Сказка как средство формирования личности

Содержание

Введение
1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
2. Знакомство ребенка со сказкой
Заключение
Список литературы
Введение
личность ребенок воспитание сказкотерапия
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. (Что особенно важно для коррекционных логопедических групп.)
Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того – есть связь с телесноориентированной терапией и ТРИЗом.
К методу сказкотерапии тяготеют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения, высшие учебные заведения. Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые я использую в своей работе, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сказки как средства развития личности ребенка.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сказку как средство развития личности ребенка.
2. Охарактеризовать методы развития личности ребенка.
3. Разработать комплекс занятий с применением сказкотерапии (Проект "Сказка как источник творчества детей")
1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев [14, 16].
На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» и осталась ни с чем.
Сказки совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Хотя некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны.
Зачем ему (ей) какие-то пустые бредни, бессмысленные, бесполезные фантазии? говорят они. Сейчас надо быть практичным, твёрдо стоять на ногах, а не витать в облаках. Новый век век информации, вот пусть и набирается её с малолетства.
А кому-то народные сказки кажутся дикими, жестокими, не способными породить у ребёнка ничего, кроме многочисленных страхов. Помню, однажды я участвовала в телепередаче вместе с одной известной эстрадной певицей, и она как раз говорила о том, что не читает своей пятилетней дочке сказок, поскольку там постоянно кто-то кого-то обижает, обманывает, бросает на произвол судьбы, пытается съесть и т.п.
Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребёнок в определённом возрасте осваивает мир, познаёт людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, роботизируется, утрачивает способность воспринимать мир объёмно и образно.
Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка.
Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность [14, 15].
Конечно, не стоит читать маленьким детям неадаптированных народных сказок. В «неприглаженном» фольклоре действительно много первобытной жестокости. Но литературно обработанные сказки содержат ту необходимую дозу знаний о дурном, без которой ребёнок будет расти в чересчур стерильной обстановке. Как в барокамере. И при первом же соприкосновении с жизнью может пострадать, потому что у него не будет выработано «психического иммунитета» к отрицательным явлениям жизни. Вот что пишет на эту тему доктор психологических наук Л. В. Стрелкова, много лет занимающаяся сказкотерапией: «Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой папы или мамы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Однако чтение страшных сказок и работа с ними требуют абсолютного доверия ребёнка к взрослому; если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребёнком существует полная доверительность, подождите более благоприятного момента».
Использование сказок не только в педагогических, по и в лечебно-психологических целях даёт прекрасный эффект. Механизм воздействия сказочных образов и метафор на сознание и подсознание ребёнка изучен пока ещё мало, однако уже очевидно, что они гораздо сильнее активизируют эмоционально-волевой потенциал ребёнка, чем любые объяснения и призывы изменить своё поведение.
В настоящее время в области сказкотерапии успешно работают специалисты в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Туле и других российских городах. Так, например, М.В. Яковлева из Иркутского центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению сочетает сказкотерапию с занятиями по методу символдрамы, разработанному известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование, создание внутренних образов, «внутренних картин» на заданную психологом тему. Дети представляют образы, а психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
«Процедура коррекционного занятия при применении метода символадрамы, пишет М.В. Яковлева, детально описана в работах X. Лейнера, Г. Хорна и Я.Л. Обухова. Сидящего с закрытыми глазами в удобном кресле ребёнка вводят в состояние расслабления... Однако в работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить ребёнка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения ребёнком состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психологом тему... Представляя образы, ребёнок рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психологу, который как бы «сопровождает» его в образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией коррекционного занятия. Участие психолога внешне выражается в том, что через определённые промежутки времени при помощи комментариев «Да», «Угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний ребёнка, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о внимательном наблюдении за ходом развития образов ребёнка. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности ребёнка, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психолога. В частности, его вопросы должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определённое ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?» [15, 123].
