Рабочая программа по украинскому языку 5 класс
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
______О.С.Лукиенко _____А.Ф.Кошелюк ______Е.В.Зайцев
Протокол №_______ Приказ №_____
«___»________ 20___г.«___»________ 20___г. «___»________ 20___г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по украинскому языку и литературе
для 5 класса
основного общего образования
(факультатив)
Постоюк Анны Павловны
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Свободное владение украинским языком имеет большое значение для социализации граждан разных национальностей, стимулирования их интеллектуального вклада в научный потенциал, интеграции в культуру украинского народа.
В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний стремительно растет, важно совершенствовать технологии обучения, развивать у учащихся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в возрастающем информационном потоке. Этому будут способствовать компетентностный подход в обучении языку и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Приоритетом современного языкового образования становится компетентность - результат образования, представленный набором сложившихся способов деятельности, позволяющих человеку эффективно действовать в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, оценивать и совершенствовать свою деятельность, нести за нее ответственность.
На решение именно этих задач направлена программа, составленная с учетом Общеевропейских рекомендаций языкового образования.
Разработанная в соответствии с современными требованиями программа, помимо своей традиционной функции - служить основой для планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса, - подробно очерчивает ожидаемые результаты обучения и определяет объективные критерии для их оценки. Именно этим обусловлены структурные особенности программы, которая состоит из пояснительной записки и основной части, содержащей две графы.
В первой графе дано содержание обучения, детализированы знания, которые следует усвоить, а во второй - характеристика основных видов деятельности учащихся. Учебная деятельность распределена по уровням - от репродуктивных к конструктивным и творческим. Это позволяет проследить весь процесс формирования умений - от простых к сложным , которые заложены в Критериях оценивания учебных достижений учеников.
Программа реализует современные подходы к языковому образованию. Главной при этом есть жизненная адекватность образования, его ориентация на удовлетворение потребностей и культурных запросов личности, связанных с практической деятельностью, духовной жизнью, коммуникативными интересами. Предлагаемая система основана на синтезе нескольких подходов - личностного, компетентностного, деятельностного, коммуникативного, текстоцентричного, функционального, социокультурного, эмоционально-смыслового.
Программа основывается на следующих основных принципах:
практической направленности и коммуникативной ориентации обучения;
взаимосвязи в решении коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач;
взаимосвязанном развитии всех видов речевой деятельности;
отборе и организации учебного материала в соответствии с требованиями языкознания с учетом функционального подхода, а также специфики овладения украинским языком русскоязычными учениками;
преемственности между начальным и средним (полным) общин образованием, а также между классами основной общей школы.
Цель изучения украинского языка заключается в становлении духовно богатой личности, обладающей умениями и навыками свободно, коммуникативно целесообразно пользоваться выразительными средствами языка, его видами, типами, стилями, жанрами во всех видах речевой деятельности, свободно ориентироватьсяся в возрастающем информационном потоке, умении формировать и отстаивать собственное мнение, гражданскую позицию по тем или иным событиям и явлениям (в том числе общественным), давать им адекватную оценку, самообучаться и самосовершенствоваться.
Поскольку овладение языком - важная составляющая социокультурной деятельности, языковое образование должно ставить целью:
а) научить пониманию новой культуры (межкультурного взаимопонимания);
б) овладеть межкультурной коммуникацией, т.е. умением общаться с носителями другой культуры.
Сформулированная цель требует решения следующих задач:
выработки потребности в изучении украинского языка;
развитие умений и навыков общения, свободного выражения мыслей и чувств в различных сферах частной и общественной жизни на основе освоения базовых речевых знаний, выработки умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях во время восприятия, воспроизведения и создания высказываний; овладение культурой речи;
формирование у учащихся базовых орфоэпических, грамматических, лексических, орфографических, стилистических умений и навыков на основе усвоения норм украинского литературного языка;
выработки умений воспринимать язык как художественное явление, которое имеет эстетическую ценность.
Согласно концептуальных основ, целей и задач курса в программе определено содержание обучения украинского языка для 5-9 классов, который структурирован по четырем взаимосвязанными линиями - речевой, языковой, культурологической и деятельностной (стратегической).
Речевая содержательная линия обеспечивает выработку и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме); языковая - усвоение учащимися системных знаний о языке как средстве выражения мыслей и чувств человека и формировании речевых умений и навыков; культурологическая - усвоение укркаинсих и общечеловеческих культурных и духовных ценностей, норм, регулирующих отношения в обществе, способствующих эстетическому и морально-этическом развитии; деятельностная (стратегическая) - формирование общеучебных умений и навыков учащихся, овладение различными стратегиями. Указанные содержательные линии формируют речевую, языковую, культурологическую и деятельностную (стратегическую) и вместе - коммуникативную компетентность личности.
Основное назначение речевой содержательной линии заключается в определении содержания работы по формированию у учащихся коммуникативной компетентности, суть которой раскрывается в формулировке цели курса. Коммуникативный блок программы презентует функциональную систему речи, представленную речевой деятельностью в единстве четырех ее составляющих - слушание, чтение, говорение и письмо. Эта содержательная линия включает содержание учебной речевой деятельности, куда входят сведения о речи и перечень основных видов работ по каждому из видов речевой деятельности, а также учебные достижения учащихся.
Речевая содержательная линия реализуется комплексно, интегративно и предусматривает взаимосвязанное гармоничное развитие умений и навыков учащихся в четырех видах речевой деятельности.
В программе нашли отражение система работы по аудированию, чтению, говорению и письму, и требования к владению этими видами речевой деятельности. Перечень необходимых знаний и умений дифференцированно по четырем видам речевой деятельности. Поскольку указанные умения и навыки формируются на каждом уроке, а не только на специальных уроках развития речи, содержание и результаты обучения аудированию, чтению, говорению и письму представлены отдельными блоками, а не привязаны к видам работ (написание изложений, сочинений).
Языковая содержательная линия определяет особенности фонетической, лексической, словообразовательной, грамматической и системы правописания украинского литературного языка. Она включает актуальные вопросы функционирования украинского языка, теоретические сведения о системе языка, его уровни и аспекты, ключевые понятия фонетики, лексикологии, фразеологии, строения слова и словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации.
Усвоение системных знаний о языке и формирование на их основе соответствующих умений обеспечивает языковую компетентность личности.
В программе сбалансировано усвоение языковой теории и формирование практических умений и навыков в различных видах речевой деятельности. Соредоточено внимание к стилистическим возможностям языковых единиц разных уровней. Языковая содержательная линия основывается на учении о языке как системе систем и предусматривает соответствующую подачу теоретического материала, способствующего оптимизации его усвоения (факты, изложенные в системе, запоминаются лучше, чем набор разрозненных фактов). Коммуникативная ориентация обучения, в свою очередь, предопределяет необходимость сочетания разноуровневых и разноаспектных языковых явлений, поскольку в речи они функционируют комплексно, в тесной взаимосвязи.
Реализованный в программе текстоцентрический подход к изучению языковой теории заключается в ее усвоении на основе текстов различной тематики, насыщенных изучаемыми языковыми явлениями. Несомненные преимущества такой системы в том, что языковые единицы представляются не отвлеченно, изолированно, а в их естественном языковом окружении, непосредственном функционировании в речи. Текст служит отправным мотивационным моментом для аналитической работы по нахождению изучаемых языковых единиц и явлений, выяснением их взаимосвязей с другими элементами языковой системы, наблюдения над функционированием в речи и дальнейшей конструктивной и творческой работы по отработке соответствующих языковых и речевых умений и навыков. Система комплексных задач на основе текста позволяет бегло повторять изученный ранее теоретический материал и совершенствовать приобретенные на предыдущих уроках практические умения и навыки.
Опора на родной язык учащихся при изучении украинского осуществляться через словарную (в том числе терминологическую) работу, соответствующее представление теории, формулировки вопросов и заданий, систему специальных упражнений на наблюдение, сравнение, перевод и т.
В программе указано на необходимость осуществления метапредметных связей, самой естественной из которых есть связь курса языка с литературой и изобразительным искусством. Опора на уже известные ученикам понятие позволит избежать дублирования, глубже осознать изучаемый материал.
Культурологическая содержательная линия программы воплощает один из основных концептуальных подходов к языковому образованию. Она касается культурологических условий использования языка и связана со знаниями и умениями, необходимыми для реализации социального аспекта использования языка. Эта содержательная линия основывается на общественной и культурологической функциях языка, отражает взаимозависимую связь: человек - общество - язык - культура и заключается в изучении языка в контексте частной и общественной жизни, представленной ею и отраженной в ней культуры, системы ценностей, взаимосвязей с культурными достижениями народов мира.Культурологический блок программы включает сведения, которые раскрывают феномен человека, человечества, (основные мировоззренческие идеи, идеалы, морально-этические представления, эстетические вкусы, особенности менталитета различных этносов и в частности украинского, материалы, связанные с историей, географией, экологией, материальной и духовной культурой и т.д.).Культурологическая линия, регламентирующая тематико-содержательную основу развития и совершенствования речи учащихся (содержание), тесно связана с языковой, которая определяет его формальную сторону - язык (форму). Синтез этих содержательных линий осуществляется на основе текста, который составляет единство содержания и формы. Во время работы над текстом интегрировано реализуются также образовательные задачи речевой и стратегической содержательных линий.
