Рабочая программа Русский язык коррекция 8 вида на 3 часа в неделю
Утверждаю
Директор МОУ ИРМО
«Бургазская НОШ»
Витязева Е.В .
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Бургазская начальная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
(письмо и развитие речи)
для 4 класса
на 2015– 2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе: Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
.
Составитель: Грабун Ирина Васильевна.
учитель начальных классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
3.Учебного плана образовательного учреждения.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо развитию речи) представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно - тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 102 часов, 3 часов в неделю.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2015-2016 учебный год).
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций,
коррекция речи и мышления,
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
обогащение словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Повторение пройденного в начале года
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Связная речь
Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
звуко - буквенный анализ слова,
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
При изучении тем курса используются:
учебники,
наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и упражнения,
игры по русскому языку.
Планируемые результаты освоения курса
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
полнота ответа,
умение практически применять свои знания,
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2. Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объём текстов контрольных работ в IV классе – 30 – 35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе .№ Тема Коли-чество часов Сроки Словарные слова Коррекционная работа 1 уровень .2 уровень . I четверть Повторение 1 Предложение
Практическое построение простого предложения. 1ч. Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» Уметь различать сходные по начертанию буквы.
-выделять главную мысль текста, подбирать к нему заглавие .-строить простые предложения .-списывать текст целыми словами .
-составлять схемы к педложениям.
-писать под диктовку .Знать о написании большой буквы в начале предложения и точки в конце. Уметь составлять простые предложения,
-Списывать с печатного и письменного текста .-составлять схемы к простым предложениям .Знать о написании большой буквы в начале предложения и точки в конце.
22 Выделение предложений из текста
Составление предложений из слов, данных в начальной форме 1ч. считать Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала»
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. 1ч. пример Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок» Деление текста на предложения. 1ч. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». Звуки и буквы.
Алфавит Расположение слов в алфавитном порядке. 1ч. пшеница Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее» Знать алфавит наизусть .Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы .Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы .С помощью учителя называть буквы русского алфавита .Гласные и согласные буквы. 2ч. Коррекция фонематического слуха черезвыделение определенного звука в процессе
упражнения «Узнай звук» Мягкий знак на конце и в середине слова.
. Мягкий знак на конце слова. 1ч. корабль Коррекция памяти на основе дидактической игры «Поможем Незнайке» (письмо словарных слов). Уметь определять место расположения мягкого знака на конце ,в середине слова
-писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
Знать и называть свой домашний адрес , адрес школы . Уметь с помощью учителя определять место расположения мягкого знака на конце ,в середине слова
Знать и называть свой домашний адрес , адрес школы
Мягкий знак в середине слова. 2ч. человек Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». Мягкий знак на конце и в середине слова. 1ч. Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово». Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. 1ч. деревня Развитие фонематического слуха, внимания, мышления на основе упражнения «Будь внимательным». Уметь правильно переносить слово с разделительным мягким знаком .Уметь составлять и записыватьрассказа по серии картинок и подробному вопроснику Уметь с помощью учителя определять место расположения мягкого знака на конце ,в середине слова .
Уметь с помощью учителя правильно переносить слова с разделительным мягким знаком
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. 1ч. Развитие внимание, мышления на основе игры «Заметь все» Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1ч. аптека Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Лесенка». Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. 1ч. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Составь рассказ». Диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. 1ч. Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений. Работа над ошибками. 1 ч Коррекция внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза на основе игры «Корректор» Гласные после шипящих
Сочетание гласных с шипящими. 1ч. земляника Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Загадки». Знать правила написания гласные после шипящих и уметь применять их при письме .Знать правила и уметь применять его при письме .- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
Закрепление. Гласные после шипящих. 1ч. экскурсия Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Лесенка». Связная речь. Составление рассказа по плану и данным предложениям. 1ч. Коррекция логического мышления, речи, творческого рассказывания на основе упражнения «Составь» Парные звонкие и глухие согласные наконце и в середине слова.
Звонкие и парные согласные на конце слова. 1ч. берег Коррекция фонематического слуха в процессе игры «Придумай слово со звуком…» Знать звонкие и глухие согласные .Уметь работать со словарём
Уметь составлять предложение по картинке .Уметь писать под диктовку текст16-20 слов.
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова, Уметь составлять предложение по картинке .Уметь составлять схемы к предложениям .- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. 1ч. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнения «Услышь звук». Звонкие и парные согласные в середине слова. 1ч. обед Коррекция познавательной деятельности на основе игры «Исправь ошибки». Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. 1ч. автобус Коррекция зрительного внимания на основе упражнения «Найди ошибку». Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками. 1ч. Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. Диктант .Работа над ошибками .1ч. Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. 1ч. вдруг, ястреб. Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово». II четверть Ударные и безударные гласные.
