Внеклассное мероприятие по литературе Лингвистическая экспедиция в русскую сказку.






Внеклассное мероприятие по литературе
«Лингвистическая экспедиция в русскую
народную сказку»
5 класс









Выполнила
Пронина Тамара Ивановна, учитель
русского языка и литературы
МКОУ «Ростошинская СОШ»

Предназначение – для проведения внеклассного занятия.

Данное мероприятие проходит в форме игры – соревнования. Участвуют три команды. В ходе мероприятия дети работают над языковыми особенностями русских народных сказок. В качестве домашнего задания ребятам предлагается создать свою сказку. На следующем уроке проводится конкурс на лучшую сказку. Дети с удовольствием создают свои оригинальные произведения.


Предварительные задания:
Придумать название команды.
Нарисовать эмблемы.
Оформить выставку сказок (книги, иллюстрации к сказкам).
Костюмы сказочных героев.
Цель: обобщение знаний об особенностях русской народной сказки, приобщение детей к литературно-творческой работе по созданию сказки.
Задачи:
познакомить ребят с особенностями языка сказки;
развивать речь детей, формировать умение сочинять сказки;
воспитывать интерес к чтению.
Оборудование – проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

Авторский медиапродукт: презентация к игре.


Ход мероприятия.

Учитель - Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому не была бы она интересна. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.
О чём-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати подушки, Уже навострили ушки И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка.
(звучит музыка «В гостях у сказки», начинается показ видеофрагментов сказок)
Учитель - Ребята, давайте вспомним, что же такое сказка?( Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях )
- Назовите жанры русских народных сказок. ( Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.)
- Расскажем подробнее о жанровых разновидностях сказок.
1-ый глашатай - Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста ("Лиса и волк").
Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнетыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем ("Мужик и медведь").
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей.

2-ой глашатай - Волшебная сказка имеет в своей основе сложную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которая имеет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], развитие сюжета, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается обо всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.
Развитие сюжета это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
3-ий глашатай - Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".
1-ый глашатай - Наша экспедиция в мир сказок продолжается! Угадайте сказку по иллюстрации, определите её жанр. (Демонстрируются слайды с иллюстрациями сказок, дети говорят название, жанр)
2-ой глашатай - А сейчас мы проведём викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Выигрывает та команда, которая набрала больше жетонов. Слушайте внимательно и отвечайте на следующие вопросы. (Глашатаи по очереди читают задания)
Викторина «Русские народные сказки»

· Что всегда ценится в сказках всех народов мира? Ответ: Ум.

· Что в сказках всегда побеждает зло? Ответ: Добро.

· Какими словами начинаются русские народные сказки? Ответ:«Жили-были...» «В некотором царстве, в некотором государстве...».

· Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества? Ответ: Гусли.

· Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок? Ответ: Батюшка.

· Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? Ответ: Пир.

· Какое самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три.

· Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка? Ответ: Конь.

· В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? Ответ: В сказке «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо».

· Как звали царя, у которого Иван-царевич похитил Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Ответ: Афрон.

· С помощью какого предмета можно убить самого страшного героя русских сказок? Ответ: Игла.

· Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел? Ответ: Барину голову, барыне гузку, сыновьям ножки, крылышки дочерям, а себе все туловище.

· Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея-людоеда? Ответ: Берлога.

· Какое самое любимое место Иванушки-дурачка для сна и отдыха? Ответ: Печь.

· Что напекла злая мачеха на несостоявшиеся поминки по своей падчерице в русской народной сказке «Морозко»? Ответ: Блины.

· Какого героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».

· Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Ответ: Вода.

· Что затеяли две главные героини русской народной сказки «Правда и Кривда»? Ответ: Спор.

· Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кашу.
Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.

· На чем ехал купец в город, а крестьянин в лес, в русской народной сказке «Два мороза»? Ответ: Сани.

· Как звали царевну, ставшей женой Иванушки-дурачка в русской народной сказке «Сивка-бурка»? Ответ: Елена.
Какой страшный предмет, надетый на палку, дала Василисе в качестве источника света Баба Яга? Ответ: Череп.

· Без которого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»? Ответ: Без крупы.

· В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.



