Конспект урока по физике на тему Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда»(7 класс)


Урок № 45 ________ 2015 г.
Тема урока: «Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда»
Цели урока: познакомить учащихся с понятием гидростатическое давление, выяснить от чего оно зависит и как его можно рассчитать.
Задачи:
образовательные: расширить представление о гидростатическом давлении.
развивающие: формирование практических умений у учащихся при решении задач;
воспитательные : политехническое воспитание через изучение устройств акваланга, скафандра, батисферы и батискафа; эстетическое – через рисунки, а также воспитание эстетических качеств у учащихся во время подготовки рефератов.
Форма организации: урок изучения нового материала.
План учебного занятия:
1. Актуализация знаний;
2. Закрепление и уточнение знаний:
3.Доклады учащихся;
4. Решение задач.
5.Домашнее задание: § 38, зад 518 - 520.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Экспериментальное задание с. 94. (продемонстрировать работу своих установок и объяснить поведение струй воды при вытеснении из одинаковых отверстий расположенных на разной высоте).
Вопросы:
- Вспомните формулировку закона Паскаля?
- Чем отличается процесс передачи давления в жидкости и газе от передачи давления твердыми телами?
- Почему возникает гидростатическое давление? (верхние слои жидкости оказывают своим весом давление на нижние слои).
- От чего зависит гидростатическое давление? От площади поверхности зависит?
- Как рассчитать давление жидкости на дно сосуда?
II. Новый материал: Внутри жидкости в любой ее точке существует давление, обусловленное весом верхних слоев жидкости на нижние. Если рассматривать жидкость в состоянии покоя, т.е. не двигающуюся, то это давление можно назвать "весовым " или гидростатическим давлением. На одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям / и вверх в том числе /. С глубиной давление увеличивается. Когда вы в резиновых сапогах заходите в воду, то чувствуете, как резина плотно прилегает к ногам. А ведь глубина совсем небольшая.
Расчетная формула для определения давления жидкости в любой ее точке, а также на дно и стенки сосуда:



Все вышесказанное справедливо и для газов, в которых тоже существует гидростатическое давление. Доклады учащихся на темы: «Изучение подводного мира человеком», «Животный мир океанских глубин». Остальные учащиеся дополняют, уточняют сообщения, приводят свои примеры.
III.Закрепление: решение задач.
Качественные задачи:
1.Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше: в пятилитровую кастрюлю, или в литровую бутылку? Почему?
2.Какие из жидкостей: вода или керосин оказывают меньшее давление на дно сосудов одной формы, если объемы жидкостей одинаковы?
3.В два одинаковые сосуда, наполненные водой до одного и того же уровня, опускают на нитях алюминиевый и свинцовый грузики равной массы так, что они не касаются дна. Сравните давление на дно этих сосудов?
Расчетные задачи:
Найдите давление воды на дно сосуда цилиндрической формы с площадью основания 50см2, в который налили 2л жидкости? (Ответ: р = 4∙103 Па)
IV. Домашнее задание: § 38, зад 518 - 520.
V.Итоги урока
VI. Оценки за урок.