнок наблюдает игру, а сам в неё не включается);
Игра осуществляется в разговорно- действенной форме – это усиливает её познавательное значение.
В основном вся игровая деятельность с детьми проходит в помещении детского сада. Часто бывает из- за непогоды нет возможности вывести детей на улицу, а тем более куда – нибудь на экскурсию, где появилась бы возможность как – то разнообразить уже сложившийся сюжет.
Очень нравится моим ребятам, когда я сама подключаюсь к игре и исполняю какую- нибудь роль.
Однажды дети играли в сюжетно- ролевую игру «А в т о б у с».
Дети уже распределили между собой роли. Игра шла полным ходом. Входили и выходили пассажиры, как вдруг возникла напряжённая ситуация. В автобус вошла Марина с куклой (дочкой Таней) и хотела сесть на свободное место, как вдруг откуда ни возьмись с другой двери влетел Миша и тоже на это место. Марина чуть не уронила дочку на пол. К тому же Миша не увидел рядом с сиденьем табличку с надписью «Место для матери с ребёнком», плюс накричал на дамочку: «мол, куда лезешь?». Марина и слова сказать не успела, как место этим Мишей было занято. А Миша сделал вид, что он очень устал и закрыл глаза. Я быстро накинула платочек, завязала по- старушечьи, сгорбилась и вошла в «Автобус». Миша подглядывал на всех стоящих окружающих одним глазком. Вдруг Миша подскочил, уступая мне место. Я конечно отказалась, сказав, что мне ехать одну остановку, а вот пусть лучше присядет женщина с ребёнком, тем более что есть рядом с этим сиденьем такая табличка. Миша нахмурился, но согласился со мной. Я действительно вышла следующей остановке, а дети продолжали осуждать Мишу. Игра стала непростой, а волшебной и обрела свою необыкновенную силу.
Помимо создания условий и развития игровых навыков стали попутно решать морально- этические проблемы.
На другом этапе развития игровой деятельности роль является узловым моментом развития сюжета. По мере формирования способов деятельности в самостоятельной игре происходят существенные изменения. Основным становится:
А) умение детей коллективно строить и реализовывать сюжет;
Б) согласование индивидуальных игровых замыслов.
К шести годам дети подошли с хорошо сформированными навыками игровых действий в определённых видах игр.
Одним из важных разделов в работе с детьми своей возрастной группы, стала работа по обучению умению договариваться о выборе сюжета игры, темы игры, распределения ролей, намечать ход действий. Для этого стала учить действовать по схеме, последовательность по схеме которой постоянно напоминала предварительное обдумывание сюжета заставляло детей, увеличивать количество ролей, разнообразие ролевых взаимодействий, сюжетных ситуаций.
После игры взяла на себя за правило разговаривать с детьми, выясняя ряд позиций по которым дети хотят играть.
Вот примерные вопросы:
Понравилась ли тебе игра? Чем?
Часто ли тебе хочется играть в эту игру?
Почему ты выбрал именно эту роль?
Почему ты сам так поступил?
А как можно ещё поступить в этой ситуации? Почему?
Как бы ты поступил в данной конфликтной ситуации?
В подготовительной к школе группе одним из основных этапов стала необходимость ознакомления детей с отношениями социальной субор-динации- взаимодействием людей в совместной деятельности, при которой существует определённая система ответственности и подчинения:
А) Связи между двумя персонажами могут быть 2-х видов:
1- й обе роли равнозначны;
2 – й один – главный, другой- второстепенный;
Б) между 3 ролями – 4-х видов:
1-й Три роли равнозначны;
2-й Одна главная, а две – второстепенны;
3-й Две главные роли, но равных и одна второстепенная.
4-й Один главный, две менее главные, а третья подчиняется вторым.
Субординация ролей может быть зафиксирована в виде модели, где роли определяются кружками, а их величина говорит о главенстве роли (большой, средней или маленькой).
- все равны
- 2 главные роли
-1 главная роль
и 2 второстепенные
- 1 самая главная
2 менее главные
3 подчиняется 2-м
Обучая детей субординации в игре, я стала подчёркивать тот факт, что главным в каждом деле бывает тот, кто больше знает и умеет. Тот, кто главный, отвечает за всё дело и за других людей, заботится о них, люди подчиняются ему, уважают, доверяю и верят в него, что он с ними плохо не поступит. Дети усвоили, что в жизни так же и происходит, как у них в игровых ситуациях. Что часто главенство одного и того же персонажа в зависимости от обстоятельств, может меняться.
