Рабочая программа по математике коррекция 8 вида
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 год).
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе на контрольные работы - 8 часов.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 100, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.
Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект: учебник (М.Н.Перова Математика 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2009г.- 232с.) Цель программы обучения:
расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы обучения:
формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
формирование и развитие речи учащихся;
коррекция нарушений психофизического развития детей/
Содержание программы учебного курса
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе на контрольные работы – 8 часов. В программу по математике включены следующие разделы:
Раздел № Краткое содержание раздела кол- во часов
Сотня
Сотня Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). 4
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение). 2
Миллиметр. 2
Умножение и деление (повторение). 4
Меры массы: килограмм, центнер. 7
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. 10
Умножение и деление.
Умножение и деление числа 2.
Умножение числа 3
Деление на 3 равные части
Умножение числа 4. 5
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии.
Деление на 4 равные части 3
Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.
Умножение числа 5.
Деление на 5 равных частей. 6
10 Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. 1
11 Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Умножение числа 6.
Деление на 6 равных частей. 2
12 Длина ломаной линии. 1
13 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
Умножение числа 7.
Деление на 7 равных частей. 6
14 Прямая линия. Отрезок. 3
15 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
Умножение числа 8.
Деление на 8 равных частей.
Умножение числа 9.
Деление на 9 равных частей. 8
16 Взаимное положение прямых, отрезков.
Умножение единицы и на единицу.
Деление нуля. 4
17 Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.
Умножение числа 10 и на 10.
Деление чисел на 10. 4
18 Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. 5
19 Меры времени. 1
20 Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. 3
21 Секунда – мера времени. 2
22 Взаимное положение геометрических фигур. 3
23 Все действия в пределах 100. 3
24 Деление с остатком. 3
25 Треугольники. 2
26 Определение времени по часам. 3
27 Четырёхугольники. 3
28 Повторение пройденного за год. 2
ИТОГО 102
Требования к уровню подготовки обучающихсяУчащиеся должны знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;
название компонентов умножения и деления;
меры длины, массы и их соотношения;
меры времени и их соотношения;
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
название элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
*Календарно-тематическое планирование по предмету математика, 4класс
№ Изучаемый раздел, тема учебного материала Кол-во час План. сроки Планируемые результаты знания умения Общеучебные умения, навыки и способы деятельности I. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). (4ч) 1 Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы). 1 Знать образование и обозначение чисел, состоящих из сотен, десятков, единиц. Уметь заменять в виде суммы разрядных слагаемых. Читать и записывать натуральные числа. 2 Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. 1 Знать состав однозн-х чисел, способы слож. и выч. по частям с переходом ч/з разряд. Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд; Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий .Тест
3 Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. 1 Знать приёмы сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд; Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Тек.
конт4 Меры стоимости: рубль, копейка.
Соотношение 1р.= 100к. 1 Знать ед. изменения стоимости, соотношения изученных мер стоимости: 1р.= 100к. Уметь преобразовывать и срав-ть числа, полученные при измерении стоимости. Организовать рабочее место.
Четко и правильно осознавать цель своей работы. Тек.
контII. Меры длины: метр, сантиметр, дециметр (повторение). (2ч) Использовать метрические меры в повседневной жизни. Тек.
конт5 Меры длины: м, дм, см.
Построение отрезков. 1 Знать меры измерения длины (м, дм, см), соотношения изученных мер длины. Уметь преобразовывать и срав-ть числа, полученные при измерении длины, чертить отрезки. 6 Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд. 1 Знать приёмы сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд. Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. Проводить простейшие измерения разными способами. Тек.
контIII. Миллиметр. (2ч). Оформлять тетради в соответствии с принятыми нормами. Раб/ карт.
7 Миллиметр - мера длины.
Соотношение:1см = 10мм 1 Знать меры измерения длины (м, дм, см, мм), соотношения изученных мер длины.
Знать обозначение миллиметра: ммУметь записывать числа, полученные при измерении, двумя мерами:3см5мм, чертить отрезки; измерять длину отрезка с помощью линейки. 8 Проверка сложения вычитанием. Углы. 1 Знать виды углов. Уметь выполнять проверку сложения вычитанием, чертить углы, опред. виды углов. Проводить простейшие измерения разными способами. Использовать метрические меры в повседневной жизни Тек.
