Анализ работы школы по проекту
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МО «АЛАРСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАХТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МЕГАПРОЕКТ
“Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности
как условие достижения нового качества образования в рамках президентской инициативы
“Наша новая школа”
Анализ работы МБОУ Бахтайская СОШ
с.Бахтай, 2016 г.
Социально-политические и экономические изменения в современном обществе привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы обучения и воспитания.
Программа развития МОУ Бахтайская СОШ, рассчитанная на период с 2006 по 2010 годы, была утверждена как муниципальная инновационная площадка по теме: «Возрождение и развитие родного языка и национальной культуры бурятского народа». Идея создания модели школы с национальным уклоном стала основной в деятельности всех участников образовательного процесса.
«Любовь к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране, её истории, её прошлому и настоящему». Эти слова академика Д. Лихачева легли в основу учебно-воспитательного процесса в нашей школе.
В 2010 г. новая Программа развития школы «Формирование и развитие образовательного пространства школы с этнокультурным компонентом в рамках Президентской Концепции «Наша новая школа» прошла конкурсный отбор, и школа стала участницей областного мегапроекта “Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования в рамках президентской инициативы “Наша новая школа” по теме проекта “Модель школы с этнопедагогическим и национально-языковым компонентами”, получила статус «школы-лаборатории».
Цель программы: построение личностно ориентированной образовательной модели с национальным уклоном, создание насыщенной этнокультурной образовательной среды и возможностей для успешной подготовки обучающихся к жизни в конкурентном мире.
Задачами школы стало воспитание национального самосознания и чувства принадлежности к народу и создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности, формирование межэтнической толерантности.
В школе велась работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды.
В школе разработана модель выпускника Бахтайской средней школы: он должен знать свое генеалогическое древо до 7 колена, мальчики – освоить 9 доблестей, девочки – знать 7 талантов.
Школа ориентирует учащихся быть:
семьянином, который чтит предков, мать и отца, заботится о них и других членах семьи;
устремленным на образование, самоопределение;
тружеником, умеющим делать любую работу селянина: хэбтэhэн хγн хээли алдаха, ябаhан хγн яhа зууха;
гражданином-патриотом: тγрэhэн дайдадая туhатай байха (приносить пользу своей малой родине);
ответственным за свое здоровье и вести здоровый образ жизни;
ценителем и творцом прекрасного, знать культуру народов, проживающих на территории округа, России.
Бурятский язык в нашей школе изучают дети всех национальностей со 2 по 9 классы. Из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, на изучение бурятского языка отводится до 2 часов, старшеклассникам предлагаются спецкурсы «Современная бурятская проза» и «Ономастика», программы которых разработаны и утверждены кафедрой бурятской филологии Иркутского госуниверситета. Налажена преемственность с детским садом: в МДОУ Бахтайский детский сад проводятся занятия по бурятскому языку.
Учителями школы на уроках реализуется этнокультурный компонент, яркие результаты введения этнокультурного компонента представлены при изучении истории и географии округа и области, местной флоры и фауны на уроках биологии, национальной борьбы и народных игр на уроках физической культуры, национальных узоров на уроках изобразительного искусства, изучение произведений бурятских композиторов на уроках музыки, элементами на уроках русского и немецкого языков, составление математических задач на местном материале, в спецкурсах «Ономастика», «Современная бурятская проза», «История Усть-Ордынского округа», программе воспитательной работы для начальных классов «Истоки»; в блоке дополнительного образования: кружки бурятского фольклора «Ургы» и «Бурятская кухня», «Мастерица» связана с бурятским рукоделием, русского фольклора «Ваталинка», историко-краеведческий кружок «Память».Таким образом, этнокультурный компонент способствует сохранению этнической самобытности, обретению ребенком собственного «я» через познание природы, мира, культуры, человека. У детей пробуждаются интересы, они начинают ценить окружающий мир, глубже познают тайны своего края.