А на данном этапе я стала учить детей самостоятельно моделировать взаимоотношения между ролями.
Одним из вариантов обучения детей субординации стала сюжетно- ролевая игра «Театр». Это ещё новая для нас игра.
И, к сожалению, у нас нет в п. Южно- Курильск театра, чтобы можно было сходить на представление и своими глазами увидеть живых артистов на сцене, а также как ведут себя зрители в той или иной ситуации. Именно поэтому у детей возникают некоторые сложности в этой игре. Но мы попробовали, и у нас получилось. Прошло немного времени и дети сами стали играть в эту игру. Им уже понятно кто такие артисты, какие бывают артисты, какого жанра, и у какого артиста какая на сцене бывает роль. Например, дети стали вспоминать, как на материке с родителями они ходили в цирк, и что выступающие это артисты цирка. А кого-то родители водили на концерт, и те, кто поют или танцуют, это тоже артисты. А бывают театральные и артисты кино и др. Именно поэтому дети каждый день играют в артистов, но по разному, устраивая в группе целые представления или бесплатные концерты.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что недоста-точное внимание уделяю прямому обучению сюжетно- ролевым играм, которые имеют в прямом смысле слова
«Волшебную силу игры дошкольников».
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закреп-ляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Для дошкольников игра является важнейшей самостоятель-ной деятельностью ребёнка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуаль-ности и формирования детского коллектива.
Детский сад- это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и тёплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды для их детей. К сожалению, творчество многих воспитателей остаётся не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и новые игрушки становятся достоянием других педагогов. Что понимается под концепцией разви-вающей предметно- пространственной среды в ДОУ? Например, доктор психологических наук С.Л. Новосёлова говорит: «Что развивающая предметная среда- эта система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно- ландшафтные и природно- экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, масштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; и другие информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно- образовательного процесса того или иного образовательного учреждения формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения заданий. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.
Театральная игра- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Главное:
**научить детей ориентироваться в пространстве,
**равномерно двигаться по театральной площадке,
**строить диалог с партнёром на заданную тему;
**развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
**запоминать слова героев спектаклей;
**развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, образное мышление, интерес к сценическому искусству; упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно- этические качества и др.
КОНСПЕКТ № 1
Театрализованная игра
«ЦИРК МОРСКИХ КОТИКОВ И БЕЛЫХ КИТОВ»
ЦЕЛЬ: Продолжать работу номерами программы «Цирк зверей».
Прививать детям любовь к животным.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Просмотр видеофильма, привезённого из Москвы одним из детей, отдыхавшего с родителями в отпуске.
Повторение значений слов «номер», «трюк»
Обсуждение видеофильма. Чьё выступление Вам понравилось больше всего? Почему выступление МОРСКИХ КОТИКОВ было таким весёлым и интересным?
Ребята, как вы думаете, сложно ли дрессировщику выучить такой интересный номер с МОРСКИМИ КОТИКАМИ?
Морские котики – это не люди, как дрессировщику удалось с ними заниматься математикой, а тем более разучить такие сложные решения задач?
Как вы думаете, почему девочка оказалась такой более послуш-ной и музыкальной, чем мальчик?
Чем отличаются в первую очередь МОРСКИЕ КОТИКИ от БЕЛЫХ КИТОВ?
Что самое интересное нам смогли показать БЕЛЫЕ КИТЫ?
А какой их возраст, как вы думаете?
Почему столько детей и особенно малышей было на представ-лении?
Когда поедете в отпуск с родителями, попросите их чтобы они Вас сводили на такое представление?
А теперь мы начинаем наше представление,
Любой из нас участвовать в нём рад.
И показать хотим на этой сцене
Наш цирковой звериный маскарад.
Сейчас буквально каждый ребёнок превратится в зверёнка и придумает нам, затем покажет своё удивительное представление.
Звучит марш И. Дунаевского из кинофильма «Цирк», ведущая говорит: Манеж зовёт, волнует, дразнит,
Сегодня праздник, друзья, вас ждёт!
