Урок литературы по повксти А.Грина Алые паруса
А. Грин
«Алые паруса»
Парус мечты
Цели:
Познакомить учащихся с личностью А. Грина, героями повести «Алые паруса»,
Развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
Воспитывать веру в себя.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию.
Запись песни «Ты слышишь, море».
Учитель:
«Ты слышишь, море,
Твоим матросом хочу я стать», - так мог сказать писатель А. Грин .
Первое слово, которое прочитал будущий писатель в пятилетнем возрасте, было «море». А в восемь лет у мальчика появляется мечта – увидеть мир, путешествуя на корабле.
Мне встречи с ним судьба не подарила,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда
Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые
Весёлые герои его книг
Идут они в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам,
Как палуба большого корабля.
Это стихотворение А. Некипелова посвящено памяти А. Грина.
Вы обратили внимание, как поэт называет писателя?
«Рыцарем мечты» называли Грина его современники.
«Рыцарем мечты» входит Грин в сознание своих читателей.
Тема нашего урока: «Парус мечты»
Мечтами о счастье и радости полны все произведения Грина, но больше всего повесть «Алые паруса». Мы отправимся в путешествие по страницам этой книги, чтобы ответить на вопрос: КОГДА МЕЧТЫ СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ?
2. Восприятие.
-Но вначале посмотрим, сбылась ли мечта самого писателя.
Биография А.Грина.(Сообщения учащихся)
Учитель:
-Годы унижений и голода не смогли убить живую душу писателя, его стремление уйти в мир светлой мечты. Грин не стал капитаном корабля. Но на капитанском мостике оказались его герои. Среди них герой повести «Алые паруса» Артур Грей.
Познакомимся с ним, послушаем его рассказ о себе.
-Пересказ уч-ся главы «Грей» от 1 лица
Ответим на вопросы:
-Какие благородные поступки совершил Грей в детстве, как его это характеризует?
(В мире Грея нет места боли и страданиям, поэтому он замазал гвозди на картине, изображающей распятого Христа. Мир напыщенной аристократии и праздности не привлекает героя, поэтому он покидает родной дом.
Грей становится капитаном корабля.)
-Почему сбывается его мечта?
(Он стал капитаном своей жизни.)
Учитель:
- Стр. 36 «Так, капитаном и собственником корабля, Артур Грей плавал ещё четыре года, пока судьба не привела его в Лисс»
Стр. 38 «Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег. Над красным стеклом окон носились искры дымовых труб: это была Каперна Грей повернул к берегу».
Сойдем вместе с Греем на берег Каперны. Что можно сказать о жителях городка, в котором оказался Грей? Какие они?
(Жители городка жестокие и злые, они не умеют любить.)
Вспомним историю жизни моряка Лонгрена и его дочери Ассоль.
(Рассказ учащихся)
-Жители городка возненавидели Лонгрена после смерти Меннерса. Был ли поступок Лонгрена местью, и можем ли мы осуждать его?
Месть – действия в отместку за причинённое зло.(словарь)
Т.е. месть – это зараннее продуманные действия. А Лонгрен бездействовал, кажется, что сама природа и бог наказывают Меннерса.
-Почему жители Каперны наказывают Ассоль?
Стр. 13. «Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили»
( стр. 13 « она перестала, наконец, оскорбляться, но всё ещё иногда спрашивала отца:
- Скажи, почему нас не любят?
- Э, Ассоль, - говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут».
- Возможно, кто-то из вас был свидетелем подобной ситуации, а может и участником. Подумайте, что чувствует человек, оказавшийся на месте Ассоль?
Я думаю, обиду и ненависть, редко кто может перестать оскорбляться, как Ассоль.
Как страшно мне,
Что люди привыкают,
Открыв глаза,
Не удивляться дню
Ловить жар-птицу
Для жаркого с кашей,
А золотую рыбку – для ухи
Р. Рождественский.
Однако вопреки злобе и ненависти в мире есть место хорошему и доброму.
И в Каперне «расцветёт одна сказка, памятная надолго», сказка, предсказанная путешествующим Эглем, известным собирателем песен, легенд, преданий, маленькой Ассоль.
Вспомним, как состоялась эта встреча. (Рассказ учащихся)
-Послушаем предсказание Эгля (стр. 19)( выразительное чтение)
-Что изменила эта встреча в жизни Ассоль?
(Она поверила предсказанью, в её жизни появилась мечта, а в посёлке её стали называть полоумной и сумасшедшей.)
Почему Грей смог понять Ассоль, поверил не в злобные сплетни, а в мечту?
(Он с детства воспринимает чужую боль, как свою.
Он с детства, как и Ассоль, одинок в своей среде.
Он верит в чудеса и умеет мечтать.)
-Сам Грей на этот вопрос, я думаю, ответил бы так:
Стр. 70 «Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров. Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками»
Грей и Ассоль верят в чудеса и делают их своими руками.
Просмотр финала фильма «Алые паруса»
-Символом чего являются алые паруса ?
(Символом сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными силами.)
-Есть ли мечта у вас? (Поднимите руки, у кого есть мечта, кто ждёт её исполнения).
У каждого человека должна быть мечта.
Как вы думаете, от кого зависит, станут ли ваши мечты реальностью?
(От нас самих. Мы должны не стоять на месте, а идти мечте навстречу.
Сила мечты способна сотворить чудо.)
Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.
Мечтайте и добивайтесь того, чтобы ваши мечты не исчезали бесследно.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15