Установлено сотрудничество с кафедрой бурятского языка и литературы ИГУ, студенты проходили учебно-этнографическую практику при МБОУ Бахтайская СОШ, наши старшеклассники совместно со студентами участвовали в фольклорной экспедиции «Мой край родной».
Педагоги школы принимают активное участие в различных семинарах и научно-практических конференциях по этнопедагогике. На базе нашей школы в 2010 году методисты ОГОУ ДПО «ИИПКРО» проводили курсы повышения квалификации по теме «Модель школы с этнопедагогическим и национально-языковым компонентами», где обучение прошли все учителя нашей школы. Педагоги повышают свою квалификацию через курсовое обучение и прохождение процедуры аттестации на квалификационную категорию: курсы повышения квалификации прошли все 100%, категорийность 71%: 4 учителя имеют высшую КК (23,6%), 8 учителей – I КК (47,1%).
Одной из главных задач является совершенствование качества преподавания бурятского языка и литературы. Бурункуева К.К. – участник окружного конкурса «Лучший учитель бурятского языка», участник различных семинаров областного и муниципального уровня, имеет первую квалификационную категорию. Современное образование невозможно без применения ИКТ-технологий. Учителя бурятского языка Бурункуева К.К. и Макковеева Е.К. применяют в своей работе электронный учебник бурятского языка. В нем представлен иллюстрационный материал по истории, традициям, флоре и фауне Бурятии и двух бурятских округов. Благодаря окружному отделу образования на национальных (родных) языках кабинет бурятского языка оборудован ПК, интерактивной доской и ноутбуком. С внедрением электронного учебника и приобретением современного оборудования повысился интерес обучающихся к изучению родного языка, родного края. В 2014 г. окружным отделом образования на национальных (родных) языках проводились окружной диктант и викторина на знание истории, обычаев округа. По викторине (на бурятском языке) 1 место в округе заняла ученица 9 класса нашей школы Блинникова Дарья, а по диктанту восьмиклассница Тугутова Людмила – 3 место. Ежегодно ученики нашейшколы становятся победителями и призерами муниципального этапа областной олимпиады по бурятскому языку.
На базе школы проводились семинары учителей бурятского языка, руководителей фольклорных кружков: Бурункуева К.К. провела открытое занятие, где дети продемонстрировали результаты краеведческой работы, показали, в какие народные игры играли их бабушки-дедушки; учителя немецкого языка Сактоева Н.Н. и Федорова Г.С. показали внеурочное мероприятие «Диалог трех культур», на котором учащиеся продемонстрировали умение общаться на русском, бурятском и немецком языках.
Истоки народной культуры обогащают человека, облагораживают его, учат ценить прошлое и настоящее. Поэтому необходимо, чтобы наши дети старались сохранить богатые духовные традиции, обычаи своего народа. Школа свято чтит историю своего села и строит свою учебно-воспитательную работу на лучших традициях своего народа, придерживаясь таких понятий как «Без прошлого – нет настоящего!».
На этапе становления школы с этнокультурным компонентом была осознана необходимость создания программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: обучающихся, учителей, родителей. Под руководством преподавателей кафедры бурятской филологии ИГУ была создана программа воспитательной работы «Минии нютаг», основанная на принципах семейного воспитания, народных традициях и осуществляемая по следующим направлениям:
художественно-эстетическое: учащиеся нашей школы знакомятся с богатствам родного фольклора, музыкальным искусством бурятского, русского и других народов;
экологическое: изучается местный животный и растительный мир, топонимика родного края, охрана окружающей среды;
краеведческое: изучение типов жилища, одежды, утвари, мебели, орудий труда;
оздоровительное, спортивное: развитие национальных детских спортивных игр;
трудовое: формирование ученического самоуправления;
празднично-обрядовое: обряды, традиции, проведение национальных праздников.