Деятельностная, или стратегическая, содержательная линия обеспечивает развитие соответствующей компетентности, что проявляется в совершенствовании универсальных умений - общепознавательных, организационных, контрольно-оценочных, творческих, а также в овладении стратегий, определяющих оптимальность речевой деятельности и социально-коммуникативного поведения учащихся для решения учебных задач и жизненных проблем.
Деятельностная (стратегическая) содержательная линия составляет многомерную систему важнейших интеллектуальных умений и навыков, необходимых для формирования общей культуры учащихся, их готовности к познавательной и творческой деятельности и саморазвитию.
Деятельностная (стратегическая) содержательная линия реализуется в процессе обработки остальных трех содержательных линий и не требует отдельных часов.
Охарактеризованные четыре содержательные линии охватывают все ключевые и предметные компетентности. Речевая и языковая линии являются основными. Они определяют непосредственный предмет изучения, его содержание, структуру.
Культуролдогическая и деятельностная (стратегическая) содержательные линии как вспомогательные являются средством реализации основных и контролируются опоследованно через требования к усвоению речевого и языкового компонентов содержания.
Согласно требованиям программы изучение каждой темы, составляет органическое единство языковой теории и выраженного в тексте экстралингвистического содержания, проходит в несколько этапов:
мотивация к изучению материала;
восприятие на слух (аудирование), чтение текста, работа над его содержанием, в процессе которой происходит естественное (а не привнесенное извне) формирование ценностных ориентаций и личностных качеств учащихся;
обработка языковой теории, выведенной на основе наблюдений над языковым материалом, формирование языковых и речевых умений и навыков;
подведение итогов урока, домашнее задание с комментарием учителя по его выполнению.
В программе представлено распределение учебного времени. Учителю предоставляется право в случае необходимости вносить в него необходимые коррективы (сокращение количества специальных уроков развития речи при этом нежелательно). Резервное время учитель использует по своему усмотрению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Обучение в период с 5 по 9 класс является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Психологи выделяют два возрастных этапа: 5–7 и 8–9 классы. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению языку позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Бдагодаря коммуникативной направленности предмета «Украинский язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов формируются умения рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение украинского языка отводится 1 час в неделю.
Деятельностная (стратегическая) содержательная линия
- придерживаются правил гигиены учебной работы;
- самостоятельно определяют режим учебной работы с учетом степени сложности предметов;
- вносят необходимые корректировки; определяют и используют полученные знания, прогнозируют дальнейшее развитие определенных явлений; систематизируют и обобщают учебный материал; моделируют, приводят доказательства; осуществляют контроль и оценивают качество выполненной работы, в процессе выполнения, по результатам;
- работают индивидуально, эффективно в парах и в группах; активно используют приобретенные знания;
- придерживаются необходимого темпа работы;
- систематически используют справочную литературу;
- подбирают дополнительную литературу к отдельным темам, самостоятельно подбирают и читают литературу, соответствующую возрастным особенностям учащихся, используют ее на уроке и во внеурочной деятельности;
- проявляют способность к восприятию нового материала;
- активно работают над самообразованием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
Речевая содержательная линия
7 ч.
Тематическое планирование Характеристика основных видов
деятельности учащихся
(На уровне учебных действий)
Сведения о речи
Общее представление об общении и речи; виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо); адресат речи; монологическая и диалогическая речь, устная и письменная речь; основные правила общения.
Тема и основная мысль высказывания. Требования к речи (содержательность, логичность, богатство, точность, выразительность, целесообразность, правильность).
Текст, его признаки: наличие темы и основной мысли, двух и больше предложений, связность (все предложения связаны по смыслу), завершенность (имеет начало и конец). Деление текста на абзацы; план готового текста (простой). Ознакомление с языковыми средствами связи предложений в тексте (союзы, местоимения, наречия, синонимы, однокоренные слова, повторы). Ошибки в содержании и построении высказывания.
Общее представление о стиле речи (разговорный, научный, художественный), сферы применения каждого из них. Стилистическая ошибка.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности построения рассказа на основе собственного опыта, описания отдельных предметов и животных, элементарного размышления (повторение, углубление знаний и совершенствование умений). Различают язык и речь, виды речевой деятельности, виды и формы речи; обосновывают их специфику; ориентируются в условиях общения, соотносят свою речь (выбор языковых средств) с условиями общения; согласовывают свою речевое поведение с ситуацией и правилами общения.