3-ий глашатай - Нас ждёт новое испытание. (Раздаются листы с тестами, дети отмечают правильные ответы. Один из глашатаев проверяет работы команд, подсчитывает баллы.)
Тестовая работа.
1. Каков излюбленный прием русских народных сказок?
двукратное повторение троекратное повторение (+) четырехкратное повторение пятикратное повторение
2. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
летом осенью зимой (+) весной
3. Куда упала стрела старшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
на царский двор на боярский двор (+) на купеческий двор в болото
4. Василиса Прекрасная в трудную минуту обращалась за советом...
к куколке (+) к волшебной книге к коту ученому к Бабе-Яге
5. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути...
яблоньку печку (+) дом Бабы-Яги молочную реку кисельные берега
6. Кто во всем помогал Крошечке-Хаврошечке?
овечка козочка лошадка коровушка (+)
7. «Битый небитого везет...». Из какой сказки эти слова?
«Кот и лиса» «Маша и медведь» «Волк и семеро козлят» «Лисичка-сестричка и серый волк» (+)
8. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
петух (+) волк медведь заяц
9. В какой из этих сказок высмеивается жадность?
«Каша из топора» (+) «Хорошо, да худо» «У страха глаза велики» «Как мужик гусей делил»
10. Какое вознаграждение за работу обещалось девушке в сказке «Как поп работницу нанимал»?
1 рубль в день 1 рубль в неделю 1 рубль в месяц 1 рубль в год (+)

1-ый глашатай - Герои сказок потеряли свои вещи, давайте поможем их вернуть в сказки (Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти вещи)
Конкурс « Волшебные вещи»

Игла (Кощея Бессмертного)
Стрела (Царевна – лягушка)
Печка (По щучьему веленью)
Топор (Каша из топора)
Репка (Репка)
Кувшин («Лиса и журавль»)
Ступа (Баба –Яга)


2-ой глашатай - Ребята, послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.
Конкурс «Угадай сказку по отрывку»
1.   Кот услыхалКот прибежалСпина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Билась лисица, билась, а петушка отпустила.
(«Кот и петух»)
2.   Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто («Кот и лиса»)
3.  Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушкена курьих ножках («Гуси-лебеди»)

4.   Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить
(«Лиса и волк»)
Учитель - А сейчас мы проведем исследовательскую работу. У каждой команды будет свой вид сказок, который выпадет по жребию. (Командиры команд выбирают карточки с надписями «Волшебные», «Бытовые», « О животных».)
Лингвистическое исследование. (Появляется Ведунья)
Волшебные сказки. Композиция, сюжет и особенности волшебной сказки.

Ведунья - В волшебных сказках особая композиция, построение сказки. (Присказка, зачин, завязка, события, кульминация, развязка, концовка).
Характеристика каждого элемента. Присказка - ритмически организованная прибаутка. (Ученики приводят примеры: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.») Зачин – начало сказки, может быть коротким или длинным. («За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве») Концовка ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»)
Практическое задание.
- Соотнесите элементы композиции с примерами
Где повторы, зачины, присказки, концовки сказок?
а) Жили-были в Тридевятом царстве,
В Тридесятом государстве(Зачин)
б) Солнце высоко, колодец далёко,
Жар донимает, пот выступает. (Повтор)
в) Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается. (Присказка)
г) Я там был, мёд, пиво пил,
По усам текло, а в рот не попало. (Концовка)


Ведунья - Необычен язык волшебных сказок. В них мы можем встретить постоянные эпитеты (учащиеся дают определение и приводят примеры). Постоянные эпитеты- красочные определения, подчеркивающие признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяем словом. Например, «терем расписной»,«живая вода», «травушка-муравушка», «красная девица», «добрый молодец»; повторы (примеры учеников: «жили-были», «ехали-ехали», «шел-шел»); олицетворение (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым: «завыла яблоня, закричала», «ветер засвистел», «котелок засопел, засвистел»)
Ведунья Известно, что буква ф встречается преимущественно в заимствованных словах. Попробуйте найти слова с этой буквой в русских народных сказках. (Команды работают со сказками, выпавшими им по жребию).
Ведунья. Удалось ли выполнить задание? Почему? Попробуйте объяснить, почему таких слов мало.
Ведунья. Русские народные сказки возникли много лет назад. Слова, которые в них встречаются, теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Однако настоящие исследователи наверняка смогут объяснить значение таких слов
- Как вы понимаете данные слова:

1) промеж, сказывается, Яга, повадился, тужить;
2) молвить, Кащей, не солоно хлебавши,;
3) сулить, Горыныч, коза-дереза, кручиниться, след простыл.

