Урок по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»


Открытый урок внеклассного чтения
в 7А классе МБОУ «СОШ с.Улу-Теляк им.В.Лесунова» МР Иглинский район РБ по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (интегрированный урок литературы и русского языка)
учителя Галлямовой Юлии Рафаэловны
30.11.11
Тема: Урок внеклассного чтения в 7А классе по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (интегрированный урок литературы и русского языка).
Цель: обучение анализу художественного произведения, характеристике героев; знакомство с понятиями «гуманность», «дискриминация»; повторение темы «Большая буква в собственных наименованиях»;
отработка умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами; развивать умение подбирать ключевые слова для характеристики героев, умение работать со словарями;
воспитание интереса к жизни моряков (профориентационная работа), воспитание стремления познавать мир, веры в творческие возможности человека.
Оборудование. Роман Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан», портрет Ж.Верна, тетради по литературе, словари: толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический, словообразовательный; иллюстрации учеников к произведению, запись «Песенки о капитане» (первый куплет и припев, музыка И.Дунаевского, слова Лебедева-Кумача), запись современной песни для физкультминутки («Были танцы»), запись чтения фрагмента романа под музыку Модеста Мусоргского (симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе», Лондонский Новый симфонический оркестр, дир. Сэр А.Болт); записи на доске (слова для словарной работы и др.), мультимедийное оборудование.
Межпредметная связь. Литература, русский язык, музыка, история, рисование, география.
Методические приемы. Беседа, комментированное чтение, мини-дискуссия, слово учителя.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний (при самостоятельном чтении произведения).
Форма урока. Урок-диалог (урок-беседа, урок-путешествие).
Ход урока
Звучит запись «Песенки о капитане» (первый куплет и припев, музыка И.Дунаевского, слова Лебедева-Кумача).
Организационный этап.
Фиксация отсутствующих.
Сообщение цели урока.
(Ребята, надеюсь, что сегодняшнее вступление нацелит вас на работу над романом Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан». Мы будем учиться давать характеристики героям, познакомимся с новыми словами, повторим некоторые сведения из русского языка, так как урок наш интегрированный, то есть мы объединим на одном уроке литературу и русский язык). (Слайд № - название урока).
Слово учителя.
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока, эпиграф к уроку
Урок внеклассного чтения по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».
Его мечты на всей всемирной карте
Оставили свой животворный знак.
И.Северянин «Жюль Верн»
Работа над эпиграфом
Как вы думаете, о чем мечтал французский писатель Ж.Верн – родоначальник научной фантастики? (Ж.Верн имел глубокие научные знания во многих областях, мечтал об открытиях новых земель, о новых научных открытиях, мечтал об обществе, освобожденном от любых форм насилия).
Этап всесторонней проверки домашнего задания и ЗУН (в ходе беседы).
Кто прочитал роман Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан». (Из 15 учащихся должны справится с заданием 14).
Вы согласны вновь отправится в путешествие вместе с Диком Сэндом? (..)
Для того, чтобы почувствовать себя моряками или отважными капитанами, займемся сначала словарной работой, а 4 человека поработают у доски по карточкам.
Запись на доске (слева) и в тетрадях:
Словарная работа.
Пилигрим, шхуна, кубрик, кок, капитан, каюта, камбуз, кит, палуба.
(Ученики находят сведения о словах в словарях).
Карточка №1.
В восемь лет врожденная страсть к морю заставила его устроиться юнгой на судно, совершавшее рейсы в южные страныю
(Выполнить задание. Ответить на вопрос: о ком идет речь в данном предложении?)
Карточка №2.
Кит, плававший посреди красного водного поля, казался гигантским.
(Выполнить задание. Ответить на вопрос: из чего состояло красное поле?)
Карточка №3.
В эту минуту Динго, не отходивший от борта, жалобно завыл.
(Выполнить задание. Ответить на вопрос: почему Динго завыл?)
Катрочка №4.
