Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО


МБОУ «Красногвардейская гимназия»
Выступление на методическом объединении нач. классов
Тема: « Развитие детской одаренности в образовательной сфере
в рамках ФГОС НОО».
Подготовила
Калбанова Татьяна Владимировна
учитель нач. классов
с. Донское 2017г
Человек, обладающий врожденным талантом,
испытывает величайшее счастье тогда,
когда использует этот талант.
И. В. Гёте
В каждом человеке с самого момента рождения заложено его личное предназначение в жизни, его место в ней, его определённый спектр деятельности. Кто-то находит истинное наслаждение в математике, кто-то парит в танце, кто-то утопает в искусстве и красках, кто-то строит, кто-то учит и воспитывает - талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей, на мой взгляд, очень важный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой.
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам.
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь.
Известный специалист в области детской одаренности Натан Семенович Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально- педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: «дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта Марина Александровна Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».
Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей.
- Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
- Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
- К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
В книге «Счастливые родители одарённых детей» Кэрол Тэкэкс, что в раннем выявлении одарённых детей, неоценимую помощь учителю оказывают родители. Одаренные дети, замечает К. Тэкэкс, имеют значительно больше общего с другими людьми, чем своеобразного. Когда мы, родители, учителя или сверстники выхватываем эти их отличительные признаки и начинаем относиться к одаренным детям лишь как к носителям этих признаков, мы совершаем по отношению к ним чудовищную несправедливость. Именно здесь находится центр всех психологических проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети.
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Поэтому первым этапом деятельности учителя является работа с родителями
Анкета для родителей.
№п/п Вопросы Ответы
1 В каком возрасте Ваш ребёнок произнёс первое слово? 2 В каком возрасте Ваш ребёнок произнёс первое словосочетание? 3 В каком возрасте Ваш ребёнок произнёс первое предложение? 4 В каком возрасте Ваш ребёнок осознанно отвечал на вопросы? 5 В каком возрасте Ваш ребёнок стал интересоваться окружающей средой и задавать вам вопросы «Почемучки»? 5 С какого возраста вы начали читать своему ребёнку сказки, стихи, рассказы? 6 В каком возрасте Ваш ребёнок смог пересказать услышанное произведение ?Каковы же условия, обеспечивающие эффективное представление учащимся своих интеллектуальных умений?
Бесспорно, необычные способности не развиваются сами по себе, а формируются в рамках целостного развития личности – в процессе воспитания и образования. Кроме того, формирование общеучебных интеллектуальных умений, как и их проявление, должно осуществляться в непосредственном соотнесении с учебной деятельностью школьников. В рамках школьного обучения необходимо создать соответствующие механизмы, осуществить для каждого ребёнка лучшие, адекватные его умственным способностям условия.
Хорошо бы провести «Психодиагностику интеллектуального развития школьников» на основе модифицированного варианта методики Д. Векслера. Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Д. Векслером в 1939 году. Тест Векслера был выбран потому, что имеет определенные преимущества: он позволяет получить представление не только об общем уровне развития интеллекта, но и об особенностях его структуры, благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных интеллектуальных характеристик. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребёнке.
СубтестыИсходная оценка Шкальная оценка
1. Осведомленность 2. Понятливость 3. Арифметический 4. Сходство 5. Словарный 6. Повторение цифр Сумма вербальных оценок 7. Недостающие детали 8. Последовательные картинки 9. Кубики Косса10. Складывание фигур 11. Шифровка 12. Лабиринты Сумма невербальных оценок Общая оценка Вербальный показатель Невербальный показатель Далее важным является положение о том, что необходимо организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои потребности.
Очень хорошо, что в начальной школе работает научное общество. Дети могут проявить себя в определенной области, которая их интересует. Программа «Работа над проектами» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в классе, что позволяет комплексно решать образовательные задачи.
Программа проектной деятельности способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.
С понятием проект обучающиеся знакомятся уже в первом классе. К февралю месяцу учащиеся вместе с родителями готовятся к защите проекта "Азбука". Учащиеся выбирают тематику работы, занимаются поиском материала, оформляют результаты проекта в произвольной форме. (Азбука ассоциаций, Азбука рукоделья, Азбука оригами и т.д.) Далее - презентация работы перед классным коллективом и родителями. Эта работа очень увлекает учащихся, а также их родителей. Родители – активные участники проектной деятельности. На родительском собрании уже в 1 классе разъясняется суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей. Классные руководители знакомят с этапами работы над проектом, ролью и формами участия родителей по мере взросления детей, готовят памятки для детей и родителей по проектной деятельности. При этом уточняется, что родители выступают в роли помощников в организации работы над проектом, помогают в оформлении.
В результате работы над проектами учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями на соответствующем возрасту уровне:
«Регулятивные универсальные учебные действия»
способность принимать учебную цель и задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать оценку учителя;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
контролировать и оценивать свои действия.
«Личностные универсальные учебные действия»
мотивация деятельности;
ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности;
самооценка на основе критерия успешности деятельности.
«Познавательные универсальные учебные действия»
поиск информации для выполнения проектных заданий с использованием различных источников;
выделение главного в собранном материале;
строить речевое высказывание в устной форме;
структурировать информацию в соответствии с темой исследования.
«Коммуникативные универсальные учебные действия»
учитывать позицию собеседника;
осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками при работе в коллективе, группе;
формулировать собственное мнение;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
строить небольшое монологическое высказывание;
презентовать свою работу доступными возрасту способами.
Опираясь на пункты президентской инициативы, необходимо поставить перед собой цель: разработать модель оптимальных условий для гармонического развития одарённых детей, их творческой самореализации, создать благоприятную среду для развития одарённости у детей.
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются :В креативности: в этом случае высокий творческий потенциал ребенка частично утрачивается в силу невозможности предъявить себя окружающим, получить одобрение или поддержку взрослых, что приводит к трудностям в развитии одаренности в целом.
В интеллектуальности: эта проблема возникает в случае перегруженности одаренного ребенка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка, его личностных смыслов.
В мотиве достижений: если в процессе формирования личности личностная рефлексия начинает доминировать над интеллектуальной, то это приводит к возникновению негативного «образа Я» и, как следствие, к торможению развития одаренности.
Проблемы одарённых детей
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. (- это изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей) Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
При работе с одаренными детьми очень важны:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
игра «Научно - исследовательская лаборатория»;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
Основная форма работы с одарёнными детьми – составление портфолио
Основными целями составления портфолио являются:
Развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их самооценки.
Мотивация обучающихся к творчеству в через активное участие во внеурочной деятельности по владению знаниями, умениями, навыками.
Переход на более объективную, справедливую форму оценивания
Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу (ООП) начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС. Каждая школа индивидуально разрабатывает программу внеурочной деятельности, определяет ее цели, содержание, формы организации, ожидаемые результаты. Она формирует свой потенциал и заказ другим организациям на использования различных ресурсов для организации внеурочной деятельности. Программ внеурочной деятельности данного направления много. Надо только их найти и использовать в работе.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, а значит, и её одарённости. Поэтому так важно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Работая с одарёнными детьми, очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Учитель, его отношение к урочной и внеурочной деятельности, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это есть главный ресурс, без которого невозможно развитие самых разных способностей, а значит, и одарённости учащегося.
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.4. Склонен к рискованным действиям.5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
"Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”.
П.Вайнцвайг