Ударение. Постановка ударения в словах. 2ч. магазин Развитие мышления и слухового восприятия на основе упражнения «Загадки» Уметь определять ударную и безударную гласную в слове.
-подберать проверочное слово к без.гл. С помощью учителя определять ударную и безударную гласную в слове.
Смыслоразличительная роль ударения. 1ч. Коррекция мелкой моторики через упражнение «Каштан». Различение ударных и безударных гласных. 2ч. фабрика Коррекция и развитие памяти на основе упражнения «Запомни, запиши» Правописание безударных гласных
Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова. 1ч. Коррекция логического мышления на основе упражнения «Сравни» Знать способы подбора проверочных слов по образцу
Уметь с помощью учителя делить текст на части , составлять план для изложения.
Уметь работать со словарём
Уметь составлять предложение по картинке .Знать правила и применять его на практике .Уметь составлять рассказ Птицы зимой» по картинке, вопросам.
Уметь писать под диктовку текст16-20 слов. Уметь определять ударные и безударные гласные в слове.
Составлять предложения по картинке и записывать его в тетрадь .Уметь списывать с печатного и письменного текста..-ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными с помощью учителя подбирать проверочные слова.
Писать под диктовку слова и предложения.
Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу. 1ч. Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен» Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану.:1ч. иней. Коррекция зрительного восприятия, речи на основе написания изложения. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. 1ч. Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово». Правописание безударных гласных. 1ч. Коррекция логического мышления на основе игры «Загадка» Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. 1ч. завтрак Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, логического мышления на основе упражнения «Найди ошибку». Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. 1ч. Развитие мышления, памяти и фонематического слуха через игру «Лесенка». Правописание слов с безударной гласной в корне слова. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово» Связная речь.Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам 1ч. трамвай Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь» Диктант
Работа над ошибками .1ч. Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. Непроверяемые безударные гласные.
Слова с непроверяемыми безударными гласными. 1ч. метро Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» Знать способы подбора проверочных слов по образцу
Уметь с помощью учителя делить текст на части , составлять план для изложения.
Уметь работать со словарём
Уметь составлять предложение по картинке .Знать правила и применять его на практике .Уметь составлять рассказ Птицы зимой» по картинке, вопросам.
Уметь писать под диктовку текст16-20 слов. - писать слова с безударными гласными с помощью учителя подбирать проверочные слова.
Уметь составлять рассказ по картинке, вопросам.
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. 2ч. спасибо Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово». Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками. 1ч. Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений. Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм. 1ч. Трак-торКоррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» Диктант .Работа над ошибками .1ч. Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок» Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. 1ч. Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Различи» III четверть Слово.
Названия предметов, действий и признаков.
Слова, обозначающие названия предметов. 1ч. портрет Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
-выделять из предложения слова , обозначающие предметы , действия, признаки.
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём. Учащиеся должныпринимать активное участие в беседе;
-называть слова обозначающие предметы , действия , признаки.
-составлять и записывать с помощью учителя предложения .-называть признаки предметов .-подбирать по вопросам названия предметов и действий .Списывать с печатного и письменного текста .Названия предметов. 1ч. Кварти-раКоррекция внимания, мышления на основе дидактической игры «Третий лишний» Названия действий. 1ч. телефон Коррекция внимания, речи, мышления через дидактическую игру «Кто что делает?» Слова, обозначающие действия предметов..1ч. Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов. Различение слов, обозначающих предметы и действия. 1ч. Развитие внимания, мышления, речи на основе дидактической игры «Угадай задуманное слово» Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира». 1ч. телевизор Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь» Названия признаков. 1ч. огром-
ныйРазвитие внимания, мышления на основе дидактической игры «Что подарил ребятам Чебурашка?» Слова, обозначающие признаки предметов. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания, памяти на основе дидактической игры «Угадай» Названия предметов, действий и признаков. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе дидактической игры «Узнай свое слово» Связная речь.
Обучающееизложение: описание птицы. 1ч. Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Опиши» «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов» 1ч. Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» Имена собственные.
Имена собственные. 1ч. Россия Развитие мышления через умения применять правило на практике на основе упражнения «Запиши правильно» Учащиеся должны знать
что обозначают имена собственные , как они записываются .
