Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме Л.Н. Толстой. Главный герой повести «Детство», его поступки и духовный мир.


Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Тема : Л.Н. Толстой. Главный герой повести «Детство», его поступки и духовный мир.Тип урока Урок изучения нового материала
Цели:
Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;
На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников
(Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов) УУД
Организационный момент
3 мин Приветствие
«Милое, дорогое, незабвенное детство» Л.ТолстойПриветствие учителя
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Мотивация учебной деятельности Ребята! Как вы думаете, почему я урок начала именно со слов Толстого?
Л.Н. Толстой. Главный герой повести «Детство», его поступки и духовный мир.
.
Определяют тему урока. Целеполагание
3мин Перед нами стоит цель: познакомиться с главным героем и его поступками и духовным миромА какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?
Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание и возможно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье? Что есть смерть? Что такое Бег? И в итоге: - что есть жизнь, для чего жизнь? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н.Толстой, утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот родной дом, семья, её традиции, уклад.
Давайте и мы осмыслим взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье, вместе с главным героем Николенькой Иртеньевым проанализируем его и свои поступки и ответим на главный вопрос: какие же уроки извлекает Николенька из своего детства.
Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой и нами в повести 24-летний Л.Н. Толстой.
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо», - писал В. Распутин в 1974 году.
Определяют цели урока? 1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Актуализация знаний
назовите героев повести
Закончено чтение повести. Для того, чтобы легче было ориентироваться в тексте, вспомним героев повести.
1. У него совесть чиста и душа покойна.
Доброе немецкое лицо. Он один-одинешенек.
И никто-то его не приласкает, он сирота.
(Карл Иванович) - учитель-немец
2. «какое редкое, чудесное создание была эта старушка»,
«Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».
(Наталья Савишна) стр 317 - Няня
3. Это не человек был, а ангел небесный.
(Наталья Николаевна) – Мать
4. Для него главное – удобство и наслаждение в жизни,
Живет для себя, для своих удовольствий,
хотя по-своему любит жену и детей.
(Петр Александрович) – Отец
5. «При ней ни о чем нельзя было говорить:
Она все находила неприличным. Сверх того, она
беспрестанно приставала: говорите же по-французски».
( Мими – Марье Ивановна)

6. Чудесная 12-летняя девочка в коротком открытом
кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках.
На беленькой шейке была черная бархатная ленточка;
головка вся была в темно-русых кудрях.
(Сонечка)
7. Знал, что нехорош собой, каждый намек
на наружность больно оскорблял,
умные глаза, приятная улыбка, воображал,
что нет счастья на земле для человека с таким
широким носом, толстыми губами и маленькими
серыми глазами, все отдал бы за красивое лицо.
(Николенька)
Что произвело самое сильное впечатление в повести
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Этап реализации.
Работа с текстом. Работа с текстом.
11. Работа с главой « Классы».
- Какое горькое открытие делает для себя Николенька? (мальчик слышит разговор Карла Иваныча с отцом. Карл Иваныч жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе). - А как об этом разговоре узнал Николай? (подслушал. А хорошо ли подслушивать?) Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.
Какие чувства пережил Николенька? Чем интересны его размышления? (перечитать со слов « Я сочувствовал его горю…» - Но мы узнали в начале главы о том, что Карл Иваныч наказал Николеньку?
Перескажем этот эпизод и подумаем, чем отвечает Николай на поведение взрослых? (не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям).
- Что такое страдание, можно ли пережить жизнь без страданий? (Много ли будет «стоить» такая жизнь?)
- Что, по-вашему, сочувствие ? (Умение понять другого человека).
- Кто из героев вызывает сочувствие? ( Карл Иваныч).
- Каким его увидели? (Усердно несет службу)
- Как отомстил Карл Иваныч за обиду? ( Самый тяжкий порок неблагодарность)
- А можно ли представить, что он действительно будет мстить?
2. Работа с главой «Наталья Савишна».
- Была ли у неё семья?
- Кто в этом виновен?
- Озлобилась ли она на жизнь?
- Ропщет ли на барина, лишившего её женского счастья? Жалуется ли на судьбу?
- Нигде, никогда, ни разу! Не жалуясь на судьбу, несёт эта женщина свой крест?
Так что же дала ей жизнь вместо семейного счастья?
Перескажите историю превращения простой крепостной девки Наташки в старую няню в чепце Наталью Савишну.
3. Работа с текстом
- А как вы относитесь к тому, что мальчик переживает из-за своей некрасивости? (сочувствие)
- В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие? (атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна)Подумаем: мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье, наверное, и жизнь бы должна быть легкой, беззаботной и счастливой. Давайте «перелистаем» самые радостные, светлые эпизоды в его жизни
- А какие потрясения пережил Николенька? (угроза расставания с Карло Ивановичем, разлука с семьей, смерть матери).
- Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился?
Эпизод с Карлом Ивановичем «Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!» А потом? «Какой он добрый и как нас любит, а мог так дурно о нем подумать!»
Эпизод со скатертью. «Как Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку…. И Николенька начинает рассуждать о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление. А эта добрая старушка, переживая, что обидела мальчика, «дрожащей рукой» подала ему, чтобы загладить вину, гостинчик – две карамельки и одну винную ягоду.
- Зачем Толстой отмечает делать «дрожащей рукой? – Она боится, что её прогонят со службы? (Нет, ей от всего сердца жалко ребенка, она страдает от своей невольной грубости). И Николенька плачет: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; и я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».
3. Эпизод с перчаткой на балу. Николенька объяснил, что «перчатка принадлежала Карлу Ивановичу, распространился иронически, какой он бывает смешной, когда снимает красную шапочку, и о том, как он раз в зеленой бекешке упал с лошади – прямо в лужу. «Все это было очень хорошо; но зачем я насмешкой отзывался о Карле Ивановиче? Неужели я потерял бы доброе мнение Сонечки, если бы я описал ей его с теми любовью и уважением, которые я к нему испытываю?»
4. Эпизод с Иленькой Грапом. Дети откровенно мучили этого слабого беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него, он, который мог «плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несут поваренок для супа». - Отчего же мучается Николенька, ведь он не издевался над мальчиком?
(не защитил слабого и обездоленного, попав под обаяние Сережи Ивина).
- Почему такой добрый и честный Николенька принимает участие в этой постыдной забаве?
- Как рождается в нем сострадание, раскаяние?
- Можно ли загладить, забыть сделанное?
- Какой след в душе оставляют такие забавы?
- Могли б вы себя, своего друга представить на месте Иленьки? А Сережи?
- Какая мысль объединяет эти эпизоды?
-Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?
(Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше, добрее его. И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это – муки чуткой детской совести).- Можно ли назвать чувства Николеньки благородными (рождающими добро, благо)?
И да, и нет. Неблагородны, потому что Николенька совершает некрасивые поступки; а благородны, потому что он раскаивается потом, сожалеет о них, а самое главное – изменяется в лучшую сторону.
Выявление затруднений и пути построения из затруднений 1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Самостоятельная работа

Включение в систему знаний и повторение Особенностью героя является то, что он беспощаден к самому себе.
Сочинение: «Всегда ли вы критически оцениваете свои поступки? Бываете ли беспощадны к себе?»
В повести, кроме Николеньки, есть еще дети. Что же отличает его от брата и сестры, друзей – сверстников?
(Стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков).
- Подумайте, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?
(Вряд ли, но главное даже не в том, чтобы не совершать их , а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, ставить чище, лучше душой).
Для писателя важен духовный опыт человека.
- В народе говорят: «Жизнь учит».
А какие уроки получил главный герой «Детства»; Чему научили его близкие люди?(-жить не для себя, а для других;
- любить людей, быть добрым;
- видеть в каждом человеке хорошее;
- защищать слабых и униженных;
- не врать;
- не поддаваться обаянию красивых мальчиков;
- уметь сострадать людям
Учили не уча, а образом собственной жизни).- Каждый ли ребенок способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себе и претворить в жизнь? Мог ли так тонко чувствовать Володя или Сережа Ивин?
(Вряд ли, для этого необходимо обладать добротой, сердечностью, тонкостью, глубиной восприятия мира, как у Николеньки).
Учитель: Молитва в жизни главного героя.
5.Чтение эпизода. – О ком молится Гриша? О себе?
(Нет, о врагах своих, о матери и отце Николеньки, о детях).
- Кстати, о чем молятся люди сейчас?
- С чем в трудные моменты жизни обращаемся в молитве к Богу?
- Мы молимся о себе, о своих близких. Но молиться о чужих и врагах – умеем ли?
- Что испытывает Николенька?
( «Дрожь и замирание сердца» - он видит нечто сокровенное, тайное, и высокое! Мы, не верящие в бога, видя это таинство молитвы, начинаем понимать, что такое истенная молитва).- Ощущают ли дети то же, что и Николенька?
(нет, потому что это – чуткость души мальчика, это настроенность на высокое, духовное, близкое Богу).
- О чем молится Николенька?
(о маменьке, отце).
Вывод: как важно, чтобы духовные потрясения не потерялись, не изгладились, а проросли в душе человека, как это было с Николенькой: «Много воды утекло с тех пор, но впечатление, которое он произвел на меня, и чувство, которое он возбудил, никогда не умрут в памяти моей…»
Мы оставили Николеньку Иртеньева на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иванович стар, отец занят своей жизнью.
- Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди?
Вывод: Жизнь дает нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.
Письменно отвечают на вопрос
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний 1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Итоги уроки
Закончить наш разговор хочу стихотворением Натальи Астраханцевой :Только в этом спасенье,
Спасенье в одном:
Относиться друг к другу
С добром и теплом,
Пережить неурядицы, горе, вражду,
Отвести от родимого дома беду.
Научиться свободно, с достоинством жить,
Но при этом к другим равнодушным не быть.
Пусть не мучают душу обиды и месть, -
Только в этом для всех нас спасение есть.
И если вместе
Все, как один, сердце разбудим,
Будет Россия, будет!
Оценки за урок
Подводят итог изученного.
Оценивают свою работу 1) Познавательные:
- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;2Коммуникативные:
-слушать собеседника, строить высказывания,
полно и ясно выражать свои мысли;
Рефлексия
Изменилось ли ваше отношение к повести?
Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?
Высказывание по модели:
Я сегодня узнал… 1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Информация о домашнем задании
Оценки за урок
Выучить биографию А.П. Чехова, составить ронологическаую таблицу, прочитать и пересказать «Хамелеон»
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению