Урок музыки Система стилей рок-музыки. Рок-опера
Урок музыки в 7 классе.
Система стилей рок-музыки. Рок-опера.
Сегодня мы продолжим разговор об этапах развития рок-музыки. Что мы должны будем знать к концу урока? Что уметь? (Что выяснить?)
Знать: что общего между рок-музыкой и оперой?
Уметь: различать стили рок-музыки;
прочитывать и передавать художественный образ музыкального произведения.
Чтобы ответить на поставленные вами вопросы, вспомним:
а) что это за стиль «рок».
б) когда он появился, причины его возникновения.
в) источники интонации рок-музыки.
Проверим знания, полученные на предыдущих уроках.:а) музыкальная викторина.
б) работа по карточкам.
-7429520955000Задания
1. Прослушайте музыкальные фрагменты, определите стиль и расставьте их в порядке звучания.
Андеграунд
Фьюжн Регги
Кантри
Хард-рок
Фолк-рок
Рок-н-ролл
Классик-рок (Арт-рок)
Джаз-рок
Ритм-энд-блюз
Психоделический рок
2.Выберите из перечисленных в задании №1 названий музыкальных стилей те, которые являются источником интонации в рок-музыке.
Объясните характерные особенности данных стилей.
3.Составьте таблицу:
Управление обучением
Задание №1 выполняется всеми учащимися. Ответ запишите в тетрадь.
Прочтите задания №2 и №3.
Выберите задание, соответствующее уровню ваших знаний. Сформулируйте ответ, затем запишите в тетрадь.
Обменяйтесь тетрадями с партнером по ППС.
Пользуясь ключом, проверьте ответ, оцените друг друга.
Желаю удачи!
Источники интонации в рок-музыке.
Музыкальные стили, появившиеся в процессе эволюции рока.
Стили рок-музыки, соответствующие
наиболее высокому уровню
художественного
развития.
в) взаимооценка в ППС.
Карточка-ключ к теме: «Система стилей в рок-музыке».
Задание №1.
Фолк-рок 6. Ритм-энд-блюз
Кантри 7. РэггиФьюжн 8. Джаз-рок
Рок-н-ролл 9. Классик-рок (арт-рок)
Андеграунд 10. Хард-рокЗа каждый правильный ответ поставьте 1 балл.
Задание № 2.
1.Ритм-энд-блюз. (Музыкальный стиль, основанный на интонациях негритянского фольклора.)
2. Рок-н-ролл. (Музыкальный стиль танцевального характера, основанный на упрощенном варианте ритм-энд-блюза и кантри).
3.Кантри. (Музыкальный стиль танцевального характера, основанный на фольклоре белого населения США).
За каждый правильный ответ поставьте 2 балла.
Задание №3.
Источники интонации в рок-музыке Музыкальные стили,появившиеся в процессе эволюции рока Стили рок-музыки, достигшие наиболее
Высокого уровня художественного развития.
1.Кантри 1 балл
2.Рок-н-ролл 1 балл
3.Ритм-энд-блюз 1 балл
1.Андеграунд 1 балл
2. Фьюжн 1 балл
3.Рэгги 1 балл
4.Фолк-рок 1 балл
5.Джаз-рок 1 балл 1.Классик-рок (арт-рок) 1 балл
2.Хард-рок 1 балл
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
«5» - 18-20 баллов; «4» – 14-17 баллов; «3» – 8-13 баллов; «2» – менее 8 баллов.
Итак, мы с вами знаем, что рок-музыка, как любое направление в искусстве постоянно развивается, обогащает свой запас художественных средств. И вот к началу 70-х годов ХХ столетия появляется новый жанр – «рок-опера». Легко ли в то время было представить себе возможность такого союза? (Почему появился такой союз?).
Что такое опера? (Музыкально-драматическое произведение со сложной драматургией и сквозным музыкальным развитием).