контIV. Умножение и деление (повторение). (4ч). Использовать простейшие приборы и инструменты для решения практ. задач. Мат/
дик.
9 Умножение 2-х и деление на 2. Взаимосвязь деления и умножения. 1 Знать названия компонентов умножения и деления. Уметь решать простые задачи на умнож. и деление; 10
11 Умножение чисел 3, 4, 5 и деление на 3, 4, 5. 2 Знать табл. умнож.и дел. чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь табл. умн. и дел-я. Уметь использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление. Уметь пользоваться табл. умнож. для нахождения произведения и частного. Тек.
конт12 Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах. 1 Знать порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах. Уметь решать примеры в 2-3 арифметических действия. Уметь овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации Тек.
контV. Меры массы: килограмм, центнер. (7ч). Находить в учебнике указанные задачи, упражнения, задания. Тек.
конт13 Меры массы: кг, ц.
Соотношение между единицами массы 1ц= 100 кг
Решение задач с мерами массы. 1 Уметь решать задачи с мерами массы, сравнивать числа, полученные при измерении массы. 14 Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
(40-12, 30-12, 100-4) 1 Уметь выполнять вычитание вида (40-12, 30-12, 100-4) Уметь планировать текущую работу. Раб/ карт.
15 Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Углы. 1 Уметь решать примеры со скобками и без скобок, чертить углы, опред. виды угл. Объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища. Тек.
конт16 Увеличение и уменьшения числа на несколько единиц.
Окружность. 1 Уметь выполнять слож/ вычит. чисел в пределах 100 без перехода через разряд, чертить окружности разных радиусов с пом-ю циркуля. Уметь абстрагировать.
Распознавать формы простейших плоских фигур. Уметь строить углы.
Находить в учебнике указанные задачи и упражнения. Тек.
конт17 Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 1 Уметь решать составные задачи Раб/ карт.
18 Контрольная работа № 1 «Сло жение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд». 1 Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах100 без перехода через десяток. Уметь читать вслух правильно, осознанно (с соблюдением интонации), выделять главное. Тек.
конт.
19 Работа над ошибками. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 1 Уметь кратко записывать, моделировать содержание, решать составные ариф. задачи в два действия. Контролировать правильность выполнения работы. К/
раб
VI. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. (10ч).
А) Сложение с переходом через разряд в пределах 100 Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. Тек.
конт20 Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.
Вычисление стоимости. 1 Уметь вычислять стоимость С = Ц х КРаб/ карт.
21 Классификация углов. Многоугольник.
Присчитывание и отсчитывание по 6. 1 Уметь чертить прямой, тупой, острый углы, определять виды углов, присчитывать и отсчитывать равными числ-и группами по 6. Уметь строить углы. Распознавать формы простейших плоских фигур. Представлять материал (задачу) в табличном виде. Тек.
конт22 Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. 1 У. выполнять письм. действия слож-я двузначных чисел с перех. через разряд. Мат/
дик
В) Вычитание с переходом через разряд Выполнять инструкции, точно следовать образцу и
простейшим алгоритмам. Тек.
конт23 Вычитание с переходом через разряд. 1 Уметь выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. 24 Составление и решение составных задач по краткой записи. Присчитывание и отсчитывание по 4 1 Уметь составлять и решать составные задачи по краткой записи (с помощью учителя), присчитывать и отсчитывать равными числовыми группами по 4. Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и
простейшим алгоритмам. Тек.
конт25 Прямоугольник. Построение прямоугольника. Присчитывание и отсчитывание по 7. 1 Уметь строить прямоугольник, присчитывать и отсчитывать равными чис-ми группами по 7.
Распознавать формы простейших плоских фигур. Раб/ карт.
26 Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд». 1 Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд». Контролировать правильность выполнения работы. Тек.
конт27 Работа над ошибками. Связь действий сложения и вычитания. 1 Уметь по примеру на сложение составлять примеры на вычитание. Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. К/
раб
28 Уменьшение числа на несколько единиц. Присчитывание и отсчитывание по 8. 1 Уметь выполнять вычитание с переходом через разряд, присчитывать и отсчитывать равными числовыми группами по 8, план-ть свою работу, конт-ть правильность выполнения. Тек.