Должны уметь :-находить в тексте имена собственные .-составлять и записывать предложения .-восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении .Учащиеся должны знать :что обозначают имена собственные ,как они записываются .-составлять и записывать предложения .Правописание имен собственных. 1ч. фамилия Развитие зрительной памяти на основе упражнения «Запомни» Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса. 1ч. Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Напиши письмо, адрес» Диктант .Работа над ошибками .1ч. Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор» Предлоги.
Предлоги. 2ч. лестница Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выдели предлог» Должны уметь :-называть предлоги .-находить предлоги в предложениях.
- писать предлоги раздельно с другими словами,
-составлять предложения с предлогами . Учащиеся должны с помощью учителя называть предлоги ,-писать предлоги раздельно с другими словами .Правописание предлогов с другими словами. 2ч. минута Коррекция слухового внимания на основе упражнения «Не пропусти» Связная речь.Восстановление нарушенного порядка слов в предложении
. 1ч. Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. Диктант
Работа над ошибками 2ч. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Наведи порядок». Разделительный твёрдый знак.
Разделительный твёрдый знак. 2 ч Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Замени одним словом». . Учащиеся должны уметь употреблять разделительный ъ в письменной и устной речи. Родственные слова.
Понятие о родственных словах. 1ч. Коррекция логического мышления, памяти на основе упражнения «Как растут слова» Учащиеся должны знать что обозначают родственные слова .Должны уметь :- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
-подчёркивать корень в словах.
Составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок. Учащиеся должны знать наизусть правила о родственных словах.
С помощью учителя подбирать родственные слова схожие по смыслу .С помощью учителя составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок.
Определение корня слова. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Найди общую часть –корень» Упражнения в практическом образовании родственных слов. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Превращение слов» Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника» Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Лишнее слово» Связная речь.Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок. 1ч. Коррекция речи, воображения, мышления на основе упражнения «Составь» Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Горка» Диктант заIII четверть.
Работа над ошибками .2ч. Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. 1 ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Кто правильней» IVчетверть Предложение.
Предложение.
Практическое построение простого предложения. 1ч. цыпленок Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение» Учащиеся должны знать:
-из чего состоит наша речь.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов). Учащиеся должны знать:
-из чего состоит наша речь.
Учащиеся должны уметь с помощью учителясоставлять и записывать простые предложения .-правильно ставить знаки препинания .- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
Писать под диктовку .Связная речь.Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам. 1ч. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». Выделение предложений из текста. 1ч. малина Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ». Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. 1ч. вагон. Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Наведи порядок» Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. 1ч. вокзал. Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала» Установление связи между словами в предложении по вопросам. 1ч. мешок Коррекция мышления и фонематического слуха посредством игры «Чей кораблик быстрее проплывет по ручейку»
Коррекция логического мышления посредством игры «Лишнее слово» Распространение предложений. 1ч. Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка», памяти через упражнение «Сядет тот, кто…». Диктант
Работа над ошибками 1ч. Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. Знаки препинания в конце предложения.
Вопросительный знак в конце предложения. 1ч. лягушка Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни» Учащиеся должны знатьвиды знаков препинания
- ставить соответствующие знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), Учащиеся должны знатьвиды знаков препинания
- с помощью учителя ставить соответствующие знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
Восклицательный знак в конце предложения. 1ч. ящерица Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Кто точнее»» Знаки препинания в конце предложения. 1ч. Полотенце Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак» Главные и второстепенные члены предложения Главные члены предложения. Сказуемое. 1ч. Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен» Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные -члены предложения: подлежащее, сказуемое. Главные члены предложения. Подлежащее. 1ч. театр Коррекция мелкой моторики через упражнение «Каштан». Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. 1ч. Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка», памяти через упражнение «Сядет тот, кто…». Второстепенные члены предложения (без деления на виды). 1ч. костюм Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Правильно и быстро». Повторение пройденного.
Алфавит. 1ч. Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее» Уметь различать сходные по начертанию буквы.
-выделять главную мысль текста, подбирать к нему заглавие .-строить простые предложения .-списывать текст целыми словами .
-составлять схемы к педложениям.
-писать под диктовку .-подбирать родственные слова
Знать о написании большой буквы в начале предложения и точки в конце;
-Алфавит Уметь составлять простые предложения,
-Списывать с печатного и письменного текста .-составлять схемы к простым предложениям .Знать о написании большой буквы в начале предложения и точки в конце.
Родственные слова. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника» Итоговый контрольный диктант
Работа над ошибками. 1ч. Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово» Парные звонкие и глухие согласные. 1ч. Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». Главные и второстепенные члены предложения. 1ч. Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Живое предложение». Безударные гласные 1ч. Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений. Знаки препинания в конце предложения 1ч. Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак»