Элективный курс по математике для 6-го класса Научись решать задачи.
Элективный курс по математике для 6-го класса
"Научись решать задачи"(2 час в неделю).
Автор: Бобровская Л.Г.
Элективный курс по математике для 6-го класса "Научись решать задачи"(2 час в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Текстовые задачи широко используются как на школьных экзаменах, так и на вступительных экзаменах. К сожалению, в школьных учебниках объем задач не достаточен, да и в общеобразовательной программе недостаточно времени отводится на решение задач.
У некоторых учащихся слово "задача" вызывает страх, упадническое настроение. Часто ученики при изучении новой темы задают вопрос: "Где это в жизни нам понадобится?"
Предлагаемый курс "Научись решать задачи " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.
Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, умения самовыражаться каждому ученику, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Цели курса:
ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике.
повышение уровня умения решать текстовые задачи,
развитие мышления и математических способностей учащихся,
расширение знаний учащихся
Задачи курса:
развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;
расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;
осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;
помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс рассчитан на 36 часов, предполагает решение задач, самостоятельную работу, создание сборника задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени, план занятий. Занятия делятся на две части: задачи, решаемые с учителем, и задачи, подобранные или составленные учениками самостоятельно. Формы учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания. Разнообразный дидактический материал позволяет отобрать задачи для учащихся с разной степенью подготовки. Все это позволяет прививать интерес к предмету, расширить учебный материал, научить решать задачи различного уровня сложности.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем курса
Всего
часов
Формы работы
1
Делимость чисел
2
2
Нахождение дроби от числа
5
3
Пропорция
4
4
Задачи на совместную работу
5
5
Задачи на проценты
5
6
Задачи на движение
5
7
Уравнения
2
8
Решение задач с помощью уравнения
4
9
Координатная плоскость
2
Составление альбома рисунков
10
Итоговая работа
2
Защита проекта
Содержание программы
Тема 1. Делимость чисел (2ч)
Занятие 1-2. Делимость чисел. Общие сведения: признаки делимости, метод математической индукции, четность и нечетность, остатки.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 2: Нахождение дроби от числа (5ч).
Занятия 3-7. Решение задач на нахождение дроби от числа.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 3. Пропорция (4ч)
Занятия 8-11. Решение задач на составление пропорции, прямую и обратную пропорциональные зависимости.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 4 . Задачи на совместную работу (5ч)
Занятия 12-16. Решение задач
Методы обучения: выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 5. Задачи на проценты (5ч)
Занятия 17-21. Решение задач
Методы обучения: выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 6. Задачи на движение. (5ч)
Занятия 22-26. Решение задач.
Методы обучения: выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 7. Уравнения. (2ч)
Занятия 27-28. Решение уравнений.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 8. Решение задач с помощью уравнения. (4ч)
Занятия 29-32. Решение задач.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 9. Координатная плоскость (2ч)
Занятие 33-34. Практическая работа
Тема 10. Итоговая работа (2ч)
Занятие 35-36. Защита проекта: "Сборник задач".
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач, составление сборника.
Методические рекомендации.
Курс "Научись решать задачи" развивает умения и навыки учащихся, соответствующие требованиям программы общеобразовательной школы, предполагает и расширенный уровень усвоения знаний. Задания учащимся должны быть творческими, чтобы не потерять интерес и способности.
На занятиях можно использовать задания с комментированием: учащийся вслух объясняет ход выполнения задания. Учащиеся не списывают с доски, а приучаются к вниманию, повторяют еще раз раннее изученное, предлагают свои способы решения задач.
Для работы с группой при формировании цели урока предлагается задача, которая создает проблемную ситуацию, показывает необходимость изучения материала.
Домашние задания являются обязательными для всех. Поэтому задания должны быть интересными, учитывающими уровень подготовки учеников, творческими.
Эти занятия позволяют заинтересовать в математике многих учеников, расширить свой кругозор.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь: решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач; владеть алгоритмами решения задач; решать нестандартные задачи из практической жизни.
Возможные критерии оценок:
Оценка "отлично" выставляется, если ученик демонстрирует ответственное отношение к учению, освоил теоретический материал, получил навыки практического применения, в работе над индивидуальными заданиями показал умение творчески и самостоятельно работать, умеет четко и грамотно обосновывать ход решения задач.
Оценка "хорошо" выставляется ученику, который овладел методами для решения стандартных задач, выполняет все задания прилежно, имеет положительную динамику.
Оценка "удовлетворительно" оценивает ученика, который выполняет простые задания, шаблонного типа.
Оценка "неудовлетворительно" не выставляется, т.к. данный курс помогает творчески развивать свои способности
15