Действительно, опера – один из самых престижных, высокородных жанров «серьезной» академической музыки, имеющий 4-х вековую историко-культурную традицию.
Можно ли представить себе оперу без развитой и сложной музыкальной драматургии, без высокого профессионализма исполнителей, без особой манеры пения, поставленного, классического вокала, уходящего своими корнями в итальянское бельканто, без богатого своими тембровыми возможностями звучания симфонического оркестра?
Казалось бы нет. Но тогда причем здесь рок? Ведь он как будто бы вовсе не отвечает этим требованиям.
Что же привело столь далекие виды музыки как опера и рок к взаимному согласию. Что сблизило их?
Уже первое десятилетие развития рок-музыки показало, что она представляет собой крайне неоднородное явление.
Во-первых, одной из линий развития рока стало его сугубо развлекательное, ориентированное на заполнение молодежного досуга, танцевально-прикладное назначение.
Во-вторых, в роке молодежь нашла одну из форм своего обособления, противопоставления себя миру взрослых, вызова против их лицемерия и ханжества.
И, наконец, в роке действовала третья тенденция. Дело в том, что в рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально-одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания, а это требовало расширения и обогащения выразительных средств и приемов, новых творческих идей. Тем более, что рок - музыканты взрослели, повышалось их исполнительское мастерство, совершенствовалась техника, появлялись качества подлинного профессионализма.
Серьезная, классическая музыка все больше привлекала к себе их внимание. Музыканты не только создавали обработки и переложения классических произведений, но и использовали принципы классического музыкального мышления, особенности формы, гармонии, лада, полифонии, характерных для серьезной музыки того или иного периода. Они обращались к сложившимся традиционным жанрам классической музыки, в особенности к тем, что позволяют создать масштабные, образно-контрастные композиции, - симфонии, концерту, оратории.
Особе место среди этих жанров занимает опера. Ведь опера – это театр, действо. А рок-музыка всей своей атрибутикой со всей своей манерой сценического поведения исполнителей, формой общения, различными декоративно-световыми эффектами, атмосферой карнавальности тяготеет к театру.
Таким образом, опера открывала перед роком возможности решать серьезные темы, используя богатый, накопленный за столетия арсенал драматургических приемов и при этом сохранить яркую сценическую индивидуальность.
Опера в сотрудничестве с роком также нашла для себя немало привлекательного. На протяжении всей своей истории она не раз вбирала в себя находки других видов искусства: комедии, балета, кантаты, оратории, симфонии, драматического театра и кино.
Могла ли опера, так склонная к контакту с другими жанрами, пройти в поисках нового музыкального языка мимо совсем юного, но уже завоевавшего огромную популярность жанра, как рок?
Совершенно очевидно, что встреча оперы с роком – массово-бытовой музыкой наших дней, должна была состоятся.
Произведением, которое в полной мере обозначило рождение нового жанра, стала рок-опера композитора Э.Л. Веббера и либретиста Тима Райса. «Иисус Христос – суперзвезда». Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Огромный успех она имела и в Лондоне. Публика приняла оперу с восторгом, а некоторые из ее песен стали исполняться в церквях в дни религиозных празднеств. Впоследствии опера была экранизирована режиссером Норманом Джюйсоном.
В основу произведения авторы положили сюжет, взятый из Евангелия, рассказывающий о семи последних днях Иисуса Христа. Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика Петра, фигура Пилата – римского наместника Иудеи, вершащего неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель – все эти события и образы евангельского предания наполнены высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом издавна и до сегодняшнего дня привлекают внимание композиторов, художников, писателей. Вполне понятен с этой точки зрения и интерес к ним авторов оперы.
Время, когда создавалась опера, было отмечено на Западе повышенным увлечением молодежи христианским учением, освобожденным от догм официальной церкви. Это молодежное движение напрямую смыкалось с идеями хиппи, которые находили в христианских мотивах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви, путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизме.
