Использование ресурсов сетевого google – сообщества для внутрифирменного повышения квалификации
Слайд 1
Использование ресурсов сетевого google – сообщества для внутрифирменного повышения квалификации
Новолодская Светлана Владимировна,
учитель математики МНБОУ «Лицей №76»
Слайд 2
Определим основные понятия.
Сообщество — это совокупность связей между людьми, имеющими что-то общее. (общие цели, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства …). Основой сообщества является общение между людьми.
Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения
Google - cообщество — сообщество, созданное на базе социальной сети Google+ .
Слайд 3
Феврале 2015 года МНБОУ «Лицей №76» присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка» в рамках реализации проекта «Модель муниципальной информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ)» (Приказ №107 комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 3.02.15). До вхождения в проект МИП в Лицее успешно развивались два направления:
использование системы СДО «Прометей» в ОП;
организация и проведение ОС на базе ВКС.
В УСП педагоги участвовали исходя из интересов учащихся, образовательных целей и задач, решаемых в рамках УСП. Творческой группы, объединенной общей идеей не было. На диагностическом этапе были определены проблемы внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Прежде всего, пришло понимание необходимости организации единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие руководителей творческих групп и их участников.
Так в августе 2016 года было создано закрытое Сообщество учителей МНБОУ «Лицей №76». Первоначально оно создавалось с целью оптимизации организационно - информационного сопровождения работы педагогов в рамках МИП. Однако время показало, что Сообщество обеспечивает решение не одной, а нескольких задач. С сентября 2015 года стартовал проект НМП «Создание единой ИОС в МСО», в рамках работы МИП состоялся переход на организационный этап. А значит, нужна такая информационная среда, которая обеспечивает уже не только организационно-информационное сопровождение работы педагогов в рамках инновационных проектов, а так же консультативно – методическое и аналитическое сопровождение. Эта среда в условиях ограниченности временного ресурса должна обеспечивать возможность педагогам работать в индивидуальном режиме (в удобное для себя время), в коллективном (или групповом) по согласованию времени. И как следствие функциональности такой среды станет оперативность и результативность работы творческих групп.
Слайд 4
Сегодня Сообщество учителей МНБОУ «Лицей №76» объединяет 32 педагога (54%), активными участниками являются 8 учителей (14%). Так с одной стороны у педагогов есть потребность в сообществе, но с другой стороны активности внутри сообщества учителей низкие. Возникает вопрос почему? Ответ очевиден - недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия:
- отсутствие опыта сетевого сотрудничества между педагогами;
- разный профессиональный уровень участников сообщества (уровень ИКТ);
- отсутствие опыта сетевого управления работой творческих групп.
А значит, эту компетентность необходимо развивать! А кто ее должен развивать? Через какие виды деятельности и организационные формы работы? Вопросов много, но именно эти вопросы определяют цель создания сообщества учителей сегодня.
ЦЕЛЬ: создание единой информационно – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ среды в рамках внедрения в ОП ЭО и ДОТ.
Сообщество должно решать сегодня не только организационные вопросы, но и стать средой развития профессиональной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия. Эти умения позволят организовать и сетевое взаимодействие с учащимися и родителями.
Слайд 5
Прежде чем организовать сетевое взаимодействие педагогов в рамках сообщества необходимо координатору реализации инновационных проектов и руководителям творческих групп самим освоить технологию работы в сообществе. Реализовать принцип внутрифирменного повышения квалификации – научился сам, научи коллегу.
Рассмотрим как ресурсы сетевого google – сообщества позволили развить навыки сетевого взаимодействия руководителей творческих групп. С моей точки зрения ресурсы google – сообщества можно рассмотреть с двух позиций: с позиции технологий (действий) и с позиции содержания информации.
Какие возможности !!!!!!!!!
Права модераторов (руководители творческих групп, руководители МО) позволяют управлять доступом педагогов к сообществу в индивидуальном режиме. Любой педагог может заявить о своем намерении вступить в сообщество, для этого ему достаточно обратиться с просьбой к руководителю МО или руководителю творческой группы, указав адрес электронной почты на который будет выслано приглашение (сегодня, все педагоги лицея имеют аккаунты google, продукт деятельности в рамках мастер – класса в 2014 году).
