Родительское собрание Игра и игрушка — это серьезно»
Родительское собрание на тему:
«Игра и игрушка — это серьезно»
Воспитатель 1 категории Коваленко Людмила Петровна
Цель: помочь родителям правильно выбирать игрушки для своих детей. Познакомить с перечнем игрушек относительно возраста ребенка.
Уважаемые родители.
Мы уже говорили с вами о том, что ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра детей зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно игровую среду. Игрушка – это специально предназначенный предмет детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает ребенка к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, ребенку нужна кукла, врачом халат и атрибуты для игры, шоферу минимум как руль. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать сою роль. Правильно подобранная игрушка – серьезное дело.
Причины или проблемы: какими игрушками играют наши дети; (мальчики – оружие, монстры, девочки – косметика, украшения,
Как играют друг с другом; дерутся, стреляют, если что-то интересное принес или вкусное играю, если без всего, то нет.
Почему дети не могут организовать себя на игру: часто дети бегают или просто ходят по группе не зная чем занять себя, мешая другим. Я еще раз хочу подчеркнуть авторитет родителей. Как бы ребенок хорошо не относился к воспитателю, авторитет - мама или папа.
Попробуем вместе ответить на эти вопросы?
Проблемная ситуация: перед родителями на столах разные игрушки (кукла Барби, обычная кукла, игрушки – монстры, конструктор, оружие). Задание: выберите игрушки, которые на ваш взгляд нужны вашему ребенку и способствуют его развитию?
Вопрос родителям: Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные игрушки, но он с ними не играет с ними?
1. Сами по себе игрушки ничего не будут для ребенка значить, если он не знает как и во что с ними играть. (садит космонавта на зебру) Игрушку надо обыграть вместе с ребенок, особенно если у него недостаточно опыта по поводу данной игрушки.
2. Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры. на этикетках пишут возраст детей для которого предназначена игрушка и второй смысл это безопасность вашего ребенка если он будет играть с данной игрушкой. (детям до 3-х лет – берут в рот,) .
Маленьким детям яркие, звучащие игрушки. Крупные по размеру, похожие на настоящие. Здесь игрушка – это друг ребенка.
Детям 4-5 лет (наш возраст детей) особое значение приобретают предметы дополняющие игру (шапочки, сумочки, халатик, бинокль, руль и т. д.) .
Развитие игры идет не от игрушки, а от мысли ребенка. Часто дети пользуются предметами –заместителями.
Для детей 6-7 лет главное общение с другими, связанное с сюжетом.
3. Детям необходимы игрушки, сделанные своими руками из природного и бытового материала. Дети любят играть камушками, листьями, тряпочками, куски железа и т. д.
(пример с бусами: готовые это красиво, а самодельные –это забота о другом. Развитие мелкой моторики, творчества, трудолюбия, усидчивости и радость от результата)
Вопрос родителям : На что вы опираетесь в подборе игрушек?
Часто мы взрослые покупаем игрушки по своему усмотрению. Ориентируемся на цену, новизну, яркость. Если ребенку дарить часто и много игрушек, то его ничего не будет радовать, он с легкостью будет ломать и выбрасывать игрушки, зная, что ему купят новую. Если все игрушки однообразные, то это приведет к однородности сюжетов игры.
Вопрос родителям : Каково ваше отношение к игрушкам – монстрам?
Показ слайд-шоу «Игрушки – монстры» (файл№1)
Игрушки-монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданиям. Обилие страшных, пугающих, порой даже взрослых игрушек на прилавках наших магазинов сегодня стало для нас уже привычным. В моде всевозможные монстры, роботы, шумные и высокотехнологичные электронные игрушки. Покупая одну из них, родители часто не задумываются о том, какое влияние она может оказать на их малыша, и может ли игрушка, которая выглядит устрашающе, быть полезна для ребенка.
Страшные игрушки существовали во все времена. Однако, если обычные, нестрашные, игрушки служат для присвоения и выражения позитивного опыта малыша, то пугающие, отталкивающие игрушки нужны для обыгрывания негативных эмоций и событий из жизни ребенка. Отражая в таких игрушках собственную агрессию и страх, дети учатся их распознавать и контролировать. Еще одна важная функция страшных игрушек - нравственное воспитание малыша. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие яркие примеры из сказок. Совсем иначе обстоит дело с многочисленной и разнообразной категорией современных страшных игрушек. К ней относятся всевозможные монстры, роботы, киборги, устрашающего вида животные и насекомые. Обилие деталей, всевозможные технические навороты, делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша.
Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова мутант и биоробот несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут.
Что касается внутреннего, содержательного аспекта таких игрушек, то он полон противоречий. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Шрек, Бэтмен, черепашки-ниндзя и прочие, несмотря на свою устрашающую внешность, относятся к добрым и хорошим. При этом основным их занятием (и это наглядно отражено в их внешнем облике) являются драки и борьба с очень похожими на них, но якобы злыми героями. Такая неочевидная связь внешнего и внутреннего доступна пониманию взрослого, уже сложившегося человека, но не маленького ребенка.
Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке, страшные игрушки могут быть очень разными.
Но могут ли они быть полезными, нужны ли они ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста вашего ребенка. Если малышу нет еще трех лет, то страшные игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут обыграть свой страх и таким образом справиться с ним.
В дошкольном возрасте, от трех до шести лет, дети отыгрывают полученные впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к всевозможным сказочным и волшебным мотивам.
Не стоит дарить страшные игрушки ребенку или оставлять их жить в детской. Пусть они хранятся в недоступном ребенку месте и по мере необходимости вместе с вами приходят к малышу в игру. Ребенок дошкольного возраста легко застревает на образе игрушки, она навязывает ему свое настроение и соответственно характер игры.
Необходимо помнить, что образная игрушка несет в себе образ живого существа - сказочного или реального, человека или животного.
Шестилетний ребенок уже умеет управлять своим поведением и эмоциями, в том числе негативными, контролировать свой страх. Меняется и отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Если в раннем и дошкольном возрасте игрушка как бы обладает собственной активностью, побуждающей малыша к порой пугающим его самого действиям, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в состоянии сам выбирать и удерживать сюжет.
Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти страшные игрушки не преобладали в детской комнате. Важно, чтобы игра ребенка не превратилась в сплошную борьбу, сражение, убийство и чтобы злым и страшным героям противостояли хорошие и добрые.
С целью разгрузки и создания эмоционального комфорта погружения родителей в мир детства продемонстрировать презентацию фотоматериалов из домашнего архива по теме «Игрушки моего детства» и представить вниманию присутствующих.
В заключение каждому родителю вручить памятки:
«Как использовать игру во время болезни ребенка», «Как найти время для игр с ребенком», «Как выбрать игрушку для ребенка», «Игра — источник радости ребенка»