Учитель начальных классов Марханова А.П. разработала программу воспитательной работы «Истоки», утвержденную Бурятским республиканским МЦОК. Данная программа предлагает ввести ребенка в мир истории и культуры, сформировать в нем готовность и способность к освоению художественных, материальных, духовных ценностей, способность к диалогу культур. Программа, направленная на воспитание толерантного отношения к людям всех национальностей, была реализована во внеурочной деятельности в начальных классах 2011-2014г.г.
Реализация цели построения школы народной культуры возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это была направлена деятельность педагогов и методического сопровождения образовательного процесса.
В воспитательной работе этнокультурный компонент представлен очень разнообразно. В ходе работы в данном направлении педагоги стремятся приобщить детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства, сформировать уважительное отношение к человеку труда, развить у детей умственные и физические, музыкальные и поэтические способности, воспитать у детей любовь к родному краю, ощущение исторической преемственности поколений, направить творческую деятельность учащихся на освоение традиционной культуры своего народа, создать микросреду естественного бытования фольклора.
Воспитательный потенциал самой народной педагогики очень велик. Ее использование помогает формированию духовно-нравственных качеств личности школьника.
В воспитательные планы классов входила работа, ориентированная на знакомство с бурятскими национальными традициями учащихся с 1 по 11 класс. Активное вовлечение обучающихся во внеклассную и внеурочную деятельность, восприятие языка через музыку, стихи помогает формированию языковой культуры, развитию познавательных интересов, прививает любовь к родному языку. Максимальный охват внеурочной деятельностью – одна из составляющих успеха воспитательного процесса.
Школа имеет свои традиции и традиционные мероприятия, в основе которых лежат национальные традиции и обряды. Проведение народных праздников является неотъемлемой частью работы школы в этнокультурном направлении. В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных вечеров и праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая. Большой интерес вызывает традиционный праздник Белого месяца, мероприятия которого проходят весь месяц, в течение которого празднуется Сагаалган. В данных мероприятиях участвуют все учащиеся школы. В течение многих лет учащиеся нашей школы достойно представляю муниципальное образование на муниципальных конкурсах «Дангина» и «Гэсэр». Так, в 2011 году учащаяся 6 класса Шаргаева Ксения заняла 1 место в районном конкурсе «Юная Дангина» и была направлена для участия на окружной конкурс в п.Усть-Орда. Учащаяся 10 класса Маркитан Ирина стала победителем в данном конкурсе в старшей возрастной группе. В 2013 году Перевалова Виктория, учащаяся 5 класса заняла также 1 место в конкурсе «Юная Дангина-2013» и принимала участие в окружном конкурсе. Также победителем районного этапа конкурса «Гэсэр» стал учащийся 4 класса Барлуков Андрей.
Подготовка с учащимися к национальным праздникам «Сур-Харбан» и «Зоохэй наадан», которые проходят в летний период, также способствует приобщению к культуре народа. К участию в данных мероприятиях привлекается огромное количество детей, которые составляют основу театральных постановок и других художественных номеров праздников. Школа, работая в этом направлении в тесной связи с культурными работниками села, является не только очагом культурного досуга, но и центром приобщения к своей культуре, к духовным ценностям, привития любви к традициям и обычаям своего народа.
Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность занимала определенное место в данной программе. Краеведение является одной из важнейших форм педагогической деятельности. Изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях и походах, организация встреч со старожилами села, забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы. Силами музейной группы учащихся школы собирались, систематизировались и оформлялись материалы по истории школы, истории села, изучение “малой родины”. Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал, встречая широкую поддержку родителей и жителей села. Учащимися школы подготовлены работы по жизни и творчеству нашего земляка, этнографа, писателя и научного деятеля И.Е.Тугутова, по малым близлежащим деревням, исчезнувшим с лица земли, ветеранам Великой Отечественной войны и другие. С данными работами учащиеся активно и результативно принимали участие в научно-практических конференциях различного уровня.