Сочетая символдраму со сказкотерапией, психолог предлагает ребёнку представить себе, что он находится в определённой сказке («Теремок», «Курочка Ряба», «Спящая красавица», «О пряничном домике» и др.) и рассказать, какие образы возникают перед его внутренним взором. «Принципы сказкотерапии, пишет Яковлева, заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» поля сознания и поведения ребёнка... в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребёнком». Этот метод, добавлю, развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.
В сказкотерапии по методике Л.В. Стрелковой взрослому, наоборот, отводится самая активная роль. Он должен не только сам подбирать художественные тексты, но и затевать обсуждение прочитанного, побуждая ребёнка ответить на вопросы, выразить свое мнение, проанализировать описанную ситуацию. В рамках занятий по её методике предлагаются различные формы заданий для ребёнка и для его родителей. Например, ребёнок должен сочинять письма тем или иным сказочным персонажам. Или в одной из частей книги в качестве персонажа появляется и сам ребёнок. А взрослые должны вести дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями ребёнка, за его продвижениями в нравственном развитии.
Стрелкова стремится к тому, чтобы научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, внутреннему миру, к умению управлять своими чувствами.
В Туле также проводятся развивающие занятия со сказками (методика Ю.Л. Линецкого): устраиваются диалоги с обсуждением прочитанного, показываются репродукции картин известных художников, иллюстрирующие тему занятия, используются элементы музыкотерапии. Возьмём, к примеру, урок, который называется «Быть честным с самим собой». На нём читается отрывок из любой сказки (например, «Сказка о трёх топорах»), где героя выручает его честность. Затем задаются вопросы:
Как вы понимаете слова: «Надо быть всегда честным, тогда на душе будет спокойно и радостно». А если кто-то другой обманывает, то на душе у него неспокойно и тяжело?
Как вы думаете, может ли быть источником настоящей радости чужое горе?
Как вы понимаете фразу: «Честным в первую очередь нужно быть с самим собой»?
Затем предлагается ряд игр и упражнений, после чего рассказывается ещё одна сказочная история притча про мальчика-пастуха, который от скуки кричал: «Волки! Волки!» И односельчане, поначалу сбегавшиеся на его крики, перестали ему верить. Так что, когда действительно появился волк, мальчику ни-
кто не помог защитить овец. После рассказа вновь задаются вопросы, с разных сторон «разминающие» тему честности:
Как вы думаете, почему люди не прибежали к мальчику на подмогу?
Чем рискует человек, говорящий неправду?
А если человек внутренне сильный, будет он кого-то обманывать?
Дальше тема усложняется. Школьникам предлагается рассмотреть ситуации, когда обман оправдан (так называемая «ложь во спасение»). В конце урока происходит работа с ассоциациями, то есть ещё сильнее активизируется сфера бессознательного: детей просят придумать, с каким цветом (запахом, формой) ассоциируются у них слова «обман» и «правда», а также зарисовать свои ассоциации.
Весьма результативна сказкотерапия и в работе с «особыми» (в частности, умственно отсталыми) детьми. «Сказка оказывает колоссальное коррегирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжёлой умственной отсталостью, утверждает О. Смирнова. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту». Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. Гиперактивного ребёнка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шёпотом.
Занятия по сказкотерапии по методике О.Смирновой проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки (для детей с отклонениями в умственном развитии это представляет очень серьёзную трудность). Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. В наше время, когда детей с мультидефектами становится всё больше, подобные методики пользуются повышенным спросом.
Интересен и опыт психологической помощи тяжело болеющим детям, о котором рассказали в своей брошюре «Доктор Кукла» А.Греф и Л.Соколова. Доктор Кукла это большая, ростом с ребёнка, кукла клоуна-врача по имени Лука Лукич. Этот «доктор» приходит к детям в больницу, старается поднять им настроение, снизить стрессы, тревожность или агрессивность, в игровой форме приучить к необходимым, часто неприятным медицинским процедурам.

