Внеклассное мероприятие по литературному чтению Путешествие в Книгоград по произведениям А.С. Пушкина
Внеклассное мероприятие
по литературному чтению
по теме: «Путешествие в Книгоград»
( по произведениям А. С. Пушкина).
Проводила учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МКОУ «Хохольская СОШ»
Хохольского района Воронежской области р.п. Хохольский улица Колхозный Бульвар д.17
Стрельникова Вера Ивановна
Цели:
В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина, расширять читательский кругозор учащихся.
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.
Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа),
формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование: Выставка книг А. С. Пушкина, портрет писателя, магнитолла, телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений, раздаточный материал для конкурсов, произведения А. С. Пушкина.Подготовка.
Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили поделки, аппликации по произведениям А. С. Пушкина, писали мини сочинения: «Чем мне симпатичны герои произведений А. С. Пушкина», по желанию составляли свои кроссворды и загадки. Разучивание стихов, сценок держится в тайне .
На доске:
«Книга не самолет, а за тридевять земель унесет» . «Всем хорошим во мне я обязан книгам ».
М. Горький.
« Книга твой друг, без нее как без рук ».
« Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде».
«Одна книга тысячу людей учит».
Ход внеклассного мероприятия:
Вступление.
- Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.
Что же это за чудо? Послушайте и скажите:
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь в четверо умней. ( книга ).
- Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?
Мы отправляемся в Книгоград . (Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.
1 уч. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
2 уч. Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.
3 уч. В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.
4 уч. Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
5 уч. Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.
И собрались мы сегодня книгу новую создать.
- Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно, книги А. С. Пушкина.
( учитель открывает портрет).
Какие произведения А.С. Пушкина вы читали?
Чем запомнились произведения Пушкина?
Какие у него стихи, сказки? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал А. С. Пушкин?
Учитель и ученик рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
2. Деление на команды и выполнение заданий.
Учитель: - Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков. А сейчас активно отвечайте на « Спринт- вопросы » и занимайте места за столиками.
1. Назовите имя и отчество Пушкина.
2. Как звали няню А. С. Пушкина?
3. Как Пушкин относился к своей няне? Как ее называл?
В каких странах изучают произведения Пушкина?
Что называется восьмистишием? В каком произведении Пушкин использовал восьмистишие? ( «Зимний вечер» ) Как поэт описывает зимний вечер? С кем сравнивает бурю?
Как начинается «Сказка о царе Салтане…»? Сравните мать-царицу и ее сестер. Отчего царь Салтан все время грустил? О чем печалился князь Гвидон?
Назовите все чудеса в «Сказке о царе Салтане…»
Сравните русскую народную сказку «Царевич Нехитер-Немудер» и «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина, укажите сходства и различия.
В каком стихотворении Пушкин относится к зиме как к живому существу? («Вот север, тучи нагоняя…»). Опишите, какую картину вы представляете, читая это стихотворение.
10. Куда был сослан Пушкин по приказу царя? ( село Михайловское) Чем Пушкин занимался в Михайловском?
11. Кто заботился о поэте в ссылке?
12. Откуда Пушкин брал образы для своих героев?
13. Кого высмеивал Пушкин в своих сказках? Приведите примеры.
14. Из каких сказок Пушкина эти присказки?
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
Входит Незнайка и говорит:
Почему - то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.
- Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.
Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся. смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны.
1 конкурс. « Бюро находок».
- Определите из каких произведений Пушкина потерялись предметы.
(Учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон.)
Зеркальце, рыбка, петушок, белка, кружка, кораблик, бочка, месяц.
конкурс : « Стоп – кадр ».( показ фрагментов на слайдах).
Назовите произведение и его героев ?3 конкурс. « Театральные подмостки».
Проверим артистические способности.
Приготовить чтение эпизода по ролям:
1 команде - из произведения «О попе и работнике его Балде»;
2 команде – из произведения «Сказка о мертвой царевне…».
4 конкурс « Розыск».
- Внимание! Объявляется розыск, в «розыске» находятся предметы - герои произведений. На доску вывешиваются карточки, как в игре « Поле чудес».
Найдено ручное прядильное орудие. (Веретено) -8 букв.
Металл, из которого делали кинжалы, клинки. (Булат) – 5 букв.
Крученая тонкая веревка. (Снурок) – 6 букв.
