Воспитание культуры учащихся в условиях дополнительного образования (на примере работы вокальной студии «Романтика»)
Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе.
Воспитание культуры учащихся в условиях дополнительного образования (на примере работы вокальной студии «Романтика»)
Модернизация отечественного образования обозначила тенденции к построению образовательного процесса на основе таких базисных гуманистических ценностей, как самопознание, самоопределение, самореализация личности школьников в процессе творческой деятельности. В связи с этим одной из первостепенных задач современной педагогики становятся выявление гуманистического потенциала образования, отношение к человеку как к субъекту культуры познания, созидания, общения, творчества (В.А. Сластенин, Г.И. Чижаков). При этом образовательный процесс ученые рекомендуют моделировать как организацию жизнедеятельности творческого коллектива, в процессе которой происходят «впитывание» культуры, развитие личности, творческих дарований воспитанников и педагогов.
Особенности дополнительного образования заключаются в свободе выбора учащимися направления деятельности, в добровольном участии в этой деятельности, в выборе индивидуального пути освоения программы, режима, уровня, конечного результата. Совместная созидательная деятельность педагога и воспитанников вокальной студии «Романтика» предполагает не накапливание знаний ради знаний, а освоение способов технологической деятельности, передаваемых и совершенствующихся из одной возрастной группы в другую (из младшего хора в ансамбль средних классов, из ансамбля средних классов в ансамбль старших классов). Очень важно направить усилия на развитие в каждом ребенке личной ответственности, деловой направленности, уникальных личностных качеств и музыкальных возможностей.
Цели занятий в вокальной студии «Романтика»:
формировать музыкально-эстетическую культуру, хороший музыкальный вкус учащихся в области популярной, народной и классической музыки, исполнительскую культуру.
совершенствовать культуру интонирования, технологию голосообразования, артистизм в передаче образных, эмоциональных, различных по характеру и стилю вокально-хоровых произведений, вырабатывать умение доносить до слушателя содержание музыкального произведения с помощью звука и слова.
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как руководитель вокальной студии, чувствую себя ответственной за музыкальное воспитание участников студии. Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль занятий по вокалу, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Цели, которые перед собой ставлю:
Развивать у детей творческие способности.
Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения песни.
Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на занятиях и вне школы, аргументировать свое мнение.
Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на занятия и в чем-то были похожи на меня. Нередко сами учащиеся приносят записи своих любимых исполнителей, обмениваются своим мнением, спорят, доказывают художественно-эстетическую ценность того или иного музыкального примера. Все наши песни, прежде чем приступить к этапу разучивания, подвергаются совместному анализу.
Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно. Недавно, благодаря им я узнала о существовании американской вокальной группы «Пентатоникс» и была просто в восторге. Мы часто обсуждаем различные телевизионные вокальные проекты, в частности, передачу «Голос».
Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка, а в частности песня – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих занятиях дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.
Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода "сверхзадача” моих занятий по вокалу. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего . Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на занятиях научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все время, отведенное для занятия, создавалась ситуация, способная формировать состояние человеческого открытия мира музыки и песни. Всю свою работу на занятии строю так, чтобы песня переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет песню.
В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса обучения хоровому искусству. Это метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Хоровое пение должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д.
На занятиях в вокальной студии я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история, география), для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер, синтезатор), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки”, и другие формы. Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как хор, ансамбль, работа с солистами. Стараемся вместе с ребятами, поющими в хоре, принимать активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров.
Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе хорового репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов. Произведение должно быть прежде всего доступным для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Доступность предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Выбирая произведения для разучивания, каждый руководитель хора должен думать об их художественной ценности. В качестве примера приведу названия песен наиболее часто звучавших на наших выступлениях:
Хор и ансамбль, созданные в нашей школе, регулярно принимали участие в вокальных конкурсах, где неоднократно становились лауреатами и дипломантами.
Январь 2014 г. Волкова Л.В.