2. Знакомство ребенка со сказкой

Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит [9, 134].
I. Целенаправленное наблюдение
1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет не обходимые акценты в суть переживаемого.
2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки.
3. Сказку можно нарисовать.
4. Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.
5. Сказки имеют запахи. Следующий этап - проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Проведенное исследование показало: на вопрос о том какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще все называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую “палитру” запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, я собрала богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из-под фотопленки) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех). Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается свой порядковый номер, составляется картотека. Что входит в нашу коллекцию? Корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, плесень, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и др. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что “нос”, т. е. развитое обоняние, помогает детям “ощутить” сказку более разносторонне и богато. Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить “аромат” дома Бабы Яги.
6. А ещё сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др. ). Создавать звуки можно и с помощью голоса.
Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.
7. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д. ) и характера действия.
II. Сравнение.
1. Игра в сравнения (“Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого самое неожиданное и в то же время точное?”).
2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.
3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Например, можно предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?
III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей
1. Узнавание автора по стилю. Например, характерная особенность сказок О. Пройслера юмор, лукавый, добродушный и вместе с тем, если можно так сказать, “реалистический”. Дети смогут определить его авторство после прочтения педагогом нескольких юмористических отрывков.
2. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное [9, 219].
З. В героев сказки можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танцы. Это позволяет всем детям “протанцевать” не только своего героя, но и всех персонажей сказки.
IV. Эксперимент с художественным образом.
1. Рассказывание от имени одного из героев произведения.
Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.
2. Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.
З. Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, “вживание” в образ.
V. Оценка и суждение.
1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя.
2. Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.
3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном (“О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?”).
4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы развить художественные ассоциации (“На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?”).
5. Беседа о жанре (“Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?”).
6. Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках и зарубежных. Рассказ о зарубежном сказочнике хорошо предварить рассказом о его стране. Полезно отметить черты творчества, рожденные народной сказкой, и вместе с тем элементы новаторства.
7. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод (“Какие еще смешные книжки ты помнишь?”). Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке в любом случае у ребенка развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в книге конкретный эпизод.
8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.
После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.
Как же проводить эти игры-беседы? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приему впервые, заранее, еще до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.
Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки “Морозко”; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого “Топор”; лиса и заяц из сказки “Лиса, заяц и петух”; Буратино и Карабас-Барабас из сказки “Золотой ключик. . . ” и т. д.
Если куклы-персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становится момент “выхода” персонажей к детям.
Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями [14, 23].
Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят. Куклы голосом воспитателя высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Золушка) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, мачехина дочка) будет иметь нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнею красивость; таким образом, внутренняя и внешняя красота будут в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей. Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на несочувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считать собственным, самостоятельным, а не навязанным извне. В связи с этим невозможно не вспомнить слова С. Я. Маршака: “Пуще всего надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым “указующим перстом”, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву”. От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечет подобная беседа. Желательно, начав игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключиться на жизнь группы: взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных детей (при этом стараться не обидеть ребят), отношение детей к родителям и к взрослым вообще, к малышам и сверстникам и т. д. Мнения положительного и отрицательного персонажа должны быть выражены четко и недвусмысленно и иметь соответствующую нравственную и эмоциональную окраску.
В конце такой беседы группа приходит к единому мнению о персонажах, а воспитатель должен попытаться выявить тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то что она поступает несправедливо и жестоко. С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Можно повторить игру-беседу, но уже пригласив в партнеры к такому ребенку девочку или мальчика с устойчивым, искренним сочувствием к положительному персонажу. Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, следует подключить к игре-беседе и других детей группы, к которым будет “обращаться” персонаж. Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д. От такой “поддержки” ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием “общается” с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.
Итак, основной принцип проведения игры-беседы детей с персонажами-куклами состоит в следующем: воспитатель, представляя кукол детям, сначала напоминает основные моменты произведения, в которых эти персонажи выступали как нравственно полярные (причем персонажей озвучивает взрослый); затем в беседу постепенно втягиваются дети и разговор переходит в область проблем, имеющих непосредственное отношение к поступкам и взаимоотношениям детей данной группы. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно, с возвратом к событиям сказки или рассказа, с обращением к поступкам самих детей, аналогичным событиям произведения. Воспитатель может подойти к такой игре-беседе творчески, изобретая самые различные способы вовлечения всех детей в игру, следя при этом, чтобы никто из ребят не был обижен или отстранен. Тогда игра-беседа пройдет весело и достаточно серьезно в плане воспитательных задач. Однако и после игры-беседы с персонажами работа воспитателя над книгой должна продолжаться. Это необходимо для более действенного влияния эмоционально-нравственного пафоса произведения на чувства детей и появления новых, глубоких переживаний. Дети подолгу не хотят расставаться с любимыми героями, стремятся пережить снова и трагические и радостные моменты любимой книги. Работа над книгой продолжается в новой форме, на новом этапе с помощью постановки творческого кукольного спектакля по сюжету произведения (с некоторыми изменениями и дополнениями) [14, 26].
9. Игры-драматизации.
Следующий этап в работе педагога над книгой это игра-драматизация. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его “можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения”1. Именно эту особенность подлинного художественного произведения следует педагогу использовать в дальнейшей работе над ним. Сюжетно-ролевым играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника.
Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.
Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.
Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.
Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.
Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей [14, 29].
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В рекомендуемых нами играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.
После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:
1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.
2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.
3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.
4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.
5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.
6. Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 34 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.
10. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.
Заключение

