Обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганических веществ» в 8-ом классе
Средняя школа № 9
Обобщающий урок по теме:
«Основные классы неорганических веществ»
в 8-ом классе
Учитель: Шарипова О.Н..
2009 г.
Тема урока:
«Обобщение по теме: «Основные классы неорганических веществ»»
форма проведения» урок-путешествие.
Задачи:
Закрепление и углубление знаний об основных классах неорганических веществ и взаимосвязи между ними
Развитие умений составлять химические формулы по валентности, уравнения химических реакций.
совершенствование умений экспериментально подтверждать химические свойства веществ.
Развитие творческого потенциала учащихся при подготовке к уроку.
Дорого к знанию?
Ну что же, ее легко понять.
Ответить можно сразу:
вы ошибаетесь, и ошибаетесь и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом.
Оборудование:
на демонстрационном столе – лабораторный штатив, штатив с пробирками, колба, химический стакан, стеклянная палочка, пробка с газоотводной трубкой, кодоскоп; Zn, р. HCl, p. NaOH, p. Cu SO4, мел, CaO, H2O, KMnO4, NaCl, клей канцелярский, яйцо вареное, бумажные цветы,
на доске – маршруты АВСД карта маршрутов путешествия.
на столах учащихся – маршрутные листы.
Ход урока
1) Учитель:
Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганический веществ». А для этого я приглашаю вас совершить путешествие в химическую страну. Но в пути придется преодолеть много препятствий. Ведь нас ждет и восхождение в горы, и опасный водопад, и большая река, и даже пещера колдуна. А чтобы удачно пройти все этапы пути, вам понадобится знания, полученные при изучении данной темы. Ведь дорогу к знаниям – ее легко понять – вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но реже, реже с каждым разом. И я, думаю, к концу вашей дороги вы более прочно закрепите ваши знания.
Путешествовать удобнее небольшими группами поэтому мы с вами разобьемся на 4 группы (А, В, С, Д) и каждая группа пойдет по своему маршруту. У всех на столах есть маршрутные листы, которых вы будите придерживаться в дороге.
И так, группа А пойдет по маршруту «Оксидов»
группа В пойдет по маршруту «Оснований»
группа С пойдет по маршруту «Кислот»
группа Д пойдет по маршруту «Солей»
За вами в дороге будут наблюдать жюри-спасатели, которые и поведут итоги вашего пути.
А теперь запишите в тетрадь тему урока и название своего маршрута.
2) I этап. И так, давайте соберем рюкзаки и проверим, насколько мы готовы отправиться в путь. Вы даже можете помочь и другим группам, если они что-то забыли взять с собой.
Группа «А», что вы знаете об оксидах?
Группа «В», что вы знаете об основаниях?
Группа «С», что вы знаете о кислотах?
Группа «Д», что вы знаете о солях?
(ответы устно – фронтально)
3) II этап. Теперь мы готовы отправится в путь. Сначала придется взбираться наверх по крутой тропинке. Чтобы взобраться, вам необходимо выписать формулы веществ данного класса, дать им название и охарактеризовать. Первые, закончившие свою работу, представители групп запишите формулы соответственно на доске.
4) III этап. Ну вот мы и на вершине, и перед нами красивый, но опасный водопад. Чтобы благополучно нам спуститься вниз, вы должны составить как можно больше формул солей. Недаром ведь водопад и называется водопадом веществ. На составление формул дается 1 минута, капитаны групп будут писать формулы на кодопленке для проверки.
(капитаны в порядке очереди – комментируют записи через кодоскоп)
5) Да трудный был у нас переход, поэтому давайте сделаем небольшой привал «химия и жизнь
(учащиеся рассказывают о свойствах и применении некоторых веществ (СаО, HCl, KMnO4, NaCl))
Ну вот вы еще раз убедились в возможности химических знаний
6) IV этап. А теперь нам пора отправляться дальше. Наконец мы попадаем на реку свойств. Здесь вам предстоит выписать номера клеток, соответствующих характерным свойствам веществ данного класса. И если вы правильно выпишите соответствующие номера, то получите в сумме число, равное относительной молекулярной массе указанного вещества. А потом написать соответствующие уравнения реакций в тетради.
Назовите эти номера
(помощник – записывает номера на доске)
Представители команд пишут уравнения у доски.
7) А еще здесь надо и постоять каждому участнику путешествия за себя. Показать, как вы умеете плавать в реке свойств. Нам придется переплывать на другой берег. Я только хочу напомнить, что в реакции вступают вещества, какого характера?
8) V этап. А вот пещера колдуна – таинственная и интересная. Но чтобы побывать в ней, надо дописать соответствующие уравнения и экспериментально их осуществить.
(представители команд занимаются уравнениями на доске)
Прежде чем мы будем смотреть реакции 2 человека попробуют к данным уравнениям составить условие задачи на доске.
А теперь давайте посмотрим эти реакции.
(учащиеся делают реакции через кодоскоп)
По вариантам (Индивидуальное задание)
И так, нам предлагают решить следующие задачи.
(учащиеся зачитывают условия и решают с другой стороны)
остальные – на листочке (два варианта)
Потом проверяют друг у друга, оценивают сверяя с доской
9) Ну вы хорошо потрудились, может уже и покажется нам колдун этой пещеры?
(музыка Сценка Колдун – с опытами)
10) VI этап. Да, засиделись мы здесь у колдуна, а домой-то ведь надо как-то возвращаться. Но здесь еще одна преграда, мы должны вспомнить генетическую связь и составить соответствующие генетические ряды.
Давайте ребята постараемся с каждой группы по одному представителю, чтобы они помогли другим справиться с данным заданием.
11) Ну теперь только бы немножечко отдохнуть. А то к концу дороги вы совсем что-то устали. Давайте сделаем еще один и последний привал. «Химики-лирики»
12) И так мы уже подходим к дому. то же нам скажут наши спасатели жюри? Я поздравляю всех с успешным преодолением препятствий на пути, я, думаю, что вы закалились в пути и будите увереннее чувствовать себя завтра на контрольной работе.
Не забудьте сделать дома
Путевые заметки (см. домашнее задание – на маршрутном листе)
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415