конт29 Увеличение числа на несколько единиц. Присчитывание и отсчитывание по 9. 1 У. выполнять сложение с переходом через разряд, присчиты вать и отсчитывать равными числовыми группами по 9, устан-ть причинно-следственные связи. У. работать в паре. Тест
Умножение и деление. (5ч) 2 четверть Тек.
конт30 Умножение и деление числа 2.
Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2. 1 Уметь использовать знание таблицы умножения 2х для решения соответствующих примеров на деление. 31 Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. 1 У. заменять сложение одинаковых слагаемых умнож-м, умнож. заменять слож-м. Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения. Тек.
конт32 Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и прямоугольника. 1 Уметь решать примеры без скобок. Уметь строить прямоугольник и квадрат. Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения. Тек.
конт33 Деление на 3 равные части.
Таблица деления на 3. 1 У. делить на 3 равные части; записывать деление предметных совокупностей на равные части ариф. действием деления. Слушать объяснения учителя, усваивая основные положения. Уметь пользоваться правилами.
Распознавать формы простейших геометрических фигур. Раб/ карт.
34 Решение задач деления на 3 равные части и по3. Умножение числа 4.
Таблица умножения числа 4. 1 Уметь выполнять деление на 3 равные части по 3
4. Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу. Мат/
дик
VIII.Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.
Ломаные линии. (4ч) Уметь практ. пользоваться переместительным свойством умножения. Тек.
конт35 Прямая, кривая, ломаная, луч.
Ломаные линии. 1 Оценивать уровень овладения одноклассниками учебным материалом. Мат/
дик
36 Деление на 4 равные части.
Таблица деления на 4.
Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
1 У. чертить прямую, кривую ломаные линии, луч, отрезок заданной длины. 37 Решение задач деления на 4 равные части и по 4. 1 Уметь решать примеры со скобками и без скобок. Уметь пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами. Тек.
контIХ.Замкнутая незамкнутая кривые. Окружность. Дуга. (6ч) Уметь выполнять деление на 4 равные части по 4. Уметь пользоваться алгоритмами, применять правила. Тек.
конт38 Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга. 1 У. овладевать умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации. Раб/ карт.
39 Контрольная работа № 3 «Умножение и деление на 2, 3, 4». 1 Уметь чертить окружности разных радиусов с помощью циркуля; различать замкнутые и незамкнутые кривые. Использовать простейшие приборы для решения практических задач. 40 Работа над ошибками.
Решение задач на умножение и деление на 2,3,4. 1 Уметь использовать знание таблиц умножения 2,3,4 для решения соответствующих примеров на деление.
Контролировать правильность выполнения работы. Тек.
конт41 Умножение числа 5.
Таблица умножения числа. 1 Уметь использовать знание таблиц умножения 2,3,4 для решения соответствующих примеров на деление.
Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. К/
раб
42 Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью. 1 У. кратко записывать, содер-е, решать составные ариф. задачи в 2 действия. Слушать объяснения учителя, усваивая основные положения. Тек.
конт43 Деление на 5 равных частей.
Таблица деления на 5. 1 Уметь вычислять стоимость. Уметь читать вслух правильно, осознанно. Уметь выделять главное. Раб/ карт.
Х.Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. (1ч) У. исп-ть знание табл.умн. 5 для решения соответ-х примеров на деление. Уметь работать в паре. Выполнять проверку и взаимопроверку. Раб/ карт.
44
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. 1 Уметь работать в паре. Выполнять проверку и взаимопроверку. Тек.
контXI. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. (2ч) У. решать простые ариф. задачи на увелич (уменьшение) числа в неск. раз. 45 Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Граница многоугольника. 1 Пользоваться различными видами чтения для выделения условия и вопроса. Раб/ карт.
46 Умножение и деление числа 6.
Таблица умножения числа 6. 1 Уметь чертить замкнутые незамкнутые ломаные линии. XII. Длина ломаной линии. (1ч)
Уметь решать простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения. Тек.
конт 47 Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. 1 Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц. Раб/ карт.
XIII. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. (6ч) Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения. Тек.
конт48 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление ценыЦ = С : К 1 Уметь измерять отрезки ломаной и вычислять её длину, строить отрезок, равный длине ломаной, строить ломаную по данной длине её отрезков., использовать простейшие приборы и инструменты для решения практических задач К/
раб
49 Умножение числа 7.
Таблица умножения числа 7. 1 Тек.