Публикация сообщений – размещение в сообществе актуальной информации. Позволяет привлечь внимание участников сообщества к заявленной теме. Например: анонс УСП на 2 четверть (быстрая актуализация внимания коллег на перечне проектов только 2 четверти, не требует обращения к Путеводителю и плану работы на год).
Комментирование сообщений – возможность оставлять комментарии к публикациям, вступать в диалог, обсуждение заявленной темы автором публикации. Например: расписание тестирования по итогам 2 четверти, этап согласования времени и дат проведения не требует очного взаимодействия учителей информатики и предметников.
Размещение документов совместного редактирования – возможность создавать коллективные работы. Причем обсуждение можно провести как в самом документе, так и в режиме комментариев к нему. Например: Планы работ в рамках инновационных проектов, подготовка отчетной и аналитической документации по итогам выполненных работ за отчетные периоды.
Размещение ссылок на внешние источники информации – возможность расширить содержание сообщений примерами, методическими рекомендациями и т.д.
Модерирование записей – управление записями в сообществе, удаление, закрепление наиболее важных, актуальных в данный момент.
Публикация, комментирование сообщений, размещение и подготовка документов совместного редактирования, размещение ссылок на внешние источники все эти действия в сообществе должны быть организованы таким образом, что бы привлечь внимание, интерес, необходимость, потребность в их обсуждении. Этому так же необходимо учиться, учиться удерживать положительный интерес к теме, проблеме. Так как только в диалоге, обсуждении, постановке и снятие проблем идет развитие критического мышления и «рождаются» хорошие продукты совместной деятельности.
Если проанализировать содержание информации в сообществе, то можно сделать вывод, что в основном она ориентирована на организацию работы творческих групп по 4 направлениям, есть ссылки на мероприятия, тренинги, мастер – классы, методические блоги и т.д. У педагогов есть возможность изучить материалы по ссылкам самостоятельно, однако не организована обратная связь, не используются возможности сообщества для объединения учителей общей идеей, нет дискуссий, обмена опытом по изученным материалам.
Наше сообщество «молодое» мы растем и развиваемся вместе с ним, за 4 месяца его функционирования руководители творческих групп «СДО «Прометей»», «ВКС», «УСП», «Сервисы Веб 2.0» освоили приемы работы в сообществе, научились дистанционно планировать и анализировать работу групп, определять проблемы и пути их решения. В качестве примера совместной работы можно привести планирование, подготовку, проведение и анализ Итогового тестирования за 2 четверть. Активные педагоги не оставались в стороне, задавали вопросы, принимали участие в совместной работе.
Теперь перед нами стоит новая задача – сделать сообщество не просто информационной средой, а информационно-образовательной.
Пути решения проблемы:
приобщить участников групп к сетевому взаимодействию в рамках сообщества. Запланирован на февраль мастер – класс «Возможности сетевого сообщества». Основными мотивами овладения приемам работы в сети должны стать требования к современному учителю, предъявляемые временем, сокращение времязатрат на выполнение коллективной работы.
содержание плана по внутрифирменному повышению квалификации на 2016-2017 учебный год оставить без существенных изменений, однако с сентября 2016 года перевести 70% плана на дистанционную форму (оставить малую мобильную группу желающих осваивать программы удаленного взаимодействия в очной форме для педагогов с низким уровнем владения ИКТ). Для организации работы в данном направлении собрать, подготовить обучающие ролики, презентации, пошаговые инструкции которые помогут педагогам самостоятельно осваивать те или иные действия и фиксировать свои успехи в таблицах продвижения по 3 направлениям:
документы совместного редактирования;
сайт (и/или блог);
сервисы Веб 2.0.
По каждому направлению продумать продукт деятельности (зачетная работа). Например, по первому направлению – разработать мероприятие на параллель «Правила этикета» (текстовый документ и презентация), мероприятие можно провести и пресс-релиз разместить на сайте Лицея или в библиотеке разработок. По второму направлению разместить ссылку на сайт (блог) на сайте Лицея, по - третьему разработку учебного задания разместить в шаблоне !!!!
Наша задача показать педагогам, что google - сообщество это среда в которой рождаются новые творческие идеи, среда в которой с помощью руководителей, участников групп можно осваивать новые технологии, эта информационно-образовательная среда.