Из опыта работы Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность


Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность
Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его нравственно, - значитвырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учеников определены как задачи первостепенной важности в формировании личности обучающегося. В соответствии с ФГОС важной педагогической задачей является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Наиболее способствуют этому учебные предметы: русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. Эти направления определила и я в своей работе:
урочная деятельность;
внеурочная деятельность;
сотрудничество с родителями;
социальное партнерство с организациями города
Роль литературы в духовно-нравственном воспитании подростков просто неоценима, она способствует нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.
Главный приём при изучении художественных произведений – общечеловеческая идея в основе художественного текста. Общечеловеческая идея – сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.
С 2011 года работаю по образовательной системе «Школа 2100». Учебники по литературе ориентированы на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста:
Образовательная система «Школа 21 века»
класс Название учебника Содержание литературного образования школьников
5 класс «Шаг за горизонт» Приключенческая, фантастическая, детективная, мистическая, историческая литература. Формирование личностного отношения к прочитанному.
6 класс «Год после детства» 7 класс «Путь к станции Я» Произведения нравственно- эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения
8 класс «Дом без стен» 9 класс «История твоей литературы» Очерки истории родной литературы, формирование эмоционально- ценностного опыта освоения художественной литературы
Цель учебно-воспитательного процесса в понимании Образовательной системы «Школа 2100» – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Именно учитель русского языка и литературы,  по мнению Б.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
На уроке литературы в 7 классе по произведению А. Грин «Алые паруса» я задаю этот вопрос учащимся. Автор считал, что самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. Важным считаю разобраться в понятиях: «мечта» и «фантазия».
На уроке в 7 классе при изучении стихотворения И.С.Гумилёва из цикла «Капитаны» до его чтения учащимся предлагаю вспомнить: случалось ли им переносить такое состояние, когда «захватывало дух», и каковы были причины этого. А потом, переходя к чтению стихотворения, спрашиваю о том, каким они представляют себе характер автора этого произведения и от чего у этого человека «захватывало дух». Дома учащиеся читают стихотворение из цикла «Капитаны» или другие, от которых у них «захватывает дух». Предлагаю попробовать написать собственные стихи.
В 5-8 классах для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.
Например,
Глаза честного - его весы.Слепая ненависть - плохой советчик.Ученье без уменья - не польза, а беда.Ум - одежда, которая никогда не износится.
Для словарной работы в 8-9 классах использую высказывания известных писателей. Например, труднозапоминаемое слово «интеллигент» поясняю не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина... Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?».И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…Подобные тексты не оставляют равнодушными учащихся. 
Считаю, что достижение поставленной цели – формирование духовно- нравственной личности – возможно при сотрудничестве учителя, детей, родителей. Для решения этой проблемы с 2012 года мною в школе организовано волонтерское движение «Право на жизнь», в деятельность которого вовлечены учителя школы, обучающиеся и их родители.
Направления деятельности волонтерского движения «Право на жизнь»:
оказание гуманитарной помощи приюту для бездомных животных в г. Ноябрьске;
помощь в спасении бездомных животных, поиск для них семей;
оказание помощи благотворительному фонду «Простор» (помощь инвалидам – колясочникам);
совметная деятельность с П/К «Высокий полет» (посещение ветеранов войны, одиноких пенсионеров, оказание им помощи).
За время работы волонтёрского объединения было проведено 14 акций по сбору гуманитарной помощи, спасено и пристроено 28 бездомных животных. Совместно с учебно-методическим центром по ГОЧС ЯНАО волонтёры проведят классные часы «УРОКИ ДОБРОТЫ» в 1-5, 6-8, 9-11
классах. Волонтёры объединения «Право на жизнь» посещают родительские собрания 5-8 классов.  Ещё волонтёры
просили родителей обратить внимание на отношение детей к братьям нашим меньшим.   Существует огромный список убийц, маньяков и насильников, которые в детствеиздевались над животными, а потом перенесли свою разрушительную деятельность на людей.
Волонтёры принимают активное участие в подготовке и проведениии городских мероприятиях(выставки-раздачи бездомных животных, «Мир в семье-общество без насилия», «Жизнь без СПИДа», «Спаси лес от пожара»).
Также волонтёрское объединение сотрудничает с благотворительным фондом «Простор»; оказывает посильную помощь инвалидам-колясочникам. Радует, что в данную деятельность активно подключились отцы с сыновьями. А вот совместно с П/К «Высокий полёт» волонтёры посещают квартиры ветеранов войны, одиноких пенсионеров, беседуют с ними на разные темы, помогают по необходимости. В 2012 году мои ученики сделали проектную работу на конкурс «Твой фильм о войне - наша общая победа» и получили грамоту 1 степени в номинации «Факты и события ВО».
Деятельность волонтёрского движения отмечена благодарственными письмами Главы Администрации г. Ноябрьска Ж.А.Белоцкой, начальника УДСМ Администрации г. Ноябрьска И.В. Шевелёва, директора МБУ ЦППН «Доверие» В.В.Дьяченко, координатором городского волонтёрского движения Н.М.Олейко.
После шторма шел старик по берегу моря и увидел как мальчик спасает морские звезды, выброшенные штормом на берег. Старик сказал: «Твоя работа не имеет смысла. Ты не сможешь спасти всех». На что мальчик ответил: «Моя работа имеет смысл вот для этой звезды». И бросил очередную морскую звезду в море.
Считаю, что моя работа имеет смысл, если хотя бы один мой ученик сделает доброе дело, приютит и накормит бездомное животное, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово своему однокласснику.