Первоначальное представление о театре, как виде искусства — технологическая карта занятия


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Детское объединение: «Синтез».
Тема учебного занятия: Первоначальное представление о театре, как виде искусства.
Продолжительность учебного занятия: 1 час, 30 минут (2 часа по 45 минут).
Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель занятия: Дать детям представление о театре, как виде искусства.
Задачи: Образовательная: Познакомить детей с театром, на примере постановок по произведениям великих драматургов.
Развивающая: Развивать интерес к сценическому искусству. Развитие художественного вкуса.
Воспитательная: Воспитание эстетической культуры.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование.
Приложение №1 Иллюстрации об истории театра (Древо познаний).
Приложение №2 фотографии различных театров.
Приложение №3 Отрывки постановок, спектаклей.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы
Знания Умения 1.Организационный момент 3 минуты Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Организация внимания и внутренней готовности. Умение собраться, настроится на рабочий лад. Словесный Фронтальная
Деятельность педагога Деятельность детей
Организация начала урока. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Проверка готовности к занятию. Подготовка к работе.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы
Знания Умения 2. Подготовка детей к работе.
7 мин. Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Знают о значении театра в мире искусства. Умеют правильно формулировать ответы. Словесный
Фронтальная
Деятельность педагога Деятельность детей
На компьютере фото зрительного зала Большого театра.
"Зеркалом  человеческой жизни, 
примером  нравов, образцом истины"
называл  театр бессмертный 
творец "Дон  Кихота" Сервантес.
- Ребята как называется наше объединение?
- А как вы думаете, почему?
- Что же означает слово синтез?
- Правильно, ребята. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому, наши занятия в театральном коллективе будут сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
- А на сегодняшнем занятии, мы с вами выясним, что же представляет собой театр, как вид искусства. Ответы детей.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы
Знания Умения 3. Подготовка детей к усвоение новых знаний и способов действий 20 минут Показать детям значение театра в жизни общества. Знают о значении театра в жизни общества. Словесный.
Иллюстрированный. Фронтальная
Деятельность педагога
Деятельность детей
ТЕАТРВся наша жизнь-театр!
Эпиграф, действие, антракт
И снова действие на сцене.
Вся наша жизнь всего спектакль,
порой комедия и драма,
порой роман, порою сказ.
Порой меняются актеры,
Сценарий пишется для нас,
богами с выше,
чтобы люди играли каждый свою роль.
А жизнь - театр, театр не более,
Театр, а мы актеры в нем. 
Историческая справка.
Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра.
Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой — временем существования самого рода человеческого.
День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества.
В золотую пору детства человечества первые поэты земли — великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы, нравственной энергии героизма. За ними, могучими своими предшественниками, поднимался Еврипид — самый трагедийный поэт античного мира. Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами, мыслями, переживаниями.
Эсхил, Софокл и Еврипид положили — по свидетельству истории — великое начало великому делу. Столетие за столетием — во все времена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми человеческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества.
Театральное творчество, как известно, - творчество коллективное. В этом безусловная сила театра, источник его внутренней энергетики. Одновременно в этом и его слабость. Специалисты, например, утверждают, что в современном автомобиле более чем 10 тысяч разнообразных деталей. Достаточно одной детали в моторе сломаться - и автомобиль, даже если он и "Мерседес", будет стоять, не поедет.
В театре таких "деталей" гораздо больше, а значит, и намного больше риска, что театр чаще может стоять на месте, стоять без движения, без всяких признаков жизни.
Театр всегда жил, радовал зрителей своим неповторимым искусством, помогал утверждать идеалы добра и справедливости, давал надежду в самые тяжелые часы, которых, к сожалению, было слишком много в нашей истории.
Просмотр иллюстраций. Просмотр иллюстраций.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы
Знания Умения 4. Усвоение новых знаний и способов действий 45 минут Дать детям представление о театре, как виде искусства, через просмотр отрывков спектаклей. Знают произведения великих драматургов. Словесный.
Иллюстрированный. Фронтальная
Деятельность педагога Деятельность детей
Беседа: Театральное искусство.
Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично.
- Ребята, а давайте с вами перечислим, какие же виды искусства входят в театральное искусство?
В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, и живопись, и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, определяющее для театра. Известный советский режиссер А. Таиров писал, «...в истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера».
- А как вы думаете, кто в театре главный художник?
Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Точнее сказать, актер в театре одновременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат — образ.
Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. Только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества.
Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем не нарушаемая тишина вздох облегчения, безмолвное негодование — в богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия. В театре возникает праздничная атмосфера, когда такое соучастие такое сопереживание достигают самого высокого накала...
Вот что значит живое искусство. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд, мечтаний, желаний.
Конечно, когда мы думаем и говорим об актере, то понимаем, как важен для театра не просто актер, а актерский ансамбль, единство, творческое взаимодействие актеров.
«Театр, — писал прославленный испанский поэт Гарсиа Лорка, — это школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства».
Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей — он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания
В театре, в оживленном сообществе людей, собравшихся на сценическое представление, возможно все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, — словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души человеческой.
Просмотр постановок по произведениям великих драматургов.
Просмотр отрывков постановок по произведениям великих драматургов.
Обсуждение.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы
Знания Умения 5. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение
10 мин. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция. Знают о театре, как виде искусства, его значении в жизни людей. Умеют правильно формулировать ответы. Словесный.
Фронтальная
Деятельность педагога Деятельность детей
- Ребята, что вам больше всего понравилось в постановках, которые мы сейчас просмотрели?
Театр — школа  жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании...
Никакие испытания, никакие беды и невзгоды не сломили вечной жизнестойкости театра.
- За что люди любят театр, за что так ценят его мастеров?
В античные времена, еще более двадцати веков назад, о сокровенной сути той силы, что так властно влечет человека в театр, размышлял греческий комедиограф Аристофан.
«Они любят и ценят - за правдивые речи за добрый совет и за то, что разумнее и лучше делаю граждан родной земли» - говорил он.
Школа жизни  — самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая  великая школа, — вот что такое  театр! Ответы детей.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы
Знания Умения 6. Итоговый 5 мин. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Знают о театре, как виде искусства, его значении в жизни людей. Умеют правильно формулировать ответы. Словесный
Фронтальная
Деятельность педагога Деятельность детей
- А в какой театр, на какую постановку хотели бы сходить вы?
- На следующем занятии мы с вами поговорим о современном театре. Уточним, какую же роль, он играет в жизни общества.