Тряпичные мячи. Проектная работа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
__________________________________________________________________
Семнадцатая районная научно-исследовательская конференция
«Земли моей лицо живое-2015»
Русский народный тряпичный мяч
Исследовательская работа по технологии
Врублевская Виктория Сергеевна, 9 класс
Батлук Альбина Михайловна, 9 класс
Руководитель: Шишкина Анджелла Витальевна,
учитель технологии
Слюдянка 2015
Содержание
1. Введение. 2 стр.
2. Значение слова «мяч». 3 стр.
3. История народной игрушки – мяча. 3 стр.
4. История тряпичного мяча. 4 стр.
5. Детские игры с тряпичными мячами. 4 стр.
6.Функции и символы мяча. 5 стр.
7. Виды тряпичных мячей. 6 стр.
8. Результаты анкетирования. 7 стр.
9. Вывод. 11 стр.
10. Список литературы. 12 стр.
11. Приложение 13 стр.
1
Введение
Мир, в котором мы живём, существует очень давно. Человечество на протяжении многих веков собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавал и совершенствовал его от поколения к поколению. Интерес к народным ремёслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремёсел новых, а некоторые забывались навсегда.
Декоративно - прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.
В последние годы можно наблюдать следующую особенность: чем больше красивых и нужных вещей продаётся в магазинах, тем большем количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно - прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. А.С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпох, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».
При изучении народного творчества на уроках технологии, мы учились шить различные изделия. В процессе работы мы заинтересовались именно тряпичным мячом. Нам захотелось узнать его историю, основные приёмы его изготовления и значение тряпичного мяча. Это и стало причиной для начала исследовательской работы.
Актуальность
В XXI веке возрождение культурных традиций становится актуальным. Для того чтобы мы навсегда не утратили культуру и обычаи наших предков, нужно постараться сохранить то, что нам о них известно.
Тряпичный мяч - это наша история, традиции, культура, он имел несколько назначений и был неотъемлемой частью быта людей.
Цель исследования
Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, благодаря углублению и расширению знаний о русском народном тряпичном мяче.
Гипотеза
Начиная работу, мы предположили, что тряпичный мяч, который был традиционной игрушкой в быту русской деревни и нес определённый символический смысл, интересен современному человеку и по сей день.
Существует ли у современных детей и подростков интерес к русскому народному творчеству, тряпичному мячу?
2
Задачи
1. Изучение литературы по истории русского народного тряпичного мяча.
2. Проведение анкетирования среди учеников младших, средних, старших классов и родителей: значение народного творчества в жизни современного ребенка?
3. Изготовление тряпичного мяча.
4. Формирование эстетического и художественного вкуса.
Объект исследования
Русский народный тряпичный мяч.
Методы исследования
1. Изучение и анализ научной и народной литературы.
2. Анкетирование учеников.
3. Анкетирование родителей.
4. Обработка данных анкеты.
5. Исследование на практике особенностей изготовления тряпичных мячей.
Значение слова «мяч»
Мяч – древнеславянское слово. В разных славянских языках оно созвучно: в украинском – мяч и в белорусском тоже мяч, болгарское – мечка, значит «хлеб с сыром в форме шара». Лингвисты полагают, что старейшее значение слова «мяч», по-видимому, «мякиш; мягкий шар; предмет, который можно стиснуть, сжать». Отголоски древнего звучания долго сохранялись в русском языке, в разговорной речи. В народе до сих пор говорят вместо мячик - мячек, а еще ранее было «мечик».
История народной игрушки - мяча
Трудно сказать точно, когда появилась детская игрушка. Главный источник наших знаний - археологические находки.
Игрушка - одно из самых дешёвых произведений искусства. Она доступна всем. Её отличает от других видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня жизни и до старости. Создание игрушки - это прекрасное, древнее и всегда молодое, весёлое ремесло в мире. К тому же – это благородное ремесло, ведь с игрушки, как с первых сказок, стихотворений и песен, начинается познание прекрасного. Игрушка забавляет детей и взрослых, она украшает, освещает наш быт улыбкой.
Народная игрушка есть в любой стране и у каждой свой национальный характер, потому что в игрушках отражается человеческая история.
3
Человека всегда влекло художественное творчество, а искусство создания игрушки особенно, ведь игра сопровождает человека всю его жизнь. Одной из таких игрушек был тряпичный (лоскутный ) мячик.
Он появляется у нас, как первый в жизни глобус, – круглый, разноцветный, непослушный, со своим собственным весом и характером. Он может быть пустым и легким, может греметь спрятанными внутри горошинами и бусинами. Чаше всего он отличается прыгучим характером, но может быть мягким и ленивым. Его можно катать, подбрасывать, пинать. Можно играть одному и с друзьями – наверно, с мячом придумано больше всего игр. Некоторые из них перерастают детство и становятся частью взрослой жизни: футбол, теннис, волейбол, гольф.