Снова злая усмешка мелькнула на лице португальца, и, не промолвив ни слова, он вернулся в камбуз.
(Выполнить задание. Ответить на вопрос: кем был португалец?)
Коллективная запись следующего предложения.
Эти славные люди, избежавшие стольких смертельных опасностей, едва не были задушены в объятиях своих друзей..
В предложении объяснить постановку знаков препинания.
О чем будет напоминать вам данное предложение? (О счастливом финале романа).
Работа с текстом.
Откройте первую главу романа.
Какое время изображено в произведении? (1873 г.)
Посмотрите (на второй абзац), какие географические названия помогут вам окунуться в мир наших героев-путешественников.
(Один из учеников читает фрагмент из романа, выделяя голосом географические названия, другой показывает их на карте, остальные отыскивают географические названия в атласах). (Слайд №2 – физическая карта мира).
Назовите другие имена собственные в этом абзаце. Как они пишутся?
Физкультминутка на 20-25-ой минуте урока.
(Звучит в течение 1 минуты запись песни «Были танцы»).
Назовите имена героев романа, с которыми вы познакомились.
(Приготовить для демонстрации иллюстрации учеников).
(Судовладелец Джемс Уэлдон, его жена миссис Уэлдон, их сын Джек, Бенедикт, Дик Сэнд, капитан Халл, 4 моряка, негры: старший Том, Бат, Остин, Актеон и Геркулес; Негоро, гаррис, Алвиш).
Какой по характеру была миссис Уэлдон? А её маленький сын?
Как ыв относитесь к Бенедикту?
Прослушайте запись чтения фрагмента из романа «Пятнадцатилетний капитан» и подумайте, какое место в сюжете произведения занимает этот момент.
Прослушивание записи.
Кульминационный момент: погибают моряки, капитан. Дик Сэнд берёт на себя командование «Пилигримом».
Предлагаю вам экологическую мини-дискуссию «Кит и моряки».
Кого вам больше жалко, кита или моряков?
Вы сожалели о том, что истребляются киты?
(Ответы учащихся).
В настоящее время охота на этих гигантских млекопитающих запрещена.
Удалось ли Дику Сэнду и его команде добраться до Сан-Франциско?
(Ответ учащегося).
Покажите на карте путь, который должен был проделать «Пилигрим» и путь, который им пришлось проделать.
(Ученик показывает на карте, ученики находят соответствие в атласе).
Куда попали наши герои? Чем опасно было это место для них?
(Попали в Центральную Африку, где всё ещё преступники занимались работорговлей).
Существует ли сегодня рабство? Что это такое?
(Ответ в словаре).
Существует ли закон, который защищает нашу свободу?
(Чтение учащимися Статьи Конституции Р.Б.)
Запомните!
Слайд №3.
Всеобщая декларация прав человека принята в декабре 1948 г. На основе этой декларации составляются Конституции всех стран мира. (Если есть время, можно записать в тетрадях).
Как можно назвать такой закон?
(Гуманным).
А что это такое?
(Ответ в словарях).
Каких героев произведения можно назвать гуманными?
(Ответ учащихся).
Какие герои произведения вам больше всего понравились?
(…)
О ком хотелось бы рассказать?
(Ответы учащихся).
Подводя итог нашему уроку, ответьте:
Чему научил вас Дик Сэнд?
(Появилось желание учиться, познавать мир).
Почему после путешествия героя мучили угрызения совести?
(Можно цитировать).
Чего достиг Дик Сэнд в 18 лет?
(Можно цитировать).
Сбываются ли мечты Жюля Верна?
(Люди мира избавлены от рабства, совершаются открытия, всё меньше становится «белых пятен» на земле).
Ребята, хочется, чтобы желание познавать мир у вас осталось на всю жизнь. А для этого нужно обязательно читать.
На дом. К 20 февраля прочитать «Чучело» В.Железникова.
Как учитесь читать?
(Со словарями).
Комментирование оценок.