Внеклассное мероприятие Человеку друг — огонь, только зря его не тронь…
Внеклассное мероприятие на тему:
«Человеку друг – огонь, только зря его не тронь»
Честных В.Ю.
Мичуринск
Задачи:
пропаганда правил пожарной безопасности,
прививать теоретические навыки действий в случае пожара,
создание методической копилки для проведения уроков, конкурсов, классных часов по пожарной безопасности,
показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную,
закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности,
развивать память, сообразительность, находчивость,
воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность,
воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной Думой 18 ноября 1994 года (статья 25), «Обязательное обучение детей в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».
Главная цель обучения – сформировать у детей чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
Ежегодно на территории нашей области происходят сотни пожаров, но самое страшное – это гибель детей.
Статистика пожаров в области показывает, что причиной жертв среди детей становится незнание ими элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.
Любой пожар – экологическое бедствие, наносящее вред природе и здоровью людей. Ежегодно весной на дачах, в парках, скверах, дворах пылают кучи мусора из прошлогодней листвы, пластиковой упаковки, старой парниковой пленки. Дети принимают самое активное участие в разведении костров. Ребята не задумываются о том, что дым от таких костров ядовит и содержит соединения свинца, ртути и других тяжелых металлов. Например, при тлении одноразовой пластиковой упаковки или полиэтилена выделяются вредные полиароматические углеводороды. Горящая резина образует еще и канцерогенную сажу, окислы серы вызывают респираторные заболевания.
При горении синтетических тканей и покрышек выделяются цианиды. Если в костер попадает ПВХ - пластик (обрезки линолеума, клеенки, игрушки, парниковая пленка), образуется «букет» из 75 потенциально токсичных веществ. Поэтому стоит воздействовать на ум и душу ребенка, учить оценивать свои действия, действия своих товарищей, учить рассуждать по поводу того или иного события.
Работу по формированию основ пожаробезопасного поведения в образовательном учреждении целесообразно вести в трех направлениях:
с детьми,
с педагогическим коллективом,
с родителями.
Учитывая острые демографические проблемы современной России, нарастающие потери «человеческого капитала», становятся все более актуальными ценности и приоритеты здорового образа жизни, обеспечение неразрывности процессов обучения безопасности жизнедеятельности и воспитания культуры личной безопасности.
В современных условиях, когда ни один человек не может считать себя полностью застрахованным от различных чрезвычайных ситуаций, каждому россиянину требуется быть компетентным в вопросах поведения и оказания первой медицинской помощи.
Пожары, пожары, пожарыНи один день не обходится без них. И без человеческих жертв. Количество пожаров и число пострадавших снижается пока еще крайне медленно. А как добиться, чтобы этот процесс шел быстрее? Путей много, и один из них – работа с детьми по привитию им навыков пожаробезопасного поведения.
Цели: в игровой форме закрепить знания правил пожарной безопасности,
привить навыки осторожного обращения с огнем,
воспитывать чувство ответственности.
Оформление: на сцене и в зале на стенах – плакаты, газеты по пожарной
безопасности, выставка книг.
Ведущий:
Человеку друг - огонь,Только зря его не тронь.Если будешь баловаться,
То беды не миновать! От огня несдобровать!Знайте, в гневе он сердит:Ничего не пощадит.Уничтожить может садик,Поле хлебное, твой дом.И у дома все кругом!А взметнувшись до небес,Перекинется на лес...Гибнут в пламени пожараДаже люди иногда...Это помните всегда!
Ведущий:
Слово «пожар» вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать или видеть последствия разбушевавшейся стихии.
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
(Е.Ильин)
Ведущий:
В работе электросварщика используются полезные свойства огня.
Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом – посмотри поутру:
Он в стеганой куртке стоит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов
Железо с железом он может сварить!
Он – добрый волшебник, что тут говорить?
(Л.Куклин)
Ведущий:
Но когда огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, он в считанные минуты уничтожает то, что создавалось много лет, наносит непоправимый, порою, ущерб, губит то, что сделано за долгие годы упорного труда.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Огонь добрый,
Очень злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!(Е.Ильин)
Ведущий:
Друзья! Сегодня нашу сцену предоставляем Ка- Вэ- Ну!
Ведущий:
У нас сегодня КВН для тех, кто любознательный!
У нас сегодня КВН пожарно-развлекательный!
Ведущий:
Начинаем! Начинаем наш пожарный КВН!
Ожидаем, ожидаем жарких схваток, ярких сцен!
Ведущий:
Передаю ведущей слово – представить грозное жюри!
Ведущий:
Жюри, как видите, у нас достойно уваженья!
Им приходилось – и не раз – оценивать сраженья!
Ведущий:
Жюри мы доверяем – судьбу команд вручаем!