Как направление медицины и психологии, арттерапия зародилась в 30-е годы на Западе. Поначалу её теоретическая база была очень слабой, специалисты действовали чисто эмпирически, вслепую, «методом тыка». Многие из них не имели психолого-педагогической подготовки, а были, например, художниками. И работали по чистому наитию, считая, что искусство само по себе целительно, а потому нужно просто заинтересовать больных живописью или каким-нибудь другим видом творческого самовыражения, отвлечь от болезненных переживаний.
Потом постепенно стало приходить осмысление арттерапевтической теории. Она сложилась в основном из фрейдовского классического психоанализа, психодрамы, гуманистической психологии, аналитической психологии Юнга, теории игр Э. Берна, трансперсональной психотерапии и других направлений. Во многом арттерапия зиждится на активизации бессознательной сферы человека, на аппеляции к коллективному бессознательному, к древним архетипическим образам, символам, благодаря контакту с которыми личность получает мощный толчок к развитию.
Сейчас для нашей страны термин «арттерапия» тоже становится более привычным. Возникли ассоциации арттерапевтов. Например, Международное общество арттерапевтов и артпедагогов «Метаморфоза» объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих в медико-психолого-педагогических целях самые разные виды искусства: живопись (М. Дрезнина), театр (И. Медведева, Т. Шишова, И. Карпенко), оригами (Н. Острун), керамику (Н. Медведкина), компьютерную анимацию (Е. Кабаков) и др.
Всё это очень интересные, оригинальные наработки, каждая из которых достойна отдельного рассказа, но в данной статье мы подробно остановимся лишь на сказкотерапии целенаправленном использовании сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Список литературы

Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, М., 1984.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гойко Н. Сказка учит находить общий язык // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – С. 39 – 44.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
Изард К.Э. Психология эмоций. Спб., 1999. – 464 с.
Калмыков З.И. , Кулагина И.Ю. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. М., 1986.
Каптерев П.Ф. О детском страхе // Народное образование. – 2000. - № 3. – стр. 257 – 267.
Климакова Ю. Нарисуй свой страх // Семья и школа. – 1999. № 9. С. 18-19.
Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1997 – 488 с.
Савина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
Топлышева Е. Детские страхи. М., 1999. – стр. 10.
Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г. В Бурменской. М., 1996.
Цукерман Г. П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
Шишова Т. Сказкотерапия // Домашнее воспитание. – 2003. - № 1. – С. 16 – 23.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Размещено на Allbest.ru









13PAGE 15