Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Багеровская средняя общеобразовательная школа №2» Ленинского района Республики Крым
Основное общее образование
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе на заседании
педагогического совета школы приказом директора
МБОУ Багеровская СОШ №2
____________ Е.И. ЮшакинаПротокол №9 от 31.08.2015 №223 от 31.08.2015
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
6 класс, базовый уровень
Учитель Бызова Ирина Евгеньевна
пгт. Багерово
2015г.
Паспорт ресурса
Тип программы: программа общего образования
Уровень образования: основное общее образование
Статус программы: рабочая программа по предмету «Литература»
Назначение программы:
для учащихся и родителей (законных представителей) программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогического коллектива определяет приоритеты в содержании филологического образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;
для администрации школы является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по образованию в области литературы.
Категория учащихся: учащиеся 6 класса МБОУ Багеровская СОШ №2
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: предмет изучается в объеме 70 часов
Форма обучения: очная
Режим учебных занятий: по 2 часа в неделю
Формы контроля:
текущий контроль: устный опрос, сочинение, тестирование
итоговая аттестация: обобщающий урок
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении настоящей программы по литературе для 6 класса использовались следующие документы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 года № 1087, в редакции приказа Минобрнауки РФ от 31 января 2012 года №69;
Примерная программа основного общего образования по литературе (базовый уровень);
Авторская программа «Литература. 5-11 классы общеобразовательных учреждений» под редакцией В.Я.Коровиной;
Основная образовательная программа основного общего образования ФК ГОС МБОУ Багеровская СОШ №2 на 2014-2019 годы.
Цели и задачи преподавания литературы
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа изучения курса литературы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта в 6 классе рассчитана на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю, 35 недель). В рабочей программе для изучения данного предмета сохранено такое же количество часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. «Узник». «И.И. Пущину». «Зимнее утро». М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…», «Утес». Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. «Летний вечер». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник»: вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. «Узник». «И.И. Пущину». «Зимнее утро». М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…», «Утес». Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. «Летний вечер». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».
Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер. «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов. «Партизан». Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва». А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел». К. Ф. Рылеев. «Державин». Е. А. Баратынский. «Родина». Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины». Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...». А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес». М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна». А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан». И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас». Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей». В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро». А. А. Лиханов. «Последние холода». В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель». В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы Э. По. «Овальный портрет». М. Твен. «История с привидением». О. Генри. «Вождь краснокожих». А. Конан Дойл. «Горбун». Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Разделы программы Кол-во часов по примерной программе Кол-во часов по рабочей программе Практическая часть
1 Введение 1 1 -
2 Устное народное творчество 2 2 -
3 Древнерусская литература 1 1 -
4 Из русской литературы 18 века 4 4 -
5 Из русской литературы 19 века 33 33 КР №1Ксоч 1, Творч работа 2
6 Из русской литературы 20 века 19 19 Творч работа1
7 Зарубежная литература 10 10 Тест1Итого 70 70 7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Дата Содержание материала Кол-во часов Практическая часть Основные виды деятельности уч-ся Регион
компонент
План Факт 1 02.09 Введение (1ч). Художественное произведение. Содержание и форма 1 Работа с текстом. Развернутый ответ по теме. Устное и письменное высказывание Устное народное творчество(2ч)
2 07.09 Обрядовый фольклор. Обрядовые песни 1 Материал учебн, знакомство с УНТ, осмысление прочитанногоКоллективная работа, индивидуальные задания 3 09.09 Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. Загадки 1 Материал учебн, знакомство с УНТ, осмысление прочитанногоРабота в парах Древнерусская литература(1ч)
4 14.09 «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» 1 Формирование способов и форм действия оценки Коллективная работа, индивидуальные задания Произведения русских писателей ХVIII века(4ч)
5 16.09 И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
И. А. Крылов. «Осел и Соловей»
1 Выразит чтение, осмысление басни, определение морали Коллективная работа, индивидуальные задания 6 21.09 И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» (комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства) 1 Выразит чтение, осмысление басни, определение морали Коллективная работа, индивидуальные задания 7 23.09 Стартовый контроль 1 Индивидуальные задания 8 28.09 Вн.чт.№1. Басни И.А. Крылова
1 Обобщение и систематизация знаний Произведения русских писателей ХIX века (30 ч)
9 30.09 А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» 1 Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразит чтению Коллективная работа, индивидуальные задания 10 05.10 Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» 1 Обучение анализу стихотворения Коллективная работа 11 07.10 А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину» 1 Выразит чтение, материал учебника, работа по вопросам Коллективная работа, индивидуальные задания 12 12.10 А.С.Пушкин. Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка» 1 Речевая и портретная хар-ка героя-рассказчика, работа с текстом Коллективная работа, индивидуальные задания 13 14.10 История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Изображение русского барства