Сиди, гляди, в ладоши хлопай!
Под гром оваций парад идёт!
Дети под руководством воспитателя делятся на группы и заранее подготовленные цирковые номера предлагаются посмотреть детям.
КОНСПЕКТ № 2
Театрализованная игра
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК»
ЦЕЛЬ: Показать воспитанникам детского сада отрывки из готовых спектаклей, подготовленных детьми, посещающих театральный кружок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Просмотр отрывка из спектакля «Репка»;
Просмотр отрывка из спектакля «Теремок».
Словарная работа;
Чем похожи эти сказки?
Чем отличаются эти сказки?
Какая сказка сыграна лучше и почему?
Какая сказка получилась более интереснее, веселее, её легче
воспринимать?
Из-за каких атрибутов артисты из сказки «РЕПКА» смотрятся как настоящие и напоминают нам старинные времена?
А кто из детей, не артистов, желает сам побывать на их месте и попробовать показать нам сказку?
Зачем необходимо много раз репетировать сказку?
А у кого есть самая любимая сказка?
А какую сказку вы бы хотели увидеть в исполнении наших артистов?
И в заключении послушайте ещё одну сказку К.. Чуковского по магнитофонной аудиозаписи.
КОНСПЕКТ № 3
Театрализованная игра
«САМ СЕБЕ РЕЖИССЁР»
ЦЕЛЬ: Дать детям возможность самостоятельно сочинять сценки, например про нашу жизнь в детском саду.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Беседа о том, кто такой режиссёр? (объясняет воспитатель)
Беседа на тему: как рождается весёлая сценка?
Какие необходимо подготовить реквизиты и атрибуты для показа задуманной сценки (вспоминаем сценки из ЕРАЛАША)
Придумываем сами интересные сценки, разделивши всех детей на несколько групп, в каждой группе более старший, находчивый и умеющий организовать свою группу.
Показ своих сценок.
Обсуждение ошибок или как можно что- либо исправить, чтобы эта сценка смотрелась веселее.
Самостоятельная репетиция сценок.
Показ сценок для всех желающих детей в детском саду (уже в костю-мах, которые организовали прямо в группе с помощью воспитателя).
«ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ДРУГИХ ИГРД О Ш К О Л Ь Н И К О В в ДОУ»
Существуют и другие игры и игрушки, которые не менее интересны и важны для развития ребёнка в детском саду. А главное их волшебная сила также велика, как и те о которых я уже рассказала.
Итак, существуют игры для развития памяти, развития речи, мышления, восприятия и воображения, игры способствующие формированию социаль-ных навыков, игры по освоению навыков самообслуживания, игры для раз-вития двигательных навыков, для развития мелкой моторики рук и тд.
Предлагаю конспекты некоторых игр, которые я провела в своей группе.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Память позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. Мы знаем, что мы живём, если помним себя. В зависимости от того, что запоминает человек, различают память двигательную (запоми-нание собственных движений, выработка навыков),эмоциональную (память чувств), образную (образы восприятия, мышления, воображения) и словесно- логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации). Виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют изолированно.
В возрасте 3-4 лет память ребёнка является центральной функцией, которая определяет психические процессы. Мыслить для ребёнка в этом возрасте – значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт. Благодаря хорошей памяти ребёнок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше ребёнок был под властью кон-кретной ситуации, то теперь его мышление перерастает быть наглядно-действенным. Малыш становится способен устанавливать простые при-чинно- следственные связи между событиями и явлениями. У ребёнка появ-ляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.
ЗАНЯТИЕ № 1 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: развитие памяти, внимания, социальных навыков.
Материал: 4-5 игрушек (животные, люди), кукла, игрушечный столик и стульчики по числу кукол и животных, игрушечный чайный сервиз.
Х О Д И Г Р Ы:
Воспитатель сообщает ребёнку, что у куклы ОЛИ день рождения и к ней скоро придут гости. Дети должны помочь воспитателю организовать праздничный стол, расставить посуду, стульчики для гостей. Затем на эти стульчики рассадить гостей (кукол, животных и т.д.). Далее от имени гостей поздравить именинницу, а от имени хозяйки разлить гостям чай и угостить их сладостями. После того, как уйдут гости убрать посуду, стол, стулья поставить по местам, в целом комнату привести в порядок.