История тряпичного мяча
Мяч – одна из древнейших игрушек человечества. Тряпичные мячи 2-го тысячелетия до н.э. найдены в раскопках Египта, а игры с мячом древних египтян, судя по изображения на барельефах, отличались разнообразием и замысловатостью. Игровые мячи разных размеров и названий использовали в Древней Греции и Риме, где для этих популярных развлечений уже тогда были устроены особые дома. Игры с мячом проходили по правилам, сопровождаясь пением и танцами.
В России тряпичные мячи звали шитки, исходя из способа их изготовления, - шитья из тряпок. В 15-16 веках появились даже специальные мастера по изготовлению мячей – мячники. Шили мячи разных размеров. Малые мячики, вероятно, служили для игр типа лапты. Мячи большого диаметра от 15 до 20 см могли использовать для игр, подобных современному футболу и волейболу.
Детские игры с тряпичными мячами
Такие игры с мячами помогали развивать детям моторику пальцев:
«Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю»
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).
«Здравствуй, мой любимый мячик! Скажет утром каждый пальчик».
(Удержать мячик указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим).
«Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает».
(Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем).
4
Функции и символы мячиков
Мяч, шарик совершенной формы, был символом солнца, луны и земли, ему приписывали божественное происхождение.
В разных традиционных культурах мяч был двуликим: служил игрушкой – забавой и считался магическим ритуальным предметом.
Эскимосы игрой в мяч встречали чужестранцев и ежегодно праздновали победу над зловредным мифическим существом Зедна.
У индейцев он был священным предметом, до которого нельзя было касаться руками.
Мяч фигурирует и в древнерусской литературе. В «Сказании об Александре Македонском» 15 века воинственный персидский царь Дарий послал Александру игрушки, юлу и мяч: «Играй ею и верти шар, которым младенцы играют», намекая тем самым на несамостоятельность малолетнего Александра управлять государством после смерти отца. На что Александр мудро ответил: «Послал ты сей мяч и самодержцу земли уподобил меня – шар ведь этот всю землю изображает»
Каждый народ вложил в эту универсальную игрушку свои культурные традиции. В многонациональной России они на редкость разнообразны. В пёстрой россыпи игральных шариков образный характер русских тряпичных мячей особенно ощутим.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5
Виды тряпичных мячей
Существует много видов тряпичных мячей: одними играют, другие выполняют роль оберега.
1. попинух. Его название произошло от слова «пнуть». Мягкий мяч-попинуху использовали для игры на качелях. Его бросали тому, кто качается, а тот должен был подбросить мяч пинком. Поймавший отброшенный мяч получал право садиться на качели. Иногда в мячик насыпали песок или заплетали комок глины. Такие мячики использовались для игры ногами. (Приложение 1)
2. Бабушкин мяч – погремушка. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, получался одновременно мячик и погремушка. (Приложение 1)
3. Многодольный мячик. Тряпичные мячики звали «шитки» – что значит «сшитые из лоскутков».
Шили их разными способами, в том числе из долек. Многодольный мяч похож на полосатый арбуз, выкроенный из разных лоскутков цветных тканей одинаковой плотности и фактур.
Долек может быть любое количество. (Приложение 2)
4. Саамский мячик. Такие мячи обереги «тепь-тяпа», охраняющие детей и оленей, подвешивали к колыбелям, оленьей упряжи, и к обуви. С ним проводили игры-заклинания. Для этого вставали лицом к солнцу, подбрасывали мячик высоко в небо и кричали свои пожелания.
Поймаешь мяч-исполнятся заветные мечты (Приложение 2)
5. Подвески из узелков. Мячики-узелки набивали душистыми травами, носили как бусы, подвешивали в доме, над колыбелью. Они лечения и предотвращения болезней. (Приложение 3)
6
Результаты анкетирования
Работая над темой исследования, мы заинтересовались, а существует ли у современных детей и подростков интерес к русскому народному творчеству, тряпичному мячу?
Нами было проведено анкетирование (см. приложение № 4 и 5) среди обучающихся и родителей нашей школы.
В анкетировании приняли участие 120 учеников и 80 родителей.
Обработав анкеты, мы получили следующие результаты.
АНКЕТА для учеников
1. Интересуетесь ли вы народным творчеством?
2. Посещаете ли вы музеи или выставки народного творчества.
3. Есть ли у вас дома самодельные предметы
(игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву, и т.д.)?
7
4. Знаете ли вы историю народного тряпичного мяча?