Дубровский – старший и Троекуров 1 Речевая и портретная хар-ка героя-рассказчика, работа с текстом Коллективная работа, индивидуальные задания 14 19.10 Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма 1 Работа с эпизодом «Пожар в КистеневкеКоллективная работа, индивидуальные задания 15 21.10 Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Авторское отношение к героям повести 1 Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского»
Коллективная работа, индивидуальные задания 16 2.11 РР№1 Сочинение-рассуждение по повести А. С. Пушкина «Дубровский» 1 Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос Самостоятельно 17 4.11 Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» 1 Вводный урок - постановка учебной задачи, знакомство с текстом Коллективная работа, индивидуальные задания 18 9.11 Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
Антитеза - основной прием стихот1 Выразит чтение, работа с текстом Коллективная работа, индивидуальные задания 19 11.11 Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы» 1 Работа с двусложным и трехсложным размером стиха, выразит чтение Работа в парах 20 16.11 Творческая работа №1 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова 1 Художественный анализ стихотворения Самостоятельно 21 18.11 Анализ творческой работы.
И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя 1 Вводный урок - постановка учебной задачи 22 23.11 Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» 1 Комментированное чтение Коллективная работа, индивидуальные задания 23 25.11 Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Подготовка к дом.сочинению №1 1 Речевая и портретная хар-ка героя-рассказчика, работа с текстом Коллективная работа, индивидуальные задания 24 30.11 Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья» 1 Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения Коллективная работа 25 2.12 Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...» 1 Работа с текстом, выразительное чтение Коллективная работа 26 7.12 Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» 1 Работа с текстом, выразительное чтение Коллективная работа 27 9.12 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда 1 Работа с текстом, выразительное чтение, подбор материала к образам Групповые задания 28 14.12 Народ – созидатель в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» 1 выразительное чтение, подбор материала к образам Коллективная работа 29 16.12 Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» 1 Монологический ответ, работа с текстом Индивидуальные и задания в группах 30 21.12 Контрольная работа №1 по произведениям поэтов XIX века
1 Тестирование + творческое задание Самостоятельно 31 23.12 Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша» 1 Сообщение, работа с текстом Индивидуальные, групповые задания 32 Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша» 1 Индивидуальные задания 33 Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С. Лескова «Левша» 1 Работа с текстом Коллективная работа 34-35 Классное контрольное сочинение-рассуждение №1 по произведениям Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова 2 Сочинение-рассуждение Самостоятельно 36 А.П. Чехов. Литературный портрет писателя 1 Презентация, конспект Индивидуальные задания 37 Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий» 1 Портретные хар-ки, работа с текстом Коллективная работа 38 Вн.чт. №2. Юмористические рассказы А.П.Чехова 1 Составление диалога, рисунки Индивидуальные, групповые задания Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века(3ч)
39 Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» 1 Материал учебника, выразительное чтение Индивидуальные задания 40
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Анализ стихотворения
1 Материал учебника, выразительное чтение Индивидуальные задания 41 Творческая работа №2 по стихотворениям поэтов 19 века 1 самостоятельно Произведения русских писателей XX века
42 А.И Куприн «Чудесный доктор» 1 Конспект, сообщение Индивидуально и самостоятельно 43 Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» 1 Чтение, материал к образу гл героя 44-45 А.П. Платонов. Литературный портрет писателя.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас 2 Сообщение, работа с текстом Индивидуальные задания 46 Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса» 1 Сообщение, работа с текстом, материал к образу героев, понятие «феерия» Групповая работа, индивидуальные задания 47 Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса» 1 Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия Групповая работа 48 Отношение автора к героям повести «Алые паруса». Подготовка к дом. сочинению №2 1 Материал к сочинению Групповая работа Произведения о Великой Отечественной войне (6ч)
49 К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Д.С. Самойлов « Сороковые» 1 Материал учебника, выразит чтение Индивидуальные задания 50 Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» 1 Сообщение, работа по тексту Индивидуальные задания 51 Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе 1 Чтение эпизодов, ответы на вопросы Индивидуальные задания, групповая работа 52 Творческая работа№3 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» 1 Письменный ответ на вопрос Самостоятельно 53 Отражение трудностей военного времени в повести В.Г. Распутина «Уроки французского» 1 Материал учебника, сообщение, работа по тексту Индивидуальные задания, групповая работа 54 Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. Нравственная проблематика повести 1 Развернутые ответы Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века(3ч)
55-56 А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»
А.А. Ахматова « Перед весной бывают дни такие…» 2 Выразительное чтение, работа с лексич материалом
наизусть Работа в группах 57 Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины и поэзии 1 Выразительное чтение, работа с лексич материалом Работа в группах 58 Особенности героев - «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик» 1 Сообщение о писателе, чтение и анализ рассказов, ответы на вопросы Индивидуальные и групповые задания 59 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе 1 Сообщение о писателе, чтение и анализ рассказа Индивидуальные и групповые задания Из литературы народов России (1ч)
60 Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу.
