Программа внеурочной деятельности 3 класс Хочу всё знать


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» - модифицированная, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г. Составлена на основе
Программа интеллектуального клуба «Хочу всё знать» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 3классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Тематическое планирование
№п/пТема учебного занятия Количество часов Форма занятий
1. Школьное ассорти
- Первый день сентября
- Готовность к школе 2часа
1
1 Классный час
Игры на внимание
2. Мир планет
- Что такое космос?
- Планеты и звёзды
-Тайны вселенной
6 часов
2
2
2 Видеофильм
Интеллектуальная игра
Игра путешествие
3. Изобретения человечества
- Радио
- Телевидение
- Мультфильмы
-Любимые детские фильмы
7 часов
1
2
2
2 Беседа
Интерактивная экскурсия
Практикум
Практикум
4. Россия – Родина моя
- Моя Родина
-День народного единства
-Защитники земли русской 5 часов
2
1
2 Видеофильм
Игра Путешествие в прошлое
5. Математические головоломки
- Игры на логику
- Занимательные квадраты
-Логические задачи
6 часов
2
2
2 Интеллектуальная игра
Практикум
Конкурс эрудитов
6. Мир истории
-Откуда пошла русская земля
-День космонавтики
-День Победы
4часа
1
1
1 Беседа
Игра-путешествие
Проект
7 Познай себя
-Из чего мы сделаны?
-Как работает наш мозг?
-Какая у тебя личность?
-Что делает нас уникальными?
4 часа
1
1
1
1 Практикум
Видеофильм
Тестирование
Игра «Ты и я»
Содержание занятий по темам
Школьное ассорти (2 часа)
Знакомство участников. Установление правил работы в группе. День знаний. Мои школьные принадлежности.
Мир планет (6 часов)
Чем отличаются планеты от звезд. «Путешествие по планета. Планеты солнечной системы. Выдающиеся ученые космонавтики. Тайны вселенной.
Изобретения человечества (7 часов)
В ходе игры примеряют на себя роли «оператора», «журналиста» и т.д., учатся задавать вопросы и отвечать на них. Знакомятся с историей возникновения, развития телевидения, отвечают на вопросы о героях детских мультфильмов. Играют в телевизионные передачи.
Россия- Родина моя (5 часов)
Выясняют, как устроено государство, учатся работать в группе, помогать друг другу, «листают» странички истории российского государства.
Математические головоломки (6 часов)
Решают математические головоломки и логические задачи. Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать логическую задачу, головоломки., решение магических квадратов. Выявление и награждение знатоков.
Мир истории (4 часа)
Год образования государства Российского, этапы его развития. Кто такие космонавты. Великая Отечественная война. Ветераны войны и труженики тыла. Знакомство с героями войны.
Познай себя (4 часа)
Составные части, клетки, ткани и органы тела. Откуда к нам приходят мысли. Можно ли изменить мозг? Твоя неповторимость. Что такое ген. Откуда берутся гены. Протестируй свою личность. Кто ты - сова или жаворонок? Твои эмоции.
 Планируемые результаты
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные результаты 
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
•Персональный компьютер учителя
•Телевизор
•DVD-VHS-плеер
•Мультимедийный проектор
Для педагога:
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004 г.
Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003 г.
Для обучающихся:
1.Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
2.Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
3.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления
учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6
4.Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10
лет. М., 1993.
5.Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. -М., 1993.
Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей
5-12 лет. М., 1992.
8. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. -Пособие для учителя. М., 1985.
Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое
сентября», 2004.
Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-
коррекций. М., 1993.
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 200
Система отслеживания и оценивания результатов
Программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий. Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов. Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности
Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня развития коммуникативных склонностей.
Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития коммуникативных склонностей обучающихся.
Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.
Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть два варианта ответа: да или нет. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос, подходящий именно вам, и поставить «+» (если вы отвечаете на вопрос «да») и «–» (если вы отвечаете на вопрос «нет») рядом с номером вопроса.
Вопросы
Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
Если тебя кто-то обидел, долго ли ты обижаешься?
Нравится ли тебе знакомиться с новыми людьми?
Правда ли, что тебе больше понравилось бы остаться дома с игрушками и книжками, чем пойти гулять с ребятами?
Легко ли ты общаешься с людьми, которые намного старше тебя (родители, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.)?
Трудно ли тебе общаться с малознакомыми ребятами?
Легко ли ты можешь познакомиться с незнакомыми ребятами?
Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе (например, при переходе из садика в школу)?
Если ты захочешь познакомиться с кем-то, подойдешь ли ты знакомиться первым?
Часто ли тебе хочется побыть одному?
Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?
Стесняешься ли ты, когда тебе приходится первым подходить знакомиться?
Любишь ли участвовать в коллективных играх?
Чувствуешь ли ты себя неуверенно среди малознакомых людей?
Обработка результатов. По окончании заполнения анкеты подсчитывается количество совпадений с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются.
№ вопроса Ответ
1 +
2 –
3 +
4 –
5 +
6 –
7 +
8 –
9 +
10 –
11 +
12 –
13 +
14 –
Ключ
Интерпретация результатов
От 11 – 14 совпадений – 15 баллов – высокий уровень развития коммуникативных склонностей;
От 7 – 10 совпадений – 10 баллов – средний уровень развития коммуникативных склонностей;
От 0 – 5 совпадений – 5 баллов – низкий уровень развития коммуникативных склонностей.
Таблица результатов наблюдения:
Максимальный уровень «Настоящий лидер» Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату
Программный уровень «Отличный участник» Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением
Необходимый уровень «Хороший участник» Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы
«Мне еще многому надо научиться» Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным
«Я в начале пути» Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует