Конспект Сущность управления образованием


Сущность управления образованием, как и любой социальной системой, состоит в диагностике ее состояния и при выявлении недопустимых отклонений – в своевременном формировании и осуществлении управленческих воздействий на нее с тем, чтобы поддерживать ее желаемое состояние и/или режим функционирования. Управленческие воздействия могут осуществляться в форме законов и других нормативно-правовых документов. К таким воздействиям относится и оперативная организационная деятельность органов управления учебными заведениями, а также рекомендации научных учреждений, исследующих проблемы педагогической теории.
Сами же и желаемое состояние системы образования, и режим ее функционирования задаются обществом посредством тех целей и задач, которые оно ставит перед этой системой, то есть социальных требований к ожидаемому качеству обучения и воспитания молодежи, уровню ее личностного развития и социализации, степени подготовленности к жизни и деятельности в этом обществе.
В этом смысле сущность управления образованием можно наглядно представить с помощью рис. 93.
left000
Рис. 93. Сущность управления образованием
Представляется вполне очевидным, что без развитой системы образования, без четкого определения его целей задач и без соответствующей организации управления образованием общество духовно и интеллектуально деградирует, а государство отстает в культурном, техническом и технологическом отношении от передовых экономически развитых стран, превращается в их сырьевой придаток, в рынок сбыта их некачественной продукции. К сожалению, отдельные проявления таких тенденций имели место и в Украине на протяжении первого десятилетия ее независимого существования.
В отношении понимания сущности управления образованием вообще и управления высшей школой, в частности, существуют две основных точки зрения. В соответствии с одной из них, управление образованием представляет собой самостоятельную часть общей структуры педагогической деятельности, которая играет важную роль в развитии общества. В соответствии с другой точкой зрения управление образованием представляет собой сложную иерархическую систему. Ее верхний уровень образует общественное и государственное управление системой образования, на следующих уровнях располагаются органы регионального и отраслевого управления, а затем – органы управления конкретными учебными заведениями. Наконец, нижний (в отношении управленческой иерархии, а не в отношении важности) уровень представляет управление учебно-познавательной деятельностью учащихся и студентов как действительно неотъемлемая часть педагогической деятельности учителя или преподавателя вуза. Она относится как к процессу проектирования содержания соответствующего учебного курса и рациональных педагогических технологий его реализации, так и к организации каждой лекции, практического или лабораторного занятия, других форм обучения.
При этом чрезвычайно важная роль в содержании управления образованием, особенно на верхнем уровне, принаднежит определению целей образования и принципов управления им, разработке и реализации рациональной структуры системы управления, которая бы сочетала широкую вузовскую демократию и автономию с необходимостью единой государственной политики, обеспечения уровня и качества образования в соответствии с установленными стандартами. Это требование приобретает особую роль в связи с появлением и развитием системы вузов негосударственной формы собственности.
В связи с этим цели управления образованием могут быть представлены как обеспечение успешной реализации тех целей и задач, которые общество и государство ставят перед системой образования. Поэтому они заключаются в таком объединении усилий государства, общества, работников системы образования и педагогической науки, которые бы способствовали их направлению на эффективное решение проблем этой системы – организационных, содержательных, научно-методических, финансовых, материальных и других для обеспечения высококачественной подготовки подрастающих поколений к жизни и деятельности в этом обществе.
Конкретизируя эти цели применительно к государственному управлению высшей школой в Украине, следует отметить, что они реализуются с помощью достаточно сложной иерархической системы. Ее верхний уровень составляют положения Конституции Украины и законов Украины, которыми регламентируется деятельность сферы образования, а также приказы и распоряжения Министерства образования и науки Украины. Средний уровень системы управления образованием имеет региональный характер и представлен документами и указаниями Главных управлений образования и науки областных государственных администраций. Нижний уровень представлен практической деятельностью ректоратов высших учебных заведений, деканатов факультетов и руководства кафедрами по организации учебно-воспитательного процесса и управлению им, которые и обеспечивают непосредственную реализацию социальных требований к профессиональной компетенции и личностным качествам специалистов.