План урока грамоты на тему: Звуки и буквы Хх
План урока грамоты.
Тема: "Звуки [х] [х], буквы Х х. Письмо букв Х х. "
Цели урока: Научить выделять, охарактеризовывать звук, связывать с буквой, читать слова с «Х», познакомить учащихся с написанием строчной и заглавной буквы Х х; соединением букв Х х, с другими буквами в словах и предложениях.
Задачи урока: Способствовать формированию понятий об артикуляции, произнесении звуков Х Х , о буквах , обозначающих эти звуки, познакомить учащихся с написанием строчной и заглавной буквы «Х»; соединением букв «Х» с другими буквами в словах и предложениях. Продолжить формирование умений вычленять из слова определённые звуки, охарактеризовывая их, навыков чтения. Совершенствовать звуковой анализ слов, формировать каллиграфические навыки письма. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса словами с «Х», развивать мышц рук, координацию движений; формировать пространственные образы, совершенствовать гигиенические навыки чтения и письма, развивать познавательные процессы. Воспитывать бережное отношение к хлебу и любовь к труду, осуществлять патриотическое воспитание, способствовать повышению интереса к предмету, воспитанию внимательности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование:
для учителя: 1. Плакат "Правильно сиди при письме".
2. Задания для игры «наборщик».
3. Гербарий пшеницы, овса, хлопка.
4. Рисунок с изображением пшеницы, комбайна. 5. Конверт с колосьями.6. Касса букв /классная/.7. Образец написания букв " Х х ".8. Выставка хлеба.9. Карточки со словами: богатство, наше, хлеб.
для учащихся: 1. Пропись.2. Пакеты с элементами букв.4. Штриховальные блокноты.5. Карточки для ощупывания.6. Карточка с калькой.7. Цветные карандаши.
8. Трафареты геометрических фигур.
Ход урока
1. Организационный момент, психологический настрой, мобилизирующий этап.- Покажите готовность к уроку.- Посмотрите на плакат / "Правильно сиди при письме"/ проверьте посадку.- Итак, друзья, начнем урок!- Разделите предложенные буквы на группы по разным признакам:
Д Т Ю Ж А Ы М О
- Какая буква «лишняя», почему? По какому признаку? Аргументируйте свой ответ.
2. Выделение нового звука, знакомство с ним.
Прохор и Пахом ехали верхом,
Читали стихи, хохотали – «ХИ-ХИ-ХИ»!
- Какой новый звук услышали? Назовите.
- Ещё раз произнесите звук х, определите, как проходит воздух из горла при его произнесении, что слышится и как он произносится в тех или иных словах?
- Проговаривание скороговорки хором, по словам с движением «замочек». ( тихо - громко)
- Дайте полную характеристику выделенным звукам.
3. Формулирование темы и задач урока.
- Мы определили новый звук, постарайтесь назвать тему урока и его цели с помощью этого плана:
Познакомиться с
Учиться отличать
Учиться читать и писать
4. Знакомство с буквой.
- Буква, которая обозначает новые звуки, напечатана на плакате:
Какой - печатной буквой обозначается этот звук? ( "Х"). - Почему 2 буквы? /Заглавная и строчная/.
- Кто знает, как она называется?
На что похожа буква «Ха»?
- Изобразите её с помощью пальчиков.
- Найдём «место» буквы на «ленте». Расскажите где «живёт», почему?
- Раскрасим «портрет» буквы с помощью сине- зелёных штрихов. В Прописи.
- Напечатайте заглавную и строчную букву «Х» в Прописи.
Физминутка.
5. Отгадай загадки:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки. ( Хлопок)
Лёгкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (Хлопок)
- Что общего у этих слов? Чем они различаются? По значению и по написанию.
- Знаете ли вы, как убирают урожай зерновых и хлопка?
- Какие машины помогают людям убирать урожай? Видели ли вы комбайны? Где?
- Вот и сегодня на уроке, готовя руку к письму, мы с вами достроим комбайн с помощью трафарета геометрических фигур.
- Давайте заполним комбайн «урожаем» известных нам элементов.
- Как называются эти элементы и при написании каких букв мы учились их писать?
А) Графический анализ.
- Из каких элементов состоит буква «Ха»?
Б) Развитие мускульной памяти.
Самостоятельная работа учащихся.
- Соблюдайте правильную посадку при письме, высоту и наклон элементов.
6. Сможем ли мы написать отгадки? Почему?
- Хотите научиться писать букву «Х»?
- Покажите готовность к письму, посмотрите на плакат «Правильно сиди при письме».
- 4. Развитие тактильной памяти /ощупывание/.- Прежде чем записать красиво букву, нужно знать направление письма этой буквы.- Поставьте локоть руки на стол.- Я виду мелом направление письма, а вы пальчиком.- И - раз, - и - два.- Положите карточку перед собой.- Поставьте пальчик на начало буквы.- Закрываем глаза и начинаем счет вместе. - Еще раз.- Хорошо. Запомнили направление.- Получаем колосок.
Физминутка для глаз.
Учитель держит круг красного цвета. Дети по сигналу учителя, не поворачивая головы, выполняют команды: /Направо, налево, вверх, вниз глазами/.
4. Работа в "Прописи" учащихся.
1. Письмо на кальке строчной буквы "х".- Положите лист с калькой перед собой, возьмите ручку правильно.- Запишите 3 буковки строчных .
