Разработка урока русского языка на тему Имя существительное как часть речи
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цель урока:
1. Знать морфологические признаки имени существительного.
2.Способствовать развитию умений узнавать имя существительное среди других частей речи, самостоятельно определять род, число, падеж.
3. Способствовать воспитанию нравственных качеств, самостоятельности, вдумчивости.
Структура и ход урока.
I.МОЭ (настрой на урок).
1. Актуализация знаний.
Терминологический диктант.
Морфология - это
Что входит в понятие «части речи»?
Самостоятельные части речи -
Служебные части речи -
2. Назвать части речи и найти имена существительные. Обосновать свой выбор. Сделать морфемный разбор слов белизна, нарисовать, крикливый.
Рисунок - нарисовать- рисование.
Крик – крикнуть – крикливый - крикун.
Старость – стариться – старый - старо.
Белый - белеет – побелить – белизна – бело.
Выход на тему урока. Цели урока.
II. ОИЭ.
1. Работа с теоретическим материалом учебника, анализ. Стр. 217,218.
2. Найти в тексте имена существительные и выписать в два столбика. Обосновать свой выбор. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
Кто?
Что?
Похититель собак.
Еще вот какая была история. Когда я жил у дяди Володи на даче, недалеко от нас жил Борис Климентьевич, худой такой дядька, весёлый, с палкой в руке и высокий как забор.
У него была собачка под названием Чапка. Очень хорошая собачушка, чёрная, мохнатая, морда кирпичом, хвостик торчком. И я с ней очень подружился.
Проверка выполнения задания, повторение категории одушевленности/ неодушевленности.
·
3. Работа с текстом. Прочитать текст. Определить тип текста. Сопоставить текст с картинами родного края. Найти имена существительные, определить род и число.
Весна в степи.
Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Посмотришь – кругом поля. Ветер гонит волны по зелёному полю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По берегам реки пасутся овцы, коровы, лошади. Степь весной покрывается зелёной травой. В весенней тишине слышны разные звуки. Слышится лай собак, голос чабана и жалобный плач ягнят. Слышны голоса лягушек.
(В.Овечкин).
4. Самостоятельная работа. Просклонять по падежам слова степь, солнце.
Контроль.
5. Упр.774, устно.
5. Заполнить таблицу. Сформулировать вывод.
Предмет
Предмет, но как действие
Предмет, но как признак
Слова для справок: плаванье, высь, колокольчик, краснота, белизна, бегство, подушка, ширь, звонок, ворота, плач, даль, бег, сугроб, шаг, въезд, смелость, желтизна, пловец, книга.
III.РОЭ. Рефлексия урока. Повторить морфологические признаки имени существительного.
Д/З. Теор.материал, выполнить упр. 779, 780.