Ведунья - В сказках часто употребляются фразеологические обороты. Многие устойчивые сочетания сами родились в сказке.
- Как вы понимаете данные фразеологические обороты, вспомните, в каких
сказках они употребляются.

- Молочные реки с кисельными берегами.
- Ни в сказке сказать, ни пером описать.
- По щучьему веленью, по моему хотенью;
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- По усам текло, да в рот не попало.
- Кому вершки, а кому корешки.
Ведунья - Лебёдушка, молодушка Что объединяет эти слова?
- В данных отрывках из сказок найдите слова с уменьшительно-
ласкательными, увеличительными, пренебрежительными суффиксами.
Задание для 1-ой команды.
Тетерев сидит на дереве, лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и
пришла
тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, - сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы тетеревочек, мой дружочек, сошёл на
травушку
погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу. («Лиса и
тетерев)
Задание для 2-ой команды.
- Воротился Иван с победой. Весь народ его прославляет, и царь приободрился,
приветливо зятя встречает. Только царевна не в радости:
«Видно, мне век вековать с этим мужиком деревенщиной». А виду не показывает, привечает мужа. Царевна к Ивану ластится:
- Скажи, муженёк, дорогой, какая в тебе сила? Как мог ты с Немал – человечищем справиться и один два несметных войска побить»? («Чудесные ягоды)
Задание для 3-ей команды.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево.
Попробовал.
- Ну, как? – спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает. – Жаль, что вот солюшки нет.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал:
- Коли сюда бы да горсточку крупы!
Старуха принесла из чулана мешочек крупы:
- На, заправь как надо. («Каша из топора»)
- Ребята, а что такое инверсия? Давайте обратимся к ведунье с этим вопросом.

Ведунья - Веками создавался каждый язык. Развитие его шло по своим правилам. Исторически сложилось, что в русском языке предложения строятся в следующем порядке: подлежащее, затем сказуемое. Определение обычно стоит перед подлежащим. Такой порядок называется прямым. Обратный порядок или необычная перестановка слов называется инверсией.
Ведунья - В отрывке из сказки «Матюша Пепельный» найдите примеры инверсии (Раздаются листы с одинаковым текстом)

В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили-были старик со старухой. У них был сын, по имени Матюша. Рос парень не по дням, а пуще того - ума-разума набирался. На пятнадцатом году стал он проситься у отца с матерью: - Отпустите меня, пойду свою долю искать! Заплакала мать, принялась уговаривать: - Ну, куда, сынок, пойдешь! Ведь ты еще совсем малый, нигде не бывал, ничего не видал. И старик кручинный сидит. А Матюша стоит на своем: - Отпустите - уйду, и не отпустите - уйду: все равно дома жить не у чего. Потужили родители, погоревали, да делать нечего - напекли подорожников, распростились. И отправили Матюшу в путь-дорогу. Шел он долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли и зашел в глухой темный лес. И началось тут великое ненастье: пошел сильный дождь с градом. Полез Матюша на самый матерый дуб

3-ий Глашатай - А теперь переходим к последнему, самому трудному конкурсу. Каждый из вас должен дома написать сказку: бытовую, сказку о животных, волшебную сказку(по выбору детей), включив зачин, присказки, фразеологизмы, пословицы, устаревшие слова и обороты, слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами и т.д.
Учитель - Говорят, что сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А чему нас русские народные сказки?
Подошел к концу наш урок. Я благодарю вас за участие в этом конкурсе, вы показали хорошие знание о русских народных сказках.
Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!
Список используемой литературы:
1.Меркин Г.С. «Литература 5 класс»
2. Соловьёва Ф. Е «Уроки литературы в 5 классе»
3. Скороходова Т.Н. «Внеклассная работа по русскому языку»
4. «Русские народные сказки».

Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415