5. Из каких источников вы узнали об истории этого народного творчества?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6. Хотели бы вы научиться делать рукотворный мяч?
8
АНКЕТА для родителей
1. Интересуетесь ли вы народным творчеством?
2. Прививаете ли вы своим детям любовь к народному творчеству?
3. Посещаете ли вы с детьми музеи или выставки народного творчества?
9
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы
(игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву, и т.д.)?
5. Занимаетесь ли вы каким-нибудь видом рукоделия? Каким?
6. Знаете ли вы историю тряпичного мяча?
10
Выводы
Мяч – древнеславянское слово. В народе до сих пор говорят вместо мячик - мячек, а еще ранее было «мечик». Мяч, шарик совершенной формы, был символом солнца, луны и земли, ему приписывали божественное происхождение. Русские ребятишки развлекались мячами, сделанными из бересты или свернутыми из тряпок.
В ходе исследования мы выяснили, что тряпичный мяч является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего и оберегающего быт людей.
Наши предки различали несколько видов мячей: в одни играли, другие исполняли роль оберега, а третьи применялись во время различных обрядов.
Наша гипотеза, что рукотворный мяч, который был традиционной игрушкой в быту русской деревни и нес определённый символический смысл, интересен современному человеку и по сей день, подтвердилась.
По результатам анкетирования видно, что многие ученики нашей школы и их родители занимаются народным творчеством. Знают историю русского народного тряпичного мяча.
Каждый народ вложил в эту универсальную игрушку свои культурные традиции. В многонациональной России они на редкость разнообразны.
11
Используемая литература
и интернет – ресурсы
1. http://www.hnh.ru/handycraft/2010-09-25-
2. http://detkibarnaula.ru/razvivayuschie-myachi-dlya-detey-sv
3. http://www.trozo.ru/archives/13295
4. http://dom.sibmama.ru/index.php?p=ball
5.Книга Г. Дайн «Лоскутные мячи».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Подвески из узелков
Приложение 4
Анкета
(для учеников)
Интересуетесь ли вы народным творчеством?
Да Нет
Посещаете ли вы музеи или выставки народного творчества.
Да Нет
3. Есть ли у вас дома самодельные предметы (игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву, и т.д.)?
Да Нет
4. Знаете ли вы историю тряпичного мяча?
Да Нет
5. Из каких источников вы узнали об истории этого народного творчества?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Хотели бы вы научиться делать тряпичный мяч?
Да Нет
Приложение 5
Анкета
(для родителей)
1. Интересуетесь ли вы народным творчеством?
Да Нет
2. Прививаете ли вы своим детям любовь к народному творчеству?
Да Нет
Посещаете ли вы с детьми музеи или выставки народного творчества.
Да Нет
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы(игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву, и т.д.)?
Да Нет
5. Занимаетесь ли вы каким-нибудь видом рукоделия? Каким?
Да Нет
__________________________________________________________________
6. Знаете ли вы историю тряпичного мяча?
Да Нет
Приложение 6
Мастер – класс
Этот мячик сшит из лоскутков четырех цветов. Всего лоскутков нужно 12 штук. Диаметр готового мячика - 5,5 см.
Необходимо сделать выкройку на плотном картоне. Выкройка - "рамка" в виде ромба – например, для мячика диаметром 5,5 см стороны ромба будут 5,5 см и 5 см соответственно.
Сшиваем вместе по две детали - один цветной лоскуток и один белый - ПО ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЕ ЦВЕТНОГО РОМБА, оставляя половину одной стороны не зашитой. Затем каждый ромбик СЛЕГКА набиваем ватой (или синтепоном), тщательно проталкивая ее в каждый уголок. Зашиваем до конца. У вас должно получиться 12 "подушечек".
Можно собирать мячик на швейной машинке, это будет быстрее, но не всегда аккуратно и к тому, же мы заметили, что мячики, собранные на машинке получаются немного "квадратными". Нам больше нравится сшивать мячик на руках потайным швом. Шить нужно только ПО СТРОЧКЕ, а если вы шьете на руках, захватывайте материал НАД строчкой, тогда все швы будут спрятаны внутрь. Так выглядят две детали, сшитые вместе.
Теперь приступаем к сборке мячика. Сперва сшиваем вместе четыре ромба ОСТРЫМИ углами вместе.
Таких "макушек" собираем две.
Далее к одной из "макушек" пришиваем по окружности еще 4 ромба, совмещая острые углы с острым, а тупые с тупыми. Так выглядят сшитые вместе "макушка" из четырех ромбов и 4 ромба по окружности.
Теперь можно положить внутрь мячика бубенчик или несколько бусин, чтобы он звучал.
Мячик из лоскутков готов!
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Мяч – попинух
Мяч – погремушка
Мяч – многодольный