Конспект урока по музыке на тему Музыка-главный герой сказки (5 класс)
Тема урока: МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ СКАЗКИ.
2. Цель:
Образовательная: знакомство с новой гранью темы четверти «Что стало с литературой, если бы не было музыки» на примере сказок, в которых музыка играет главную роль;
Развивающая: подчеркнуть значение, роль музыки в таком литературном жанре, как сказка;
Воспитательная: показать, как музыка, являясь главным героем сказки проявляет свою волшебную силу – помогает человеку в тяжёлую минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
3. Тип урока: изучение нового материала
вид урока: интегрированный
4. Музыкальный материал:
Попевка «У Лукоморья» Д.Б.Кабалевский;
«Музыкант-чародей» белорусская народная сказка;
«Мелодия» Н.И.Аладова;
«Волшебный смычок» норвежская народная песня.
5. Оборудование урока (ТСО, наглядность):
аудио-запись сказки с музыкальным фрагментом;
магнитофон;
иллюстрация «СКРИПКА»;
портрет Д.Б.Кабалевского;
портрет А.С.Пушкина.
6. План классной доски (размещение демонстрационного материала):
«Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит»
Портрет Пушкина Портрет Кабалевского
Иллюстрация муз.инструмента
Содержание урока
Этапы урока, дозировка времени
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, приемы
Орг. момент –
2 мин.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
Сегодня мы начнём урок с попевки «У Лукоморья».
«Здравствуйте, учитель!»
Попевка.
Исполнительская деятельность –
8-10 мин.
Дирижирование.
Исполнение попевки в ансамбле с учителем
Хоровое пение по подгруппам (разделение на 2 голоса).
Актуализация - повторение пройденного материала –
4 мин.
Вспомните, ребята, какой композитор сочинил попевку «У Лукоморья»?
Какое литературное произведение вдохновило его на создание этой попевки?
Появилась бы на свет эта попевка, если бы Пушкин не сочинил свою замечательную поэму-сказку?
Почему вы так думаете?
Мы уже говорили о том, что Пушкин вложил в эти строки особый смысл. Какой?
Правильно. И сегодня мы ещё раз сможем убедиться, насколько близки музыка и литература. А поможет нам в этом одна из лучших сказок белорусского народа, которая называется «Музыкант-чародей» .
- Дмитрий Борисович Кабалевский.
- Поэма-сказка Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».
- Нет.
- Потому что композитор использовал в качестве текста строки из этого литературного произведения.
- Александр Сергеевич подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.
Беседа.
Знакомство со сказкой –
7 мин.
Включается аудио-запись.
Слушание.
Метод наглядно-слухового показа.
Микро-пауза.
Обсуждение –
5 мин.
Микро-вывод.
Как вы думаете, КТО или ЧТО является главным действующим лицом в этой сказке?
Почему вы так решили?
Вы, конечно, правы – музыка спасла музыканту жизнь, НО всё же главное действующее лицо этой сказки – музыкант, который силой своего искусства смог заворожить даже хищных зверей.
Какую сказку напоминает по сюжету «Музыкант-чародей»?
О чём идёт речь в этой сказке?
Безвестные создатели сказок, в которых выражена мудрость народа, высоко ценили силу музыки, с любовью и восхищением повествовали о людях, владеющих чудесным даром говорить на языке музыки. Популярность подобного сюжета в сказках разных народов мира – это доказательство огромной важности музыкального искусства в жизни народа.
- Музыка.
- Потому что музыка спасла жизнь музыканту.
- Грузинскую народную сказку «Чонгурист».
(*краткий пересказ сюжета)
Диалог:
- метод размышление о музыке.
Фрагментарное слушание
Исполнение на ф-но мелодии норвежской народной песни «Волшебный смычок».
Вам знакома эта мелодия?
Кто является автором этой песни: композитор или народ?
В чём главное отличие народной музыки от композиторской?
Правильно. Давайте исполним первый куплет этой песни.
- Да. Это мелодия песни «Волшебный смычок».
- Норвежский народ.
- Композиторская музыка – это творчество одного человека, а народная – многих людей.
Слушание:
- метод наглядно-слухового показа;
- создание проблемно-поисковой ситуации.
Исполнительская деятельность –
10 мин.
Исполнение в ансамбле с учащимися норвежской народной песни «Волшебный смычок» - аккомпанемент.
Вам понравилось, как вы сейчас пели или у вас есть какие-то замечания к себе?
Работа со вторым куплетом.
Исполнение в ансамбле с учащимися.
Исполнение в ансамбле с учителем.
(*высказывания учащихся)
Исполнение в ансамбле с учителем.
Хоровое пение.
Самостоятельный анализ исполнения.
Повторное исполнение.
Разучивание:
- ритмическое «эхо»;
- мелодическое «эхо».
Итог –
3 мин.
Домашнее задание.
Давайте вернёмся к строкам Пушкина, с которых мы начали сегодняшний урок.
На примерах каких произведений мы ещё раз убедились, что музыка и литература имеют нерасторжимую связь?
Наверняка многие из вас не раз сталкивались с подобным сюжетом в своих любимых сказках.
Запишите дома в тетрадь названия (и авторов) сказок, в которых музыка имеет большое значение.
- «Идёт направо – песнь заводит, налево сказку говорит»
(*ответы учащихся)
Запись домашнего задания.
Обобщение темы урока.
Самостоятельная деятельность учащихся.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 8Заголовок 915