(Обращается к болельщикам)
Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча!
И им от всей души желаем
Болеть без вызова врача!
Слово жюри.
1. Конкурс капитанов (защита эмблем)
На сцену выходят команды ДВП (Дружба всегда побеждает) и ДЮП (Дружина юных пожарных). Капитаны представляют команды с расшифровкой названия.
Эмблема ДВП – девочка звонит по « 01»
Знать обязан каждый гражданин –
Телефон пожарных «01».
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость.
Срочно «01» звоните,
Точно адрес назовите.
Что горит, давно ли, где.
Несколько минут промчится-
К вам пожарная примчится
И поможет вам в беде!
Эмблема ДЮП – огнетушитель.
В рубашке ярко-красной,
В работе безотказный.
Огнетушитель ОП – 5
Обязан каждый знать!
2. Конкурс «Правила пожарные, без запинки знайте,
Правила, пожарные, строго соблюдайте».
Команды по очереди рассказывают правила пожарной безопасности.
С точки зрения пожарнойОн опасен чересчур,Если сделан из бумагиСамодельный абажур.
Чтоб он не стал твоим врагом,Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом -Всё горит единым разом!
Когда без присмотра оставлена печь,Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сараяРазжигать костёр не смей!Может быть беда большая Для построек и людей.
Костёр вы бросили в лесу -И вот несчастье на носу.Ты о пожаре услыхал -Скорей об этом дай сигнал!
Не играй, дружок, со спичкой!Помни ты, она мала,Но от спички - невеличкиМожет дом сгореть дотла.
Слово жюри по результатам двух конкурсов.
3. Конкурс капитанов.
Капитанам команд надо выпустить листовку – «молнию».
Капитан ДВП – «Юный смельчак»
Капитан ДЮП – «Подвиг».
В распоряжении капитанов бумага, карандаши, клей, ножницы. Для быстрого выпуска листовки капитаны могут взять из числа своих болельщиков по одному художнику. Для выполнения отводится 10 минут.Ведущий: Пока капитаны готовятся, проведем разминку команд. Команды готовили по три вопроса друг другу (домашнее задание). Итак, прошу команду ДЮП задавать вопросы. На обдумывание ответа - 1 минута.
1. Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему?
2. Что такое огонь? Какой вред он наносит, когда вырывается из-под контроля человека?
3. Что входит в первичные средства пожаротушения?
Команда ДВП задает свои вопросы.
1. Как нужно выходить из задымленного помещения?
2. Как тушить загоревшуюся одежду на человеке?
3. Чем опасны лесные и торфяные пожары?
Ведущий: Время конкурса капитанов истекло. Капитанов прошу показать свои произведения ("молнии"). Пока жюри подводит итоги разминки команд и конкурса капитанов, мы проведем конкурс болельщиков. По очереди болельщики каждой команды будут мне называть пословицы и поговорки на противопожарную тему. За каждую пословицу и поговорку начисляется по одному баллу команде. Внимание... Начали!
4. «Кто больше знает пословиц и поговорок?»
От искры пожар рождается.2. Искра мала, велик пламень родит.3. Пока искра в пепле, тогда и туши.4. Не шути с огнем - обожжешься.5. Огонь да вода все сокрушат.6. В огне и железо плавко.7. Огонь не вода, схватит - не всплывешь.8. С огнем не шути, сгореть можно.9. Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.10. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Жюри подводит итоги. Объявляет результаты конкурсов.
5. КОНКУРС “Отгадай загадку”.
1. Выпал на пол уголёк,Деревянный пол зажёг,Не смотри. Не жди, не стой,А залей его...(водой).
2. Если младшие сестричкиЗажигают дома спички,Что ты должен предпринять?Сразу спички те...(отнять).
3. Если где хранится мусорИли просто старый хлам,Надо будет потрудиться,Навести порядок там.Метлу, лопату взялиБыстрее всё... (Убрали).
4. Шипит и злится,Воды боится.С языком, а не лает,Без зубов, а кусается. (Огонь)
5. Что бывает, если птичкиЗажигают дома спички? (Пожар)
6. Летела мошка -Осиновая ножка.На стог села -Всё сено съела. (Спичка)
7. То назад, то вперёд,Ходит-бродит пароход,Остановишь - горе.Продырявит море. (Утюг)
8. Все ест – не наедается,А пьет – умирает. (Огонь)
Ведущий: Прошу на сцену по одному человеку от болельщиков и членов каждой команды. Это должны быть литераторы. Вот у меня два конверта. В каждом из них лист бумаги со словами: костер, сено, пожар, огонь, спички, испуг, приятель, Артем. Вам надо написать небольшой рассказ или сочинить стихотворение. Слова можно изменять, но не заменять. На выполнение задания 5 минут.
Ведущий: Пока литераторы трудятся над своими произведениями, проведем конкурс. Сейчас вы будете исполнять по нескольку строчек из песен, в которых бы встречались слова: пожар, огонь, костер. Кто вспомнит больше песен, тот принесет команде дополнительные баллы.(Болельщики по очереди поют).1. "Нет дыма без огня...".2. "Взвейтесь кострами, синие ночи..."3. "Горят костры далекие..."4. "А пожар горит, горит..."5. "Бьется в тесной печурке огонь..."6. "Шумел, горел пожар московский..."7. "Мой костер в тумане светит..."
Викторина по пожарной безопасности.
1)Какой номер телефона надо набрать при пожаре?
1. 02
2. 04
3. 03
4. 01.
2)Как назывался начальник пожарной команды в 19 веке?
1. фурман.
2. поручик
3. брандмайор
4. брандмейстер
3) Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту
пожара?
1. варежка
1. рукав
2. залить водой
3. убежать
4. выключить
6) Сколько пожаров в России возникает по причине шалостей детей с огнём?
1. 30 000
2. 10 000
3. 20 000
4. 5 000
7)Когда человек начал использовать огонь?
1. 1 400 000 лет назад
2. 1 000 000 лет назад
3. гидрант
4. муфта.
4)Чего нельзя делать, если на человеке загорелась одежда?
1. Кататься по земле
2. раздеваться
3. прыгать в воду
4. бежать.
5)Что нужно сделать в первую очередь, чтобы погасить огонь, если загорелась электропроводка?
2. засыпать песком
3. 400 000 лет назад
4. 100 000 лет назад.
8)Что является главной причиной возникновения пожаров в помещениях?
1. электропроводка
2. поджоги
3. молния
4. невнимательность.
9)Как назывался боец, который в далёком прошлом скакал впереди пожарного обоза?
вестовой
всадник
курьер.
скачок
10) На сколько категорий сложности делятся пожары?
1. 12
2. 10
3. 3
4. 5
11) Если в комнате сильное задымление, что надо делать?
1. прыгать
2. лечь на пол
3. стоять
4. сидеть
12)Что привело к мысли о том, что пена является хорошим средством для тушения огня?
1.шампунь
2.яичный желток
3.мыло
4.пиво
13)Как тушить огонь, если на сковородке при приготовлении пищи загорелся жир?
1. сухим полотенцем
2. спиртом
3. мокрым полотенцем
4. водой.
14) Когда принят международный радиосигнал бедствия SOS?
1. В 1901 г.
2. В 1902 г.
3. В 1908 г.
4. В 1912 г.
15) Что произойдёт с аэрозольным баллоном, если бросить его в огонь?
1. ничего
2. погасит огонь
3. зашипит
4. взорвётся
16) В 1682 году в Европе была создана первая регулярная пожарная охрана. Сколько пожарных было в её составе?
1. 1
2. 4
3. 8
4. 48.
17) При каком количестве СО2 в воздухе человек теряет сознание?
1. 8-10%
2. 4-6%
3. 12-16%
4. 18-20%.
18) Какое число аварий с пожарами происходит на промысловых нефтепроводах в среднем за год?
1. 1 000
2. 8 000
3. 500
4. 3000
19)Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под него?
1. обе безопасны
2. опасны одинаково
3. порожняя
4. наполненная.
20) Чем нельзя тушить при возгорании следующие вещества:
металлический калий, натрий, кальций, карболит кальция, перекись натрия?
1. водой
2. СО2-огнетушителем
3. песком
4. спецпорошком
21) Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
1. нейлоновой
2. льняной
3. шерстяной
4. никакой
.
Жюри подводит итоги, объявляет победителей.
Ведущий: Мы надеемся, что после этого мероприятия вы всегда будете соблюдать правила пожарной безопасности.
Участники исполняют песню на мотив «Крепче за баранку держись, шофер».
Сколько разных песенок было пропето
И учителям, и врачам, и ГАИ.
Ну а мы хотели бы песенку эту
Доблестным пожарным сейчас посвятить.
Припев: Не страшны ему большое пламя,
Черный дым густой и жар огня.
Если есть пожарный рядом с нами,
Значит, в безопасности ты и я.
Пусть пропахли руки и гарью, и дымом,
Нет у вас ни праздников, ни выходных
И живет пожарный желаньем единым
Горе и беду отвести от других.
Такая у нас эпоха, время такое у нас
Чтоб не было людям плохо,
За счастье борись каждый час.
За радость, за жизнь, за счастье
В бой каждый день идет
Пожарный, хирург и мастер, токарь и садовод.
У счастья людского на страже заняли мы рубежи,
Потому что самым отважным эпоха принадлежит.