Русская мера длины, равная 71 см. (Аршин) -5 букв.
Сладкий сочный плод с садового дерева. (Яблоко) - 6 букв.
Светлая комната в доме. (Светлица) – 8 букв.
А сейчас рубрика: « Это интересно». Выходит Незнайка.
Незнайка: А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть «миниатюрные книги», длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (показывает).
Есть книги – великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.
Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.
Незнайка: Я умею сочинять стихи, послушайте.
Учитель: Послушай Незнайка, как ученики сочиняют стихи.
Конкурс «Юные таланты».
Ученики постараются сочинить стихи самостоятельно.
конкурс. « Объяснялки».
- Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
1). Белка песенки поет…
2). Ветер по морю гуляет…
3). Приплыла к нему рыбка, спросила…
4). Ты прекравсна, спору нет…
5). Живет Балда в поповом доме…
6). А сама-то величава…
7). Три девицы под окном, пряли…
8). Я сегодня поймал было рыбку…
9). Бедненький бес под кобылку подлез…
10). Сказка – ложь, да вней намек…
6 конкурс «Викторина по сказкам А. С. Пушкина.» Кем мечтала стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
(крестьянка, дворянка, царица, владычица моря).
Где встретились Балда и поп? Прочитайте наизусть эти строчки.
(Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.Навстречу ему Балда идет,сам не зная куда.)
Кого и как перехитрил Балда в этой сказке?
(чертей –Обежать около моря – зайцы;
Закинуть палку кто дальше;
Поднять и снести полверсты кобылу.
Какая расплата ожидала попа?
( С 1 щелчка прыгнул поп до потолка, со 2 щелчка лишился поп языка, с 3 щелчка вышибло ум у старика.)
С какими словами обращается царица к зеркальцу? Как называется эта сказка?
(Свет мой, зеркальце, скажи… «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»)
Кто отправляется на поиски пропавшей молодой царевны?
(Королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу за красавицей – душой, за невестой молодой.)
Как звали сына царя Салтана?
(Гвидон)
В кого оборотился Гвидон, чтобы попасть тайно к царю Салтану?
(комар, муха, шмель)
О каких диковинках там услышал Гвидон?
Белка там живет ручная…
33 богатыря в чешуе, как жар горя все красавцы молодые, великаны удалые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…
За морем девица есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)
Из какой сказки эти слова?
Сказка ложь , да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
( Сказка о золотом петушке)
7. Сказочные объявления.
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)
Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)8. Поделись мнением.
- Ребята, что интересного вы узнали из книг А. С. Пушкина?
- Почему вам нравится читать произведения Пушкина?
- Как вы думаете, почему сказки, стихи, поэмы Пушкина не стареют?
- Как нужно обращаться с книгами?
- Какую книгу приятно держать в руках?
Инсценировка стихотворений Ильина « Две книжки».
Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки ? -
Одна спросила у другой?
-Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как – нибудь, а на « отлично»!
-Ну, мой на тройки едет еле – еле
И даже двойки получил на той неделе.
И в басне нет загадки:»« Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик».
Незнайка: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали.
1 уч. Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
2 уч. Я к вам обращаюсь, дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
3 уч. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.
Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.
Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант. Самых активных участников, мы отметим грамотами..А теперь, посмотрите какая получилась у нас книга по творчеству А. С. Пушкина. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи, кроссворды и сочинения.
Презентация «книги» в Книгограде.
Подведение итогов.
-Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой. знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и победителю вручили книги.
Вручение грамот учащимся ( презентация). ( под музыку)
«Лучший рисунок»,
«Книжка – малышка»
«Знайке».
« Юному поэту»,
« Лучший актер»
« Лучший чтец »,
За активное участие .
Литература:
Внеклассные мероприятия.. Авт.– сост. О.Е.Жиренко, Л,Н,Яровая М., ВАКО 2007г..
Педсовет №3 1998 г. Мой любимый писатель - Н.Н. Носов.
Я иду на урок в начальную школу. Чтение ( 2 часть).М. «Первое сентября» 2000г.
Поурочные разработки по чтению 3 класс ( 1- 4 ) . Москва. « ВАКО» 2004г.
Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все- все- все.
Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – Москва. Новая школа. 1994 .
Н.Н.Носов « Фантазеры» . Москва. 1998.
7. И.П. Иванов «Энциклопедия КТД» М. 1989г.