Открой мир детям (Из опыта работы с детьми с ОВЗ)
«Открой мир детям»
(Из опыта организации работы с детьми с ОВЗ).
«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»
Выготский Л. С.
Сегодняшний день диктует новые требования и ставит новые задачи в области дополнительного образования.
Забота о здоровье детей – одна из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.
Ни для кого не секрет, что в связи с социальными и экологическими проблемами количество детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, неуклонно растет. По данным Министерства здравоохранения России 90% детей имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически больны, и лишь 5-10% детей приходят в школу здоровыми.
Процессы демократизации, гуманизации всех сфер нашей жизни, поиск конструктивных решений в области социальной политики не могли обойти вниманием проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы, как дети-инвалиды.
Последствия различных травм, и отклонения в физическом развитии приводят к ограничению жизнедеятельности ребенка и вызывают необходимость их социальной защиты. У каждого здорового ребенка в процессе его жизнедеятельности и познания мира возникают проблемы, у ребенка с ограниченными возможностями здоровья таких проблем гораздо больше.
Развитие больного ребенка имеет свои особенности, обусловленные характером заболевания, отношением к нему окружающих. Инвалид несет свою рану, боль, неуверенность в себе, невозможность осуществить свою мечту по жизни один, либо со своей семьей. Но, как и всем людям, ему хочется быть равным среди других. Он должен поверить в себя, в свои силы и возможности, а мы – помочь ему в этом.
Нельзя не сказать, о том факте, что самым трудным и длительным по времени был первый этап проекта, когда родители детей с ОВЗ очень трудно и болезненно шли на контакт с нами, и пришлось приложить огромные усилия и бесконечное терпение, чтобы они поверили в нашу искренность и желание помочь им.
Оптимальным можно считать такое поведение взрослых, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее адаптироваться к своему положению, принять его, приобрести такие черты характера, которые в дальнейшей жизни помогут быть ему более самостоятельным и независимым.
Мы, создавая в «Доме детского творчества» такое объединение, прежде всего, преследовали цель заполнения того вакуума общения, которое испытывают дети и их родители. Дети, которые занимаются у нас, лишены возможности свободно передвигаться и манипулировать предметами, потому что это дети с заболеваниями детским церебральным параличом и нарушениями центральной нервной системы. Поэтому возможность общаться друг с другом, которую получили дети и их родители с открытием объединения для детей с ограниченными возможностями здоровья, дорогого стоит. У нас, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся начальным навыкам самообслуживания, умению общаться со своими сверстниками и взрослыми людьми, развивают память, речь, мышление. Получают начальное образование и навыки социализации.
Первые занятия творческого объединения проводятся в форме игры в присутствии родителей, которые становятся их активными участниками, помогая понять и разобраться педагогам, какими навыками и умениями владеет их ребенок.
Затем, собрав и переработав полученную информацию, для ребенка разрабатывают специальные упражнения и игры, развивающие память, воображение, мышление, усидчивость. На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика.
Дети работают с пластилином, бумагой, природным материалом, занимаются на специальных спортивных снарядах.
С детьми работают педагоги, логопед, психолог, оказывая психолого-педагогическую поддержку.
В то время как дети под руководством педагога увлечены общим делом, у родителей есть возможность поговорить между собой, обсудить волнующие их проблемы, поделиться успехами и неудачами.
Педагогами, работающими в этом объединении, разработана и апробирована программа дополнительного образования «Радуга».
В объединении детей с ОВЗ занимаются дети разных возрастов и с разной степенью сложности заболевания. Поэтому при распределении задания, учитываются их знания и умения, вырабатывается индивидуальный маршрут обучения.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся Программа включает в себя занятия по рисованию, аппликации, лепке из пластилина и глины, изготовление поделок из бумаги и природного материала, ритмику, физкультуру. Занятия с такими детьми отличаются частой сменой характера деятельности, т.к. внимание и усидчивость таких обучающихся ограничены. Кроме того, в ходе занятия к педагогу присоединяются логопед, педагог-психолог, что дает возможность работать с детьми индивидуально.
Индивидуальную работу с такими детьми проводит и педагог, обучающий их начальным навыкам письма, чтения и счета.
С 2008 года в практику обучения «особенных» детей внедрена методика арт-терапиии, которая включает в себя привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в постановку кукольных спектаклей вместе со здоровыми детьми.
Для решения задачи адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детский коллектив проводятся такие совместные мероприятия как: новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза», в представлении задействуем детей с ограниченными возможностями здоровья, «Сказочная страна» - мероприятие в котором используются элементы педагогической технологии «Сказкотерапия», где в постановке театрализованного представления «Гуси – лебеди» дети с ограниченными возможностями участвуют вместе с обучающимися творческого объединения «Кукольный театр «Балаганчик», Акция «Мир глазами детей», концерт «Планета детства», в котором принимают участие и дети с ограниченными возможностями здоровья (показывают концертные номера, принимают участие в изготовлении поделок и рисунков), выставка декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки» проводится для детей ограниченными возможностями здоровья и др.
Когда мы только открывали это объединение, то главной целью, которую мы ставили перед собой, была цель оказания помощи в вопросах адаптации и социализации «особенным» детям. Сегодня же, оглядываясь назад, на уже проделанную работу, мы все чаще и чаще задаемся вопросом: кому больше нужна работа такого объединения: нашим «особенным» детям и их семьям или нам самим и нашим здоровым детям?
Уже много лет, наблюдая, как общаются на мероприятиях и общих занятиях дети с ОВЗ и здоровые дети, мы пришли к выводу, что в детском коллективе взаимопонимание и поддержка, дружеские, теплые отношения возникают и укрепляются гораздо быстрее, нежели у взрослых (особенно у родителей здоровых детей) появляется готовность принять и посмотреть на ребенка с ОВЗ, как на равного, достойного уважения и понимания. Именно поэтому мы ежегодно проводим акцию «Дари тепло» (концерт, подарки, чаепитие, общение), которая дает возможность развития в местном сообществе толерантного отношения к проблемам и запросам детей с ограниченными возможностями здоровья, и к их семьям. Учреждение, подняв у себя, в Лотошинском муниципальном районе, эту проблему, сегодня чувствует поддержку и помощь всех заинтересованных лиц и организаций.
Работа с «особенными» детьми дала всему нашему педагогическому, детскому и родительскому коллективам бесценный опыт воспитания в себе толерантности, милосердия, сострадания, сердечности, уважения и понимания того, что рядом с нами каждый день есть люди, которым необходимы наши участие, тепло и понимание.. Но самое главное, что человеческое участие в судьбах детей, душевность и теплоту ощутили и эти семьи.
Педагогический коллектив сегодня неустанно ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье и ребенку адаптироваться к своему положению, научиться общаться со своими сверстниками, принимать окружающий мир