конт50 Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 1 Уметь вычислять цену
Ц = С:К Уметь сравнивать. Пользоваться различными видами чтения (сплошным, выборочным) для выделения условия и вопроса. Тест
51 Сравнение выражений.
Построение многоугольника и вычисление длины ломаной многоугольника (повторение). 1 Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.Уметь чисто и скоро писать. 52 Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7. 1 Уметь кратко записывать, содержание, решать составные ариф. задачи в два действия, читать вслух правильно, осознанно (с соблюдением интонации). Уметь выделять главное. Тек.
конт53 Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7. 1 У. строить многоугольник по данным точкам, измерять и вычислять длину ломаной (границы) мног-ка. XIV. Прямая линия. Отрезок. (3ч) У. использовать знание таб умнож. числа 7 для решения соответ-х примеров на деление. Тек.
конт 54 Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм. 1 Уметь кратко записывать, моделировать содержание, решать составные ариф. задачи в два действия. Раб/ карт.
55 Контрольная работа № 5 « Умножение и деление на 7». 1 Уметь сравнивать.
Распознавать формы простейших плоских фигур. Тек.
конт56 Работа над ошибками. Решение примеров с неизвестными компонентами. 1 Уметь чертить отрезки, измерять длину отрезка в см и мм, записывать числа, полученные при измерении, двумя мерами: 3см 5мм. Уметь пользоваться табличным умножением для нахождения произведения и частного. Мат/
дик
XV. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. (9ч) Уметь использовать знание таблицы умножения 7 для решения соответствующих примеров на деление. Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу. Тек.
конт57 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. К = С : Ц1 Уметь находить неизвестные множители, произведение. Пользоваться различными видами чтения (сплошным, выборочным) для выделения условия и вопроса. Тек.
конт58 Умножение числа 8.
Таблица умножения числа 8. 1 59 Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 1 Уметь вычислять количество К = С : ЦИспользовать простейшие приборы и инструменты для решения практических задач. Раб/ карт.
60 Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок. 1 Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. К/
раб
61 Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8. 1 Уметь кратко записывать, решать составные ариф. задачи в два действия. Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. Тек.
конт62 Умножение числа 9.
Таблица умножения числа 9. 1 Уметь делить на 8 равных частей; записывать деление предметных совокупностей на равные части ариф. действием деления, использовать знание таблицы умножения числа 8 для решения примеров на деление, пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения. Представлять материал (задачу) в табличном виде. Мат/
дик
63 Сравнение выражений. Решение составных задач. 1 Следить за правильной осанкой на рабочем месте. Тек.
конт64 Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9 Порядок действий в примерах без скобок. Решение составных задач.
. 1 Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.
Уметь сравнивать выражения, используя знаки •, •, = Уметь читать вслух правильно, осознанно . Уметь выделять главное. Тек.
контXVI. Взаимное положение прямых, отрезков. (4ч) У. делить на 9 равных частей; записывать деление предметов на равные части ариф. действием деления, пользоваться табл.умнож. для нахождения произведения и частного. Раб/ карт.
65 Взаимное положение на плоскости прямых, отрезков. 1 Уметь решать примеры без скобок. Уметь решать составные задачи. Тек.
конт66 Контрольная работа № 6 «Умножение и деление на 8, 9». 1 Следить за правильностью осанкой на рабочем месте. Тек.
конт67 Работа над ошибками. Увеличение и уменьшение длины заданных отрезков на несколько ед-ц. 1 У. узнавать, называть, моделировать взаим. положение двух прямых линий, отрезков, точки пересечен. Уметь сравнивать, читать вслух правильно, осознанно, выделять главное. Мат/
дик
68 Умножение единицы и на единицу.Деление на единицу 1 Уметь использовать знание таблиц умножения 8,9 для решения соответствующих примеров на деление. Раб/ карт.
XVII. Взаимное положение окружности, прямой, отрезка. (5ч) Уметь применять правило в вычислениях. 69 Взаимное положение прямой, окружности, отрезка. 1 Уметь применять правило в вычислениях. Выполнять инстру кции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Использовать простейшие приборы и инструменты для решения практических задач Раб/ карт.
70 Умножение нуля и на нуль.
Деление нуля 1 К/
раб
71 Составление и решение задач на нахождение цены, количества, стоимости. 1 Уметь применять правило в вычислениях. Уметь пользоваться правилами. Тек.
конт72 Составление и решение примеров на нахождение разности.
суммы 1 Уметь применять правило их в вычислениях. Выполнять инструкции, следовать образцу и простейшим алгоритмам. Уметь вычислять кол-во
К = С : Ц, цену Ц = С : К,
стоимость С = Ц х КТек.
контXVIII. Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. (5ч) Уметь составлять и решать примеры на нахождение разности. Распознавать формы простейших плоских фигур. Раб/ карт. 73 Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. 1 У. составлять и решать примеры на нахождение суммы. Уметь пользоваться правилами. Тек.
конт74 Умножение числа 10 и на 10 Деление чисел на 10.
. 1 Тек.
конт75 Контрольная работа № 7 «Взаимное положение на плоскости геометрических фигур». 1 Уметь применять правило в вычислениях. Уметь анализировать, классифицировать, сравнивать, абстрагировать. Тек.
конт76 Работа над ошибками. Порядок действий в примерах без скобок. 1 Уметь применять правило в вычислениях. Тек.
конт77 Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Решение примеров с именованными числами. 1 Уметь узнавать, называть, моделировать взаимное положение на плоскости геометрических фигур, находить точки пересечения. Контролировать правильность выполнения работы. Уметь решать примеры без скобок.
Использовать простейшие приборы и инструменты для решения практических задач. Распознавать формы простейших плоских фигур ХIХ. 4 четверть
Меры времени. (1ч) Уметь кратко записывать, моделировать содержание, решать составные ариф. задачи в два действия. Уметь пользоваться правилами.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и
простейшим алгоритмам. Тек.
конт78 Определение времени по часам с точностью до 1 минуты.
Решение задач с мерами времени. 1 Уметь решать примеры с именованными числами, работать с основными компонентами учебника: оглавлением,вопросами, заданиями к тексту, таблицами, образцами, иллюстрациями. Тек.
контХХ. Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. (3ч) К/
раб 79 Числа, полученные при измерениистоимости (рубль, копейка). 1 Уметь определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты(5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го).
Уметь читать показатели времени по часам. Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. Тек.
конт80 Числа, полученные при измерениидлины (м, дм, см, мм). 1 Уметь читать вслух правильно, осознанно (с соблюдением интонации). Уметь выделять главное. Тест 81 Решение задач с мерами длины.
Построение отрезков заданной длины. 1 Уметь различать числа, полученные при измерении длины. ХХI. Секунда – мера времени. (2ч) У. записывать числа, полученные при измерении длины двумя мерами: 7см 3мм. Уметь заменять мелкие меры длины более крупными, крупные меры более мелкими. Тек.
конт82 Мера времени секунда.
1 мин = 60 с. Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. 1 Уметь решать задачи с мерами длины, строить отрезки заданной длины, короче, длиннее данного.Использовать простейшие приборы и инструменты для решения практ. задач. 83 Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. 1 Тек.
контХХII. Взаимное положение геометрических фигур. (3ч) Уметь заменять мелкие меры времени более крупными, крупные меры времени более мелкими.
Уметь читать показатели времени по часам. Проводить простейшие измерения разными способами. Тек.
конт84 Взаимное положение на плоскости геометрических фигур. 1 У. записывать числа, полученные при измерении времени двумя мерами: 1ч 15 мин,1мин 20 сРаб/ карт. 85 Контрольная работа № 8 «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». 1 Уметь составлять и решать составные задачи по краткой записи. Тек.
конт86 Работа над ошибками.
Составные задачи, решаемые двумя арифмет. действиями. 1 Уметь решать примеры со скобками и без скобок. Оценивать уровень овладения одноклассниками учебным материалом. Мат/
дик Все действия в пределах 100. (3ч) Уметь выполнять действия с числами, полученными при измерении стоимости, длины, времени.
Контролировать правильность выполнения работы. 87 Сложение и вычитание чисел в пределах 100. 1 Уметь кратко записывать, моделировать содержание, решать составные ариф. задачи в два действия.
Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. Распознавать формы простей ших плоских фигур, взаимное расположение объектов в пространстве (внутри, вне, справа, пересекаются..) Раб/ карт. 88 Умножение и деление. Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
1 К/
раб 89 Составление и решение примеров на нахождение суммы и остатка. 1 Уметь пользоваться таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного. XXIV. Деление с остатком. (3ч) У. решать простые ариф.за дачи на увеличение (умень шение) числа в неск. раз. Уметь работать с основными компонентами учебника:
оглавлением, вопросами, заданиями к тексту, таблицами, образцами, иллюстрациями Тек.