Мониторинг воспитательной работы в деятельности по формированию и развитию образовательного пространства школы с этнокультурным направлением показал, что:
- этнокультурный компонент успешно внедрен в воспитательный план школы;
- вырос уровень воспитанности школьников;
- разработаны и внедрены образовательные программы духовно-нравственной направленности (элективные курсы, программы дополнительного образования и т.п.) с энтокультурным направлением;
- увеличилось число учеников – участников олимпиад и конкурсов, таких как «Язык – душа народа», конкурсы сказок и сочинений на родном языке, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы;
- организовано участие в конкурсах, направленных на повышение статуса бурятского языка, что позволило учащимся школы стать победителями муниципального этапа областной олимпиады школьников по бурятскому языку, постоянными участниками Всебурятского конкурса в Иволгинском дацане республики Бурятия;
- созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- в системе проводятся внеклассные мероприятия, нацеленные на становление у школьников ценностных ориентиров демократической и гуманистической направленности;
- разработаны уроки и внеклассные мероприятия по краеведческому компоненту, гражданской направленности;
- оформлены материалы по бурятской национальной кухне, по народным играм, местному фольклору;
- работают творческие группы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей в урочное и внеурочное время.
Следующая задача школы – создание необходимых условий для реализации творческого потенциала учащихся, духовно-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие посредством исследования истории культуры родного края, жизни и деятельности людей, формирование у подрастающего поколения бережного отношения к проблеме сохранения культурного и материального наследия родного народа, формирование словесной культуры. В нашей школе стало традицией проведение ежегодной научно-практической конференции, которую организует научное общество учащихся «Искатель». Наши ученики-исследователи представляют свои работы по филологии, истории, географии, ИЗО, краеведению, математике и другим направлениям. Целью научно-исследовательской и проектной работы учащихся является формирование творческой, разносторонне развитой личности. Учащиеся представляют свои работы на муниципальных и региональных конференциях, в фестивале исследовательских работ «Портфолио учащихся», проводимом Издательским Домом «Первое сентября» и даже выходили на международный уровень.
Например:
Шопхонова Галина, учащаяся 11 класса, стала дипломантом 1 Международного конкурса исследовательских работ школьников «Вклад кочевых народов в мировую цивилизацию» с работой «Этнографические ценности культуры кочевых народов», руководитель Муруева Н.И.
Маккавеев Семен – дипломант международного конкурса вокалистов в г.Санкт-Петербург, руководитель Бабаринова В.А.
Барлуков Андрей, Бурункуев Андрей, Степанова Наталия, Тугутова Дарья, Халтаева Александра, Хуриганов Вадим, Шапхоев Андрей, Шопхонов Степан – неоднократные участники всероссийского фестиваля исследовательских работ «Портфолио учащихся», их работы опубликованы на сайте фестиваля.
Выпускница нашей школы Шаргаева Ксения – обладатель титула областного праздника «Мисс Сур-Харбан».
В 2015 году 14 победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
Ширяева Алина - 3 место в окружном заочном конкурсе проектов "Традиции живая нить" (номинация "Фольклорные мотивы моего села" Шаргаева Ксения - 3 место в окружном конкурсе чтецов "Цвети, моя земля!"
Середкина Сталина - 3 место в окружном заочном конкурсе проектов "Традиции живая нить" (номинация "Фольклорные мотивы моего села" (рук.Герберт В.И.)
Матханова Снежана – 3 место в региональном конкурсе «Язык – душа народа», номинация «Народная песня»
Базарова Данара, Санкирова Мария – 2 место в VIII Межрегиональном конкурсе "Эхэ хэлэн - мүнхын аршаан» (Иволгинский дацан, Бурятия)
Иванова Ольга – 1 место в районном конкурсе «Сказки Алари», номинация «Лучшая семейная сказка»
Середкина Ксения – 1 место в районном конкурсе «Сказки Алари», номинация «Самая мудрая сказка»
Бахтайская школа и педагоги всегда трепетно относятся к историческому наследию и лучшим традициям отечественной культуры, их возрождению. Мы считаем, что этнокультурное воспитание и образование в нашей школе вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения.
Зам.директора школы по УВР:____________А.Д.Балбина