2. Письмо строчной буквы "х" в "Прописи".- Открываем "Прописи" по закладке.- Находим строчку с буквой-именинницей,- запишем 5 букв- Следим за наклоном.- Обменяйтесь с соседом "Прописями" и поставьте точку под самой красивой буквой.- Теперь допишите строчку до конца.- За красиво написанные буквы мы получаем еще колосок.
3. Письмо слов с буквой "Х" в начале слова./хлеб - хлеба - хлебный/.- Произнесем слово "хлеб".- Проанализируйте его.- Итак, на конце этого слова слышится /п/.- Изменяем слово так, чтобы /б/ слышался четче. /Хлеба, хлебный/.- Значит, и в слове "хлеб" на конце пишется "б".- Найдите эти слова в "Прописи".- Возьмите ручку с зеленым стержнем и значком х/ отметьте соединение новой буквы с соседней.- Какое оно нижнее или верхнее? - Запишите 2 слова. Получаем колосок.
- Звуковой анализ слова хлопок.
- Запишите в Прописи по образцу.
- Самостоятельная работа учащихся в Прописи.
Физминутка.
В словах, где нет «Х»- дети приседают.
Если есть- медленно встают, раскачиваясь, как колосок на ветру.
Зерно, хлебушек, земля, хлебец, солнце, хлебороб, вода, трактор, хлебопёк, машина, хлебопродукты.
4. Чтение.
Букварь с. 102.
- Знаете ли вы, какой государственный праздник будет отмечать наша республика в декабре?
- 13 лет назад, в 1991 году наша республика стала независимым, самостоятельным государством со своими символами, государственным языком, национальной валютой.
- Назовите символы Республики Казахстан.
- Вспомните, что изображено на государственном Гербе Р.К.
(В Казахстане благоприятные условия для выращивания богатого урожая хлеба. Огромные просторы, подходящий климат, очень трудолюбивые люди. Казахстан всегда славился зерном. Вкус нашего хлеба известен во многих странах мира.)
Чтение текста учителем. Букварь с. 102.
1. Беседа по первичному восприятию.
- Понравился ли вам текст?
- Что значат выражения: озимый хлеб, морозы студили- подберите слова- близкие по значению.
2. Беседа по содержанию.
- Почему люди улыбаются?
Самостоятельное чтение текста учащимися.
- Подчеркните слова с «Х», читай вслух, дважды повторяя подчёркнутые слова.
Физминутка "Дождь".
Приплыли тучи дождевые:- Лей, дождь, лей!Дождинки пляшут; как живые:- Пей, рожь, пей!И рожь, склоняясь к земле зеленой,- Пьет, пьет, пьет!А теплый дождик неугомонный- Льет, льет, льет.
Письмо.
1. Письмо заглавной буквы "Х".- Посмотрите на образец и скажите, для чего нам нужна заглавная буква "Х"?- Сравните строчную и заглавную буквы.- Чем они похожи?- Чем отличаются?/Учитель показывает образец написания заглавной буквы с комментированием: - Начинаем писать с левого полуовала. Закругляю вправо. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведем соединительный штрих вправо, пишем правый полуовал/.- Запишите 3 заглавных буквы в "Прописи".- Поставьте точку под самой красивой буквой.
6. Работа над предложениями.а) - Находим первое предложение.- Почему это - предложение?/Начало пишется с заглавной буквы, в конце стоит точка/.- Прочитаем это предложение "орфографически", так, как будем записывать. Запишите.- А почему так говорят: "Хлеб - всему голова"?- Какие вы знаете о хлебе пословицы и поговорки?- Молодцы. Очень много вы сказали пословиц, а значит еще колосок.б) - Хлеб достается дорогой ценой. Люди вкладывают в него много труда и считают его самым большим богатством.- Как вы думаете, почему?- Из данных слов составьте предложение.БОГАТСТВО, НАШЕ, ХЛЕБ.- Запишем предложение, начинающееся со слова "хлеб".- За правильно составленные предложения, красиво записанные, Ниточка-Паутиночка награждает еще одним колоском.
5. Повторение.
- Вы уже знаете написание многих букв.- Среди букв О, С, Х, Ж помещенных в вашей "Прописи", подчеркните ручкой с зеленой пастой те буквы, при написании которых используется большой правый и левый полуовал.- Еще один колосок вы заслужили.
6. Итог урока.
- Чему научились сегодня?- Кому интересно было на уроке?
- С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?- Сегодня мы собирали колоски и собрали урожай знаний и умений.- В этом году наша Алматинская область таких колосков собрала очень и очень много.- Люди вырастили богатый урожай хлеба в 6 млн. тонн зерна.- А для чего зерно нам нужно?- А какие хлебобулочные изделия вы знаете?- На нашем хлебозаводе выпускается до 30 видов продукции.- Вот некоторые из них /Открывается выставка хлеба/.- Как нужно относится к хлебу?- Я наблюдала за вашей работой, за письмом и хочу отметить наш богатый урожай знаний, подарив вам связку вкусных сушек.- А вот такой каравай выпекается, когда встречают гостей.- Сегодня у нас в классе тоже гости. /Ученик читает стихотворение, в руках на блюде каравай/.Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем.Он на блюде расписном С белоснежным рушником.Каравай мы вам подносим,Поклонясь отведать просим.
- Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
- Молодцы, урок окончен! Все на перемену!
План- конспект урока
русской грамоты
Подготовила и провела: Скалунова Э.Д.
15