конт90 Деление с остатком.
Проверка деления с остатком умножением и сложением. 1 Уметь составлять и решать примеры на нахождение суммы и остатка. 91-92 Решение примеров и задач, содержащих действия деления с остатком. 2 Мат/
дик ХХV. Треугольники. (2ч) Уметь выполнять проверку деления с остатком умножением и сложением. Знать табличное умножение и деление, уметь пользоваться таблицей умножения. Раб/ карт. 93 Треугольник. Построение треугольника. Названия сторон треугольника. 1 Уметь решать примеры и задачи, содержащие действия деления с остатком. Уметь следовать определённому алгоритму. Тек.
конт94 Действия с числами, полученными при измерении длины, стоимости, времени. 1 Уметь считать. Тек.
контХХVI. Определение времени по часам. (3ч) Уметь чертить треугольники и обозначать стороны буквами. 95 Определение времени по часам с точностью до 1 мин разными способами. Решение задач с мерами времени. 1 Уметь выполнять действия с числами, полученными при измерении длины, стоимости, времени. Уметь работать в паре. Выполнять проверку и взаимопроверку. Тек.
конт96 Четные и нечетные числа. Решение составных задач, требующих выполнения 2-3 арифметических действий.
1 Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Тек.
конт97 Порядок выполнения действий I и II ступени в примерах без скобок и со скобками. 1 Уметь различать чётные и нечётные числа. Распознавать формы простейших плоских фигур. Тек.
контХХVII. Четырёхугольники. (3ч) Уметь кратко записывать, моделировать содержание, решать составные ариф. задачи в два действия. Уметь овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации. Раб/ карт. 98 Прямоугольник и квадрат. Построение прямоугольника и квадрата с помощью чертежного угольника. 1 Уметь выполнять действия I и II ступени в примерах без скобок и со скобками. 99 Контрольная работа № 9 «Все действия в пределах 100». 1 Уметь читать показатели времени по часам. Раб/ карт. 100 Работа над ошибками. Равенство боковых сторон, верхних и нижних оснований прямоугольника (квадрата). 1 У. чертить прям-к и квадрат с помощью черт. треуг-ка на нелинованной бумаге. Различать четные и нечетные числа. Тек.
контХХVIII.Повторение пройденного за год. (2ч) Уметь чертить прямоугольник и квадрат с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Тек.
конт101 Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). 1 Уметь решать составные задачи, требующие выполнения 2-3 ариф. действий. 102 Составление и решение задач на деление на равные части по содержанию. 1 Уметь вычислять кол-во
К = С : Ц, цену Ц = С : К,
стоимость С = Ц х КК/
раб Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин)
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
3. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 не грубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.
4. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки при решении задач
на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
5. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
За учебную четверть (кроме первой четверти I класса) и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Математический диктант.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общегочисла.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа.
График контрольных работ по математике
I четверть Дата
1 Контрольная работа №1 по теме:
«Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд». 2 Контрольная работа № 2 по теме:
«Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд ». II четверть 3 Контрольная работа №1 по теме:
«Умножение и деление на 2, 3, 4». 4 Контрольная работа №2по теме:
«Умножение и деление на 5, 6» III четверть 5 Контрольная работа №1 по теме:
«Умножение и деление на 7». 6 Контрольная работа №2 по теме:
« Умножение и деление на 8, 9 ». 7 Контрольная работа №3 по теме:
«Взаимное положение на плоскости геометрических фигур». IV четверть 8 Контрольная работа №1по теме:
«Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». 9 Контрольная работа №2 за год по теме:
«Все действия в пределах 100». Литература
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. «Методика преподавания математики в начальных классах». - М., Просвещение 2006г.
Богановская Н.Д. «Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы» Дефектология,2006, № 6.
Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.
Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». - Москва, 2007
Никитина М.Н. «Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе». Дефектология, 2006, № 5.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2006.
Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». - Москва "Просвещение"2010.
Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». - Москва "Просвещение" 2007.
Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе». Дефектология,2010, № 3.
Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». - Москва, 2010
Эк В.В. «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы». - М.Просвещение. 2009.
Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе». - М. «Просвещение» 2005 г.
Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы». Дефектология, 2010 № 5.