ЗАНЯТИЕ № 2 «СЛЕДОПЫТ»
ЦЕЛЬ: развитие произвольного внимания, памяти ребёнка.
Материал: 2-3 лёгкие игрушки (животные, люди), комната, детское оружие, шляпа с пером.
Х О Д И Г Р Ы:
1) беседа с детьми о следопытах – охотниках.
2) Воспитатель предлагает самим стать следопытом, предварительно спрятав игрушки, которые видели дети и запомнили.
3) После репетиции, все действия должны быть настоящими. Во первых игра продолжается без участия воспитателя.
Водящий назначается после считалки: На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей
Не задерживай добрых
И честных людей
Остальные запоминают предложенные игрушки. Затем надевают на себя шляпу с пером и оружие. Выходят из комнаты. Водящий прячет игрушки. Когда «СЛЕДОПЫТЫ» входят в комнату, игрушки (животные и куклы) уже спрятаны. Кто быстрее найдёт спрятанную игрушку?
Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
Внятность и чёткость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Чтобы ребёнок правильно и красиво говорил, необходимо следить за здоровьем его зубов, состоянием прикуса. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребёнка, обеспечить чёткое и благозвучное произношение, я предлагаю 1 занятие из тех, которые я про-вела в своей группе.
ЗАНЯТИЕ № 1 «Игры для изучения звука Ж»
ЦЕЛЬ: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизно-шения.
Материал: картинки с изображением жирафа, жука, божьей коровки, журавля, моржей, лыж, багажа и т.д.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Х О Д И Г Р Ы:
1) Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и спрашивает детей, кто это?
2) Затем предлагает отгадать загадки.
Отгадки: жук, пчёлы, жираф, лыжи, ёжик, жаба, подснежники.
3) Игра «Найди звук Ж». Воспитатель произносит слова, а дети если в этом слове есть такой звук Ж в этом слове, то дети хлопают в ладоши, если нет, то в группе тишина.
Итак: медвежата, ножи, ножницы, кружок, кружка, снежок, ёжик, жук, этаж, лежебока, этаж, пляж, Женя, Жанна, Рыжик, лужок.
разучивание стихотворения «Рыжий кот» - 8 строчек
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, да лень ворочаться.
Вот и ждёт рыжий кот -может, миска подползёт.
физминутка
Игра «А ну-ка повтори»
Воспитатель говорит сначала медленно, а потом быстро скоро-говорку, а дети должны повторить. Можно только мальчики, можно только девочки, можно хором, можно по одному и т.д.
СКОРОГОВОРКИ:
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
Ель на ёжика похожа- ёж в иголках, ёлка тоже.
У ежа ежата, у ужа ужата.
7) В заключении прочитаю маленький рассказ «ПРО ЁЖИКА»
Жанна приехала в гости к Жоре. Жора принёс Жанне живой подарок- ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжика бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с моло-ком. После этого на полу оставались маленькие лужицы. Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жоры, Жанне было тяжело расставаться с любимцем. Жанна положила ежа в коробку и решила взять его с собой. Позже она отнесла ёжика в живой уголок детского сада. Там уже жили уж, жаба и хомячки. Дети полюбили и нового гостя. Они стали также бережно за ним ухаживать, как и за постоянными жильцами в живом уголке.
Р А З В И Т И Е М Ы Ш Л Е Н И Я
Мышление как ребёнка, так и взрослого всегда предполагает решение какой- либо задачи, что обозначает необходимость соотношения целей задачи с её условиями.
Мышление ребёнка, особенно 3-4 лет является наглядно- действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач, например по конструированию.
Ребёнок повторяет постройку из нескольких деталей разной формы, выполненную взрослым.
К 4-5 годам мышление ребёнка становится наглядно- образным. Это значит, что некоторые задачи ребёнок уже может решать не только в проце-ссе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи ставится образ.
Основное направление развития образного мышления- овладение спо-собностью к замещению и пространственному моделированию, т.е. фор-мированию умения использовать при решении разнообразных задач услов-ные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространствен-ные модели, отображающие отношения между вещами. И т.д.
