Конспект урока по музыке на тему Музыка-главный герой сказки (5 класс)


Тема урока: МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ СКАЗКИ.
2. Цель:
Образовательная: знакомство с новой гранью темы четверти «Что стало с литературой, если бы не было музыки» на примере сказок, в которых музыка играет главную роль;
Развивающая: подчеркнуть значение, роль музыки в таком литературном жанре, как сказка;
Воспитательная: показать, как музыка, являясь главным героем сказки проявляет свою волшебную силу – помогает человеку в тяжёлую минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
3. Тип урока: изучение нового материала
вид урока: интегрированный
4. Музыкальный материал:
Попевка «У Лукоморья» Д.Б.Кабалевский;
«Музыкант-чародей» белорусская народная сказка;
«Мелодия» Н.И.Аладова;
«Волшебный смычок» норвежская народная песня.
5. Оборудование урока (ТСО, наглядность):
аудио-запись сказки с музыкальным фрагментом;
магнитофон;
иллюстрация «СКРИПКА»;
портрет Д.Б.Кабалевского;
портрет А.С.Пушкина.
6. План классной доски (размещение демонстрационного материала):

«Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит»
Портрет Пушкина Портрет Кабалевского

Иллюстрация муз.инструмента




Содержание урока
Этапы урока, дозировка времени
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, приемы

Орг. момент –
2 мин.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Сегодня мы начнём урок с попевки «У Лукоморья».
«Здравствуйте, учитель!»
Попевка.

Исполнительская деятельность –
8-10 мин.
Дирижирование.
Исполнение попевки в ансамбле с учителем
Хоровое пение по подгруппам (разделение на 2 голоса).

Актуализация - повторение пройденного материала –
4 мин.

Вспомните, ребята, какой композитор сочинил попевку «У Лукоморья»?
Какое литературное произведение вдохновило его на создание этой попевки?

Появилась бы на свет эта попевка, если бы Пушкин не сочинил свою замечательную поэму-сказку?
Почему вы так думаете?


Мы уже говорили о том, что Пушкин вложил в эти строки особый смысл. Какой?


Правильно. И сегодня мы ещё раз сможем убедиться, насколько близки музыка и литература. А поможет нам в этом одна из лучших сказок белорусского народа, которая называется «Музыкант-чародей» .

- Дмитрий Борисович Кабалевский.

- Поэма-сказка Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

- Нет.
- Потому что композитор использовал в качестве текста строки из этого литературного произведения.

- Александр Сергеевич подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.

Беседа.

Знакомство со сказкой –
7 мин.
Включается аудио-запись.
Слушание.

Метод наглядно-слухового показа.

Микро-пауза.
Обсуждение –
5 мин.



Микро-вывод.











Как вы думаете, КТО или ЧТО является главным действующим лицом в этой сказке?
Почему вы так решили?

Вы, конечно, правы – музыка спасла музыканту жизнь, НО всё же главное действующее лицо этой сказки – музыкант, который силой своего искусства смог заворожить даже хищных зверей.
Какую сказку напоминает по сюжету «Музыкант-чародей»?

О чём идёт речь в этой сказке?
Безвестные создатели сказок, в которых выражена мудрость народа, высоко ценили силу музыки, с любовью и восхищением повествовали о людях, владеющих чудесным даром говорить на языке музыки. Популярность подобного сюжета в сказках разных народов мира – это доказательство огромной важности музыкального искусства в жизни народа.


- Музыка.
- Потому что музыка спасла жизнь музыканту.




- Грузинскую народную сказку «Чонгурист».
(*краткий пересказ сюжета)

Диалог:
- метод размышление о музыке.

Фрагментарное слушание
Исполнение на ф-но мелодии норвежской народной песни «Волшебный смычок».
Вам знакома эта мелодия?

Кто является автором этой песни: композитор или народ?
В чём главное отличие народной музыки от композиторской?


Правильно. Давайте исполним первый куплет этой песни.


- Да. Это мелодия песни «Волшебный смычок».
- Норвежский народ.

- Композиторская музыка – это творчество одного человека, а народная – многих людей.

Слушание:
- метод наглядно-слухового показа;
- создание проблемно-поисковой ситуации.

Исполнительская деятельность –
10 мин.
Исполнение в ансамбле с учащимися норвежской народной песни «Волшебный смычок» - аккомпанемент.
Вам понравилось, как вы сейчас пели или у вас есть какие-то замечания к себе?

Работа со вторым куплетом.


Исполнение в ансамбле с учащимися.
Исполнение в ансамбле с учителем.

(*высказывания учащихся)





Исполнение в ансамбле с учителем.
Хоровое пение.

Самостоятельный анализ исполнения.

Повторное исполнение.
Разучивание:
- ритмическое «эхо»;
- мелодическое «эхо».


Итог –
3 мин.





Домашнее задание.
Давайте вернёмся к строкам Пушкина, с которых мы начали сегодняшний урок.

На примерах каких произведений мы ещё раз убедились, что музыка и литература имеют нерасторжимую связь?
Наверняка многие из вас не раз сталкивались с подобным сюжетом в своих любимых сказках.
Запишите дома в тетрадь названия (и авторов) сказок, в которых музыка имеет большое значение.

- «Идёт направо – песнь заводит, налево сказку говорит»

(*ответы учащихся)


Запись домашнего задания.
Обобщение темы урока.






Самостоятельная деятельность учащихся.
















13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 8 Заголовок 915