Урок литературы Проблема художественного мира в повести Б.Лавренева Сорок первый(11 класс)

Урок литературы в 11классе


Тема: Проблемы художественного мира повести Б.Лавренева «Сорок первый»

Цели: Развивать речь учащихся, формировать умение работать с текстом, делать выводы.
Воспитывать любовь к художественной литературе, доброе отношение к близким, способность понимать чувства других людей.

Оборудование: портрет писателя Б.Лавренева, записи на доске основных этапов обсуждения произведения на уроке, эпиграф; музыкальное оформление ( начало «Венгерской рапсодии» Ф.Листа)


Ход урока.

Организация класса.
- Сегодня на уроке, беседуя по прочитанной вами дома повести Б.Лавренева «Сорок первый», мы рассмотрим проблемы художественного мира этого произведения.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Этапы работы перед вами на доске, ваша задача - слушать, думать, отвечать, делать записи, активно включаться в работу.

2. Вступительное слово учителя. ( Под музыкальное сопровождение читает эпиграф)
Над голубыми полями клевера
Летели горе и гибель с севера.
Летели русские пули градом,
Убили друга со мною рядом.
И Ангел плакал над мертвым Ангелом
Это строки из стихотворения поэта-эмигранта Владимира Смоленского о том переломном времени, об эпохе революции и гражданской войны в России. Тема революции и гражданской войны в 20-е годы была основной в творчестве поэтов и писателей. Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя тех лет Бориса Лавренева.
Послушайте рассказ о писателе и о его времени.
( Выступление ученика)
-- Тема революции гражданской войны раскрывается и в повести Лавренева «Сорок первый». Каков же сюжет этой повести?
(Рассказ ученика)
--Как вы думаете, реальность или вымысел в основе сюжета повести?
(Наверняка, столкновение вечных человеческих категорий с классовыми понятиями было подсмотрено автором в жизни, ведь он сам был участником гражданской войны. Следовательно, в основе сюжета, скорее всего, реальные события.)

-- Поговорим о композиции повести. Каковы ее особенности?
( По временной последовательности событий композиция последовательная , или линейная. А если рассматривать историю героев от первого выстрела Марютки, когда она промахнулась, до последнего, когда героиня убила поручика, то смело можно определить композицию как кольцевую.)

-- О жанре произведения тоже можно сказать многое. Сам автор назвал его повестью.
Е.Старикова в своей статье назвала его романтической балладой. А ваше мнение?
(Ответы учащихся)
--Литературовед Вишневская пишет: « Поступок Марютки – это ее сила, победа над личным. Победив себя, Марютка счастлива как солдат революционной армии, но глубоко несчастна как женщина, потерявшая любимого. Это трагедия.» А ваше мнение? (ответы учащихся)

--До конца раскрыть внутренний мир героев и их драму писателю помогает выбранное место действия. Он и Она на острове! Найдите строку в конце 5-й главы. .(«Совершенная сказка, Робинзон в сопровождении Пятницы») Какое определение жанра этого произведения напрашивается еще? ( Жанр робинзонады)
--Поручик называет себя Робинзоном, а Марютку Пятницей. Расскажите о жизни героев на необитаемом острове. Кого, по-вашему, можно назвать Робинзоном? Почему? (Ответы учащихся).
-- Юношеское увлечение поэзией оставило свой след и в прозе писателя. Давайте рассмотрим , как в повести иэображается природа. ( Учащиеся находят и зачитывают описание пустыни, моря., делают выводы, что зарисовки природы очень краткие, но яркие, полны эпитетов, метафор и сравнений.) Как раскрывается мастерство писателя в портретных описаниях? ( Яркая художественная деталь – глаза. Автор продолжает традиции Тургенева, Чехова, Гоголя).

-- Рассмотрим проблематику повести. Назовите проблемы и расскажите , доказывая выдержками из текста, как они раскрываются.
1. Проблема любви и долга ( Для Марютки чувство долга выше личного, Поручик готов бросить все и жить с любимой в тишине и покое).
2. Проблема счастья и смысла жизни.
3. Проблема взаимоотношений людей разных мировоззрений, разных классов.
4. проблема любви к Родине в переломное время.
5. Проблема сохранения культуры. ( Здесь в словах поручика слышен голос автора, обеспокоенного тем, что кара, обрушившаяся на буржуазию, может уничтожить культуру)

-- Какова авторская позиция в повести? ( Автору симпатичны герои, но он их не приукрашивает, одинаково раскрывает и их хорошие качества, и недостатки.)

-- Вернемся к эпиграфу. Как вы думаете, что оплакивает Ангел-хранитель Марютки и что оплакивает Ангел-хранитель поручика Говорухи? (Ответы учащихся.)

-- Когда вы читали повесть, наверное, вам до конца верилось, что конец повести будет благополучным. К сожалению, надежды не оправдались Но можно пофантазировать и придумать свой финал.
Ваше домашнее задание : Подумайте, каков мог быть финал, 1) если бы Марютка не убила поручика? 2) если бы на баркасе были красные. А ружье было в руках у поручика?
Итоги урока.