Азбука для родителей. Как воспитывать кнутом или пряником?
Ситуация для размышления:
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Единый федеральный бесплатный телефон доверия
для детей, подростков и их родителей:
8-800-2000-122
Адрес: 300040, г. Тула,
ул. Епифанская, д.189
Телефон/факс 8(4872) 50-73-86; 8(4872) 77-32-38
сайт: gu-perspektiva.ru
еmail: guson.perspektiva@tularegion.ru
Психолог: Токарева Ю.Д.
Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области
«Региональный ресурсный центр «Перспектива»
Психологическая лаборатория восстановления ресурсов семьи
АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как воспитывать:
кнутом или пряником?
(маленькие подсказки для взрослых)
Тула, 2017 г.
Словарь Даля гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).
Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.
Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».
В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:
при любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви;
при любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей;
ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме;
наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»);
при наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность;
при наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:
это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения;
это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка;
это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта;
это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения;
это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.
Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:
когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;
когда ребенок ест;
перед сном и после сна;
во время игры или работы;
когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.
Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.
15