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...» 1 Выразительное чтение, работа с лексич материалом Работа в группах ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10 ч)
61 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» 1 Работа по тексту Индивидуальные задания 62 Вн.чт.№ 3. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид» Индивидуальные задания 1 Работа по тексту Индивидуальные задания 63 Геродот. «Легенда об Арионе».А. С. Пушкин. «Арион». Отличие от мифа 1 Анализ прочитанногоИндивидуальные задания 64 Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы 1 Сообщения, рисунки, анализ прочитанного Групповая и индивид работа 65 Вн.чт. №4.М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов 1 Групповая и индивид работа 66 Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении 1 Работа по тексту Работа в группах 67-68 А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Нравственные уроки произведения 2 Презентация, чтение и комментирование произведения Индивидуальные задания 69 Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся 1 Тест Самостоятельная работа 70 Итоговый урок 1 8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
«4» Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
«3» Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
«2» Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
«1» Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.
Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс Объем текста
подробного изложения классного сочинения
5 100-150 слов 0,5 – 1,0 страницы
6 150-200 слов 1,0 – 1,5 страницы
7 200-250 слов 1,5 – 2,0 страницы
8 250-350 слов 2,0 – 3,0 страницы
9 350-450 слов 3,0 – 4,0 страницы
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
отметка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
«1» В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. Имеется более
7 орфографических,
7 пунктуационных
и 7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
9. Контрольно-измерительные материалы (КИМ), используемые при оценивании уровня подготовки учащихся по литературе
Форма КИМ Кол-во часов Тема Цель проведения Источник литературы Дата
Сочинение -рассуждение 1 Произведения Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова контроль «Уроки литературы
в 6 классе»,
Н.В. Беляева, Москва, «Просвещение», 2014 г.
Творческая работа 3 Лирика М.Ю. Лермонтова контроль «Уроки литературы
в 6 классе»,
Н.В. Беляева, Москва, «Просвещение», 2014 г.
Поэзия 19 века контроль «Уроки литературы
в 6 классе»,
Н.В. Беляева, Москва, «Просвещение», 2014 г.
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» контроль «Уроки литературы
в 6 классе»,
Н.В. Беляева, Москва, «Просвещение», 2014 г.
Контрольная работа 1 Произведения поэтов 19 века контроль «Уроки литературы
в 6 классе»,
Н.В. Беляева, Москва, «Просвещение», 2014 г. Тест 1 Зарубежная литература систематизация и обобщение материала «Уроки литературы
в 6 классе»,
Н.В. Беляева, Москва, «Просвещение», 2014 г. 10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2014.
Для учителя:
1.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014.
2.Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия)3.Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
Дополнительная литература:
Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М: ВАКО, 2014.
Приложение
Промежуточный контроль
Назовите три рода литературы.
Как называется художественный прием изображения неживой природы как живого существа, например:
Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась…
Определить размер стиха (А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)
Сквозь волнистые туманыПробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она…
Определите тему стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Какие еще произведения этого поэта вы знаете.
Над чем смеется А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий».
Назовите главных героев А.Грина «Алые паруса».
Как называется речь героев, представленная в виде реплик.
Особенности лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Какие стихотворения на военную тематику вам известны . В чем символический смысл названия рассказа «Уроки французского».