Занятие на тему: Что такое самоуважение


Беседа на тему: «Что такое самоуважение?»
Цель: Обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих.Ход беседы
I. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
Воспитатель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ — Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1 989 года.
Конвенция — это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
А дети, как записано в Конвенции, — это все человеческие существа до 1 8 лет (статья 1 ).
Какие же есть у них права?
Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.
Сегодняшнею беседу мы и посвятим этому праву — праву на уважение.
II. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»
Воспитатель. Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?
Самоуважение — это уважение человека к самому себе
- Это уважение к своим родителям, к своей семье.
-Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.
Воспитатель. Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?
- Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.
- Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.
- Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.
- Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.
Воспитатель. Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.
III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»
Воспитатель. Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте вывод себя утверждает, кто только унижает других, а кто себя утвердить?
Саша (нагло, агрессивно). Так на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)
Лена (тоскливо.)Зачем?
Саша. Буду у тебя скатывать!
Лена. Да У меня почерк мелкий!
С а ш а. А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!
Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.
С а ш а. О! Тогда ты мне все решишь! Усек?
Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.
Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?
Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.
Воспитатель. Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?
- Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.
- Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.
- Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.
Воспитатель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого-то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится. Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.
Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.
Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.
VI. Подведение итогов
Воспитатель. Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?
Примерные ответы детей:
- Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.
- Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.
- Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.
- Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.
- Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.