В играх для развития мышления:
умение мыслить в этом возрасте подразумевает:
выделение существенных признаков предмета;
синтезирование различных признаков в целое представление о предмете;
сравнение разных предметов и выявление различий в них;
осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими;
умение осуществлять «превращение», когда один и тот же предмет заменяет другие предметы по какому- либо признаку.
Я предлагаю поиграть с детьми в игры по развитию способов мышления
ЗАНЯТИЕ № 1 «КРУГ - КВАДРАТ»
ЦЕЛЬ: обучение различению предметов по форме;
развитие координации движений мышц пальцев рук.
Материал: 4 круга и 4 квадрата (вырезанных из цветного картона), цветная и белая бумага для всех детей, ножницы, простые карандаши, спички для всех детей, подставочки для аппликаций.
Х О Д И Г Р Ы:
1) Беседа воспитателя с детьми о геометрических фигурах и ближнее знакомство с кругом и квадратом. Геометрические фигуры крупно вырезаны из цветного картона. Вначале быстро сравниваем: чем отли-чается квадрат от прямоугольника, сделав вывод, что у квадрата все стороны равны, а затем сравниваем квадрат и круг, что из квадрата можно с помощью ножниц вырезать круг, а из круга квадрат нет.
2)Затем каждый ребёнок берёт по одному листу цветной бумаги, складываем, как показывает воспитатель, и вырезаем 4 квадрата. У каждого получились квадраты разного цвета. По цепочке перечисляем у кого какого цвета квадраты. После чего берём только 1 квадрат, складываем вчетверо и вырезаем круг. А теперь кладём перед собой все вырезанные квадраты и круг, дружно подумаем, какой предмет можно сложить из данных геометрических фигур.
3) Берём простой белый лист бумаги и цветные карандаши. Далее из квадратов и кружочков придумываем вместе с воспитателем разные фигурки: (если хочется, например, нарисовать дом, а не хватает другой геометрической фигуры, тоже можно использовать).
Тоже самое можно с помощью спичек сложить предмет из геомет-рических фигур..
Игра называется: «Угадай мою фигурку»
Домик, рыбка, бабочка, пароход, машина, светофор ,солнце, черепашка, ракета, башня, цветок, стол, стул, мордочку любого животного и т.д.
(на занятиях математики и конструирования)
4) выставка полученных изделий, отмечаем лучшие и оригинальные работы.
5) Итог: о пользе и использовании геометрических фигур, особенно круга и квадрата в нашей повседневной жизни.
ЗАНЯТИЕ № 2 «З А Г А Д К И»
ЦЕЛЬ: научить ребёнка по ряду признаков определять предмет, раз-вивать внимание, творческое воображение.
ХОД И Г Р Ы:
1) воспитатель проводит беседу о том, что такое загадки, как нау-читься их отгадывать, а также в загадках правильно находить свойства предметов. Научиться придумывать самим загадки, проявлять фантазию и смекалку.
Отгадывание загадок:
Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
Но лисице на зубок всё ж попался (колобок)
Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,
сквозь очки свои глядит добрый доктор..(Айболит)
На ветке не птичка- зверёк – невеличка,
Мех тёплый, как грелка, кто же это..(белка)
Я в любую непогоду уважаю очень воду
И от грязи берегусь- чистоплотный, серый (гусь)
5) У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя – хвост большой,
Ну конечно, это он! Это(слон)
6)Очень ласковый пушистый и чистый,
Лапой моется пушистой,
Если пустит ногти в ход,
Страшный зверь – домашний (кот)
7)Звонко время отмечает, утром солнышко встречает
Вот последний луч потух- спит на жёрдочке (петух)
8) Дети кто может пытается сам придумать загадку.
9) Игра: «УГАДАЙ- КА»
По признаку предмета (по цвету, по вкусу, по величине, по форме) угадываем например фрукты, ягоды, мебель, одежду и др. предметы.
П О В К У С У: П О Ф О Р М Е:
П О Ц В Е Т У:
Р А З В И Т И Е В О О Б Р А Ж Е Н И Я
Воображение ребёнка с самого начала его формирования имеет две основные функции- познавательную и аффективную .
Основная задача познавательного воображения- воссоздание объектив-ной реальности, «достраивания» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребёнок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого- либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я».