Вся ситуация, психология основных действующих лиц оперы предельно осовременены. В центре – противоборство двух главных героев Иисуса и Иуды.
Оба они мыслители, пророки, и их конфликт не столкновение добра и зла, верности и предательства, праведности и преступности, как это было в Евангелие.
Здесь вступают в острый поединок две принципиально разные позиции, два взгляда на мир. В этом споре каждый по-своему прав и не прав одновременно.
Иисус в опере, скорее всего напоминает вождя – лидера молодежного движения хиппи. Он видит свою цель в избавлении людей от зла, в протесте против несправедливости, но при этом полон сомнений, трагических предчувствий. Иисус верит в судьбу, в ее роковое предназначение.
Еще дальше от первоисточника Иуда. Как и в Евангелие, он предает своего учителя, но мотивы его поступка совершенно иные. Он считает, что Иисус, создав миф о себе и, поверив в него, отходит от истинных целей своего учения, компрометирует самодвижение. «Ты сам значишь больше, чем то, чему ты учишь» – говорит он Иисусу. Он предрекает печальные события будущего, близкое поражение. Видит, что движение заведено в тупик, и ищет выход. Единственное, что может спасти положение, - это, преступив через нравственные нормы, выдать Христа римским властителям.
Подобная модернизация сюжета Евангелия и его героев по-своему приближала этот памятник мировой культуры к кругу понимания и представлений совершенного слушателя, возвышая его, равно как и знакомый ему музыкальный язык рока, до уровня большой философской темы.
В этом сказывается стремление массового искусства к раскрытию тех вечных временных тем, которые раньше были доступны только высокой, академической музыки, и тем самым к поднятию своего престижа, расширению своих эстетических возможностей.
С другой стороны – рок-опера, ее язык, жанр сугубо современны, обращены к сегодняшнему дню и прежде всего к молодому слушателю. А потому и проблемы, поднимаемые ей, должны быть остро актуальны. И герои должны быть близки людям наших дней.
А чтобы убедиться в этом, познакомимся с некоторыми фрагментами этого замечательного произведения.
Сейчас мы послушаем музыкальную характеристику одного из героев.
Пользуясь словарем эстетических эмоций, попытайтесь рассказать о художественном образе этого персонажа и определить кому принадлежит эта музыкальная характеристика.
Ария Иуды «Рай в их мыслях»
ответы детей (Музыка звучит жестко, направленно, экспрессивно и т.д.)
Да эти художественные средства композитор использовал для этого, чтобы показать эмоциональную изменчивость, динамичность, внутреннюю контрастность и психологизм образа Иуды.
Следующий видеофрагмент «Тайная вечеря».
Сочетание рокового ритма с жанровыми признаками музыки 17-18 веков, прежде всего церковной, органной, хоровой.
Сцена распятия.
Трагично, скорбно. Звучание инструментов симфонического оркестра.
Итак, главная идея, тема рок-оперы?
Вывод: (Борьба добра и зла, нравственные идеалы, любовь, ненависть, дружба верность и предательство). То есть те высокие духовные ценности, которые важны и сегодня в нашей современной жизни.
И эта тема раскрыта художественными средствам рок-музыки.
Значит рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» - это действительно опера, написанная в лучших традициях данного жанра, в традициях музыкально-психологической драмы, в которой творили Чайковский и Верди, Мусорский и Шостакович.
А закончим мы наш урок песней, которая продолжает тему нравственных и духовных ценностей «Еретик» Б. Савельева.
а) вокально-хоровая работа.
б) подбор стиля аккомпанемента.
в) выразительное исполнение.
Главный образ этой песни? (Торжество добра, любви).
Эти общечеловеческие ценности всегда будут волновать людей и не столь уж важно, какими художественными средствами будут пользоваться композиторы, поэты, художники для того, чтобы достичь эмоционального отклика в душе человека, чтобы по-настоящему взволновать и заставить задуматься.