Секреты орфографии, программа по внеурочной деятельности, 3-4 классы
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Тюменская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ГИМНАЗИЯ»
Проект
«Секреты орфографии»
Приказ № ____ от ______.2016г.
Социально-педагогическое направление
Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации: 2 года
Проект разработан:
Никифорова О.Л.
учитель начальных классов
г.Нягань
2016-2017
Пояснительная записка.
«Преподавание отечественного языка
в первоначальном обучении составляет
предмет главный, центральный,
входящий во все другие предметы»
К. Д. Ушинский
В современных условиях обучения детей родному языку должно отвечать целям создания гуманистической школы, способной удовлетворить интересы и потребности ребёнка, приобщить его к духовно-нравственным ценностям русского народа, удовлетворить его стремление мыслить и действовать самостоятельно.
Курс русского языка в начальной школе - часть единого школьного курса современного русского языка, он предполагает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), формирует элементарное лингвистическое понимание.
Назначение предмета «русского языка» состоит в том, чтобы заложить основу функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь осознать себя носителем языка.
Актуальность проекта «Секреты орфографии» имеет языковую направленность, является учебно-образовательной линией с практической ориентацией на более глубокое познание родного русского языка. Он обеспечивает условия для саморазвития учащихся, повышения их мотивации к познанию. В основу проекта заложены занятия из книги С.М.Бондаренко «Секреты орфографии», методические пособия по занимательному русскому языку, материалы олимпиад, интернета.
Большое внимание уделено фонетике, морфологии, изобразительным свойствам языка (интонация, оценочная и эмоциональная лексика, описательные выражения, фразеологизмы), развитие речевого творчества учащихся.
Занятия речевого творчества разделены на пять взаимосвязанных блоков: сочиняем слова, строим сравнения, строим рассуждения, творческие опыты; сочиняем и играем. Такая форма обучения способствует формированию навыков нестандартной устной речи.
Программа включает теоретический и практический материал, задания повышенной трудности, творческого характера. На занятиях используются: анаграммы, шарады, «перевёртыши», логогрифы, вопросы-шутки, кроссворды, викторины, акростихи, грамматическая арифметика, презентации.
Практикуются следующие формы организации занятий:
индивидуальные (олимпиады, тесты),
групповые (коллажи),
фронтальные.
Цель:
формирование интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
Задачи;
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Состав формируется из учащихся 3-4 классов (9-11 лет), имеющих повышенный интерес к русскому языку, на добровольной основе.
Сроки реализации проекта
Срок реализации проекта 2 года.
Занятия проводятся в течение учебного года - 1 раз в неделю (34 занятия)
Занятия групповые, по 8-10 человек.
Продолжительность каждого занятия не превышает 40 минут.
Обучающиеся творчески применяют имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.
Режим занятий
Четверг – 12.55 – 13.35
Содержание проекта
«Секреты орфографии»
История письменности
Знакомство с появлением письменности на Земле, Исторические сведения о письменности в разных странах. Первые звуки речи. Знакомство с фразеологизмами.
Фонетика
Различие между звуками и буквами, характеристика звуков гласных (Ударные, безударные), согласных (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие); секреты звуков е, я, ю, ё; ч, щ, ж, ш; последовательность букв русского алфавита, умение пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации.
Состав слова
Изменяемые и неизменяемые слова, формы слова и родственные слова; части слова: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
Морфология
Определять грамматические признаки частей речи:
имена существительные – род, число, падеж, склонение;
имена прилагательные- род, число, падеж;
глаголы- число, род, время, спряжение;
определять грамматические признаки наречий; различать служебные части речи.
Работа с текстом
Различение разных видов текста, жанров произведений; умение корректировать тексты.
Словообразование
Разбирать по составу слова в соответствии с предложенным алгоритмом, умение оценивать выполненную работу.
Фразеологизмы
Умение оценивать правильность употребления языковых и неязыковых средств устного общения, понимание прямого и переносного значения устойчивых словосочетаний, умение правильно их употреблять; расширение словарного запаса детей.
Малая олимпиада
Работа с заданиями логического характера.
Итоговые занятия
Подведение итогов пройденных занятий.
Календарно – тематическое планирование
№
ТЕМА
Кол. час.
Описание примерного содержания занятий
По
плану
Факт.
3 класс
1.
Малая олимпиада.
1
Выявить уровень интеллектуальных знаний по предмету.
06.10.16
2.
Анализ и разбор олимпиады.
1
Проанализировать и исправить ошибки, допущенные в малой олимпиаде.
13.10.16
3.
Весёлый калейдоскоп.
1
Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, способствовать повышению культуры речи.
20.10.16
4.
Дорога к письменности.
1
Познакомить с историей появления письменности на земле, с легендой о медведях.
27.10.16
5.
Что такое письменность.
1
Познакомить с понятием – письменность.
10.11.16
6.
Как возникла наша письменность?
1
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».
17.11.16
7.
Что такое фразеологизм.
1
Дать понятие – фразеологизм.
24.11.16
8.
Фонетика. Меня зовут фонема.
1
Дать понятия: «фон», «фонема», особое значение звука. Фонемное правило. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
01.12.16
9.
Тайна фонемы
1
Раскрыть тайны фонемы.
08.12.16
10.
Опасные согласные.
1
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи».
15.12.16
11.
Викторина.
Разгадывание кроссворда на тему «Парные согласные».
22.12.16
12.
Шарады.
1
Рассмотреть шарада, понять их принцип разгадывания.