В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если меньше фантазии ребёнка были неуправляемы, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребёнок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.
Следует внимательно относиться к фантазиям малыша, фиксировать его результаты творчества. Записи сохранят пережитые счастливые мгновения и вызовут приятные воспоминания.
ЗАНЯТИЕ № 1 «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
ЦЕЛЬ: развитие воображение у ребёнка, наблюдательности и внима-тельности.
Материал: кусочки цветного стекла, белая и цветная бумага несколь-ко листов.
ХОД И Г Р Ы:
1) воспитатель проводит беседу о том, что такое цветное стекло, как называются люди, которые умеют надувать различные вазы или другие предметы, и почему они получаются цветными.
2) просмотр видеофильма о людях такой профессии, знакомство с их ремеслом.
3) Воспитатель принесла колотые несколько кусков цветного стекла, но края обточенные, чтобы дети, смотрев в эти стёкла, не обрезались.
4) Воспитатель предлагает поиграть.
ИГРА: «ВОЛШЕБНОЕ СТЕКЛО»
Заранее воспитатель под куски цветного стекла располагает разре-занные геометрические фигуры из цветной бумаги. Детям предлагается друг за другом пройти мимо этих цветных стёк и угадать: какого цвета под стеклом находятся геометрические фигуры.
Например, ответ звучит так: «Под голубым стеклом лежит зелёный квадрат, а под коричневым стеклом лежит чёрный круг» и т.д.
После того как прозвучат ответы детей, проверяем. Итог таков: под стеклом лежат совсем другого цвета геометрические фигуры потому что цветное стекло при наложении на цветное вещество даёт другой цвет. Отсюда цветное стекло не простое, а волшебное.
Точно такой же опыт мы проделываем на улице, каждый в руки берёт кусок цветного стекла и смотрит на облака, солнце, траву и т.д.(всё то, что нас окружает), а после просмотра и внимательного наблюдения говорит воспитателю какой предмет он увидел какого цвета, благодаря цветному стеклу.
5) подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ № 2 «СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД»
ЦЕЛЬ: развитие речи, воображения, творческого мышления, увеличение словарного запаса детей, новых понятий.
Материал: подготовить с помощью родителей маски к сказке
«Т р и м е д в е д я»
ХОД И Г Р Ы:
1) Воспитатель проводит предварительную беседу, вспомнив сказку «ТРИ МЕДВЕДЯ». Затем воспитатель сообщает, что теперь каждый из детей может стать автором сказки, только немного переделать содер-жание этой сказки. Пусть теперь в нашей сказке не Машенька заблудится в лесу, а медведи не смогут найти свой дом в лесу и попадут в гости к кому –нибудь. Давайте подумаем и что же у нас получится?
2) Те дети, которые отлично рисуют воспитатель предлагает нари-совать свой вариант сказки, можно на нескольких листах, чтобы посю-жетно было видно к кому, например, медведи сначала попали в гости, а потом что могло с ними приключится, и кто им всё таки помог найти свой дом.
3) Через некоторое время мы нескольких детей выслушиваем, а у жела-ющих смотрим рисунки, разумеется похвалив тех детей у которых хорошо развита речь, воображение, фантазия и творческие способности.
ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Например, в 3 года ребёнок начинает осознавать, что он не похож на других людей. Он запоминает свою фамилию, имя, сколько ему лет. Начи-нает сам предлагать детям в группе свои игры.
А в 4 года ребёнок начинает играть в простые настольные игры: мозайку, кубики, много рисовать, собирать пирамидку и из цветных модульных геометрических фигур дома, гаражи, машины и т.д. Пытается навязывать детям и взрослым свои игры, имеет небольшие представления о труде взрослых, которые его окружают, начинает интересоваться сю-жетно- ролевыми играми, знает некоторые праздники: день рождения свой, Новый год, мамин день..
ЗАНЯТИЕ № «СТРОИМ КУКЛЕ КОМНАТУ»
ЦЕЛЬ: вызвать у ребёнка желание заботиться о кукле, выучить назва-ния предметов мебели, расширить представления, связанные с устройс-твом комнаты для куклы.
Материал: подготовить с помощью родителей игрушечную мебель и чайную посуду для кукол.