12.01.17
13.
Кроссворды.
1
Учить составлять и разгадывать кроссворды.
19.01.17
14.
На сцене гласные.
Выходим на «главное» правило.
1
«Волшебник» ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону. Составление «Свода законов». Разгадывание кроссворда на тему «Безударные гласные».
26.01.17
15.
Задания-шутки.
Вопросы-шутки.
1
Показать различие задания-шутки от вопроса-шутки.
02.02.17
16.
Мастерская словотворчества.
1
Творческая работа по составлению кроссвордов.
09.02.17
17.
Кто командует корнями?
1
Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
16.02.17
18.
«Посаженные» корни
1
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения.
02.03.17
19.
Малая олимпиада.
1
Выявление интеллектуального уровня учащихся.
09.03.17
20.
Разбор и анализ олимпиады.
1
Проанализировать и исправить ошибки, допущенные в малой олимпиаде.
16.03.17
21-22.
Секреты существительных.
2
Неизменяемые слова, их происхождение. Откуда они пришли в наш язык?
23.03.17
06.04.17
23-24.
Всё о прилагательных.
2
Почему имя прилагательное самая изобразительная часть речи?
13.04.17
20.04.17
25-26.
Всё о глаголах.
2
Рассказать всё о глаголах. Работа с глаголами, текстами.
27.04.17
04.05.17
27-28.
Краткие прилагательные.
2
Способы образования кратких имён прилагательных. Работа с анаграммами.
11.05.17
18.05.17
29.
Малая олимпиада.
1
Выявить уровень интеллектуальных знаний по предмету.
25.05.17
4 класс
1-2.
Анаграммы.
2
Выявление интеллектуального уровня учащихся.
3-4
Ох уж эти наречия!
2
«Секреты» наречий.
5
Конкурс смекалистых.
1
Олимпиадные задания.
6-8
Ох уж эти наречия!
3
Особенности разбора наречий по составу (неизменяемая часть слова).
9-12
Работа с текстом.
4
Игра «Исправь ошибки». Работа с текстами, где допущены орфографические ошибки. Редактирование текстов.
13-14.
Корректура текста.
2
Редактирование текстов.
Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
15-16.
Корректура текста.
2
Редактирование текстов.
17.
Малая олимпиада.
1
Выявление интеллектуального уровня учащихся.
18.
Разбор и анализ олимпиады.
1
Проанализировать и исправить ошибки, допущенные в малой олимпиаде.
19-20.
Учимся сочинять (работа с рифмами).
2
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
21-22.
Фразеологизмы- омонимы.
2
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.
23-24.
Фразеологизмы- синонимы.
2
Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
25-26.
Фразеологизмы-антонимы.
2
Работа со словарями. Нахождение фразеологизмов – антонимов.
27-28.
В мастерской словотворчества.
3
Логические задания. Работа в группах.
29.
Группировка слов по общему признаку.
1
Разные способы группировки слов по общему признаку.
30.
Секреты словообразования. Шарады. Кроссворды
1
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады, кроссворды.
31.
Фразеологизмы-термины.
1
Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учиться правильно употреблять.
32.
Малая олимпиада.
1
Выявление интеллектуального уровня учащихся.
33.
Анализ олимпиадных заданий.
1
Подведение итогов олимпиадных заданий.
34.
Подведение итогов. Награда победителей.
1
Итоги занятий за год. Награда победителей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
формировать познавательную активность через занимательные задания по русскому языку;
уметь решать задания различного уровня сложности;
овладеть способами исследовательской деятельности;
успешно выступать на школьных, городских, региональных, всероссийских, международных олимпиадах, играх, конкурсах.
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
конкурсы по русскому языку
викторины
КВН
турниры
олимпиады
выпуск стенгазет
Формы подведения итогов реализации проекта:
тестирования
школьные олимпиады
городская олимпиада «Юниор»
проектная деятельность (НПК)
участие в международной игре «Русский медвежонок», «Родное слово»
творческие работы
Методическое обеспечение проекта
Занятие состоит из теоретической части и практической.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путём создания проблемных ситуаций, индивидуальных и групповых способов обучения.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы.
Значимыми формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Реализация данного проекта способствует формированию не только предметных компетентностей учащихся, но формированию надпредметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.
Список используемой литературы.
- С.М.Бондаренко «Секреты орфографии», Москва «Просвещение», 1991год.
- Межрегиональный Вестник школ развития личности «Феникс».
- Н.А.Завьялова «Олимпиадные задания по русскому языку» по системе Д.Б.Эльконина, Д.Б.Давыдова, 2004 год.
- Н. Богуславская , Н.А. Купина «Азбука сочинительства», 1994год.
- «Русские пословицы и поговорки»- учебный словарь, В.И.Зимин, С.Д.Ашурова, 1994год.
- Е.А.Быстрова, А.О.Окунева, Н.М.Шанский «Учебный фразеологический словарь русского языка», издательство «Просвещение», 1984год.
- В.И.Зимин, Л.П.Алекторова «Учебный словарь синонимов русского языка», М. Школа-Пресс, 1994год.
- А.И.Кузнецова «Словарь морфем русского языка», Издательство «Русский язык», 1985 год.
М.Шакирова «Всё о русском языке». Москва, 2005 год.
- Материалы школьных, городских олимпиад.
- Методическая газета для учителей начальной школы.»Начальная школа», Издательский дом «Первое сентября».
- Материалы интернета.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 715