ХОД И Г Р Ы:
1) Воспитатель предлагает принести детям все куклы, которые есть в группе. Затем перечислить их по именам. Внимательно посмотреть, где на данный момент находятся и живут куклы в группе. «Подумайте, а чего не хватает нашим куклам?»- сказала воспитательница. За правильным отве-том воспитатель предлагает детям построить куклам дом, оборудовать комнаты, расставить мебель, согласно назначению комнат: если это кухня, спальня или игровая комната, гостиная и т.д.
2) Практическое самостоятельное выполнение задание детьми.
3) Просмотр результата с другими детьми и воспитателем.
Каждый ребёнок рассказывает для какой куклы какую комнату оборудовал.
4) После чего проводится ИГРА: «Теремок» Так как кукол несколько, и для каждой построена своя комната, но куклы ещё не знают об этом. Детям необходимо вспомнив сказку «Теремок» поселить каждую куклу в свою ком-нату, чтобы одна из кукол жила на кухне и варила девочкам что- нибудь вкусненькое, другая жила в гостиной и приглашала по вечерам подружек посмотреть интересный фильм, третья жила в игровой комнате и по желанию приглашала соседушек поиграть с ней в различные игры и т.д.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Двигательная активность дошкольников приобретает особое значение для общего физического развития.
Малыши растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуют-ся координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых, заканчивая сложными и изящными, как набор номера телефона и умение держать ложку и вилку в руке самостоятельно.
К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспо-собность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развиты дети уже могут отрывать обе ноги от земли, прыгать на скакалке, приземляться на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но ещё не умеют правильно использовать взмах рук.
Это возраст «граций»- малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко даётся гимнастика. Ребёнка уже можно научить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколёсном велосипеде.
Большинство детей в этом возрасте любят танцевать.
Вот несколько игр для развития двигательных навыков:
«ПЯТНАШКИ», «МЫШКИ В КЛАДОВОЙ», «ЧЕРЕЗ ВЕРЁВОЧКУ»,
«ВОРОБУШКИ И КОТ», «ДВА МОРОЗА», «КОЛОКОЛЬЧИКИ ЗВЕНЯТ», «ВОЛК ВО РВУ», «С КОЧКИ НА КОЧКУ», «НЕ ОПОЗДАЙ!»
и много других подвижных игр по пособию для воспитателя Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Ст. А.И. Сорокиной об играх в детском саду с. 5 (Москва, «Просвещение» 1982 г.)
2. Журнал для родителей и педагогов «ИГРА и ДЕТИ» № 3 – 2007 г. ст. Н.К. Андриенко канд. пед. наук Краснодарского края «Игра дошкольника: проблема педагогической компетентности» стр. 3
3. Ст. М.А. Васильевой «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» (Москва, «Просвещение» 1986);
4. Ст. Д.В. Менджерицкой «Воспитателю о детской игре» (Москва, «Просвещение» 1979 г.)
5. Ст. С.Л. Новосёловой «Игра дошкольника» (Москва, «Просвещение» 1989 г.)
6. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» - занятия, проведённые в группе (Москва, «Мозаика- Синтез – 2007 г.);
7. Е.Н. Вавилов «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» - метод. пособие воспитателя (Москва, «Просвещение» 1983 г.);
8. А.С. Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка в играх»- игровые занятия, проведённые в группе (Москва, издательство «АРКТИ» 2006 г.).
9. Дидактический материал Н.С. Руслановй «Игры для развития лексико- грамматических категорий у детей 5-7 лет» (Москва, издат. «АРКТИ» 2005 г.);
10. Игры по развитию речи А. Герасимовой, О. Жуковой «Уникальная методика развития речи дошкольника» с.128 (Москва, «ОЛМА- ПРЕСС» 2002 г.)
РЫБКА ДЛЯ САДИКА 2007В ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕКОРАБЛИК ДЛЯ ВИНЬЕТКИПОРТ СХЕМАаптека схемаВ Р А ЧДЕВОЧКА СПИТВ Р А ЧСКОРАЯ ПОМОЩЬаптека схемаСТАРИННЫЙ ДОМИК ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТКРАСНАЯ ШАПОЧКАВЫСТУПЛЕНИЕ МОРСКИХ КОТИКОВБЕЛЫЙ КИТ ПРЫГАЕТ К МЯЧУ