Придерживаются основных требований к речи; определяют содержание и формальные признаки текста; анализируют текст; подбирают заголовок к тексту; проводят наблюдения над коммуникативной преемственностью предложений; делят текст на смысловые части; составляют простой план; определяют смысловые и языковые средства связи между частями текста и предложениями в тексте; обобщают признаки текста; находят недостатки в тексте и исправляют их, создают тексты в соответствии с определенными требованиями.
Различают изученные стили речи, характеризуют каждый из стилей; находят в тексте языковые средства, характерные для определенного стиля; распознают и исправляют стилистические ошибки в своем и чужом текстах; используют знания о стилях речи при построении и совершенствовании собственных высказываний.
Различают по существенным признакам изучены типы речи, выделяет в тексте; используют знания о типах речи при построении и совершенствовании собственных высказываний.
Аудирование
(слушание - понимание)
Аудирование рассказов, объяснений учителя (или другого лица), ответов учащихся; несложных текстов изученных стилей, типов и жанров речи (преимущественно с опорой на текст); речь собеседника по запланированной тематике; радио-, видео-, и аудио записи, телепередач.
Выборочное аудирование отдельных фрагментов (предложений) текста.
Определение тематической принадлежности прослушанного текста.
Подбор заголовка к аудиотекстам.
Разделение аудиотекста на смысловые части (расположение пунктов плана в соответствии с логикой прослушанного текста).
Контроль понимания фактического содержания прослушанного текста (выбор правильного варианта ответа на вопрос из нескольких данных). Концентрируют внимание во время слушания; внимательно слушают и понимают основное содержание четкой нормативной речи преимущественно с опорой на текст на знакомую, соответствующую возрасту тематику; самостоятельно или с помощью учителя выясняют значение незнакомых слов;
составляют первоначальное представление о содержании услышанного; понимают фактическое содержание, причинно-следственные связи, основную мысль аудиотекста, дают оценку прослушанному;
понимают основное содержание украиноязычных детских (подростковых) радио-, видео- и аудиозаписей, телепередач;
замечают и исправляют орфоэпические ошибки.
Чтение
Формирование читательского интереса и потребности читать.
Чтение вслух и молча текстов разговорного, научного и художественного стилей разных типов и жанров речи. Выяснение значений незнакомых слов с помощью учителя, по словообразовательным элементам, по словарю, по контексту; нахождение в тексте толкования отдельных слов.
Расширение словарного запаса. Пользование словарями разных видов.
Определение темы и основной мысли текста.
Выделение смысловых опор (ключевых слов, предложений) в тексте.
Деление текста на смысловые части.
Составление простого плана.
Перефразирование прочитанных предложений.
Прогнозирование содержания на основе заголовка, прочитанного фрагмента текста; интерпретация текста (характеристика действующих лиц); оценка прочитанного.
Подробный пересказ прочитанного по плану.
Контроль понимания фактического содержания текста (выбор правильного ответа из нескольких данных).
Развитие характеристик, касающихся техники чтения: правильное произношение напечатанного (написанного) на основе умений соотносить букву и звук; знание и правильное применение правил чтения; интонационное оформление предложения, отрезков текста.
Отработка техники чтения текста вслух. Соблюдают правила гигиены чтения;
выразительно читают тексты разговорного, научного, художественного стилей разных типов и жанров речи (в пределах изученного материала), с достаточной скоростью, плавно, с хорошей дикцией согласно орфоэпических и интонационных норм; прогрессируют в технике чтения; совершенствуют чтения вслух и молча; определяют стиль текста, находят в нем изученные типы речи; отмечают в тексте незнакомые слова, выражения; выясняют их значение самостоятельно и с помощью учителя; пользуются словарями различных видов; систематически пополняют словарный запас; понимают (и в случае необходимости запоминают) фактическое содержание, причинно-следственные связи, основную мысль текста; составляют простой план прочитанного; учатся прогнозировать содержание, давать характеристику действующим лицам, давать оценку прочитанному; подробно пересказывают прочитанное по плану.
Говорение
Диалогическая речь.
Разыгрывание готового диалога с опорой на текст.
Восстановление пропущенных реплик диалога.
Восстановление деформированного диалога со смещенными репликами.
Самостоятельное расширение реплик диалога.
Составление диалога по опорным словам, по данному началу.
Составление диалога в соответствии с предложенной ситуации общения, связанной с жизненным опытом учащихся; разыгрывание диалогов.
Монологическая речь.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Формулировка основной мысли текста.
Наведение собственных доказательств в подтверждение данного тезиса.
Подробный пересказ текстов изученных стилей, типов и жанров речи с элементами описания (предметов, животных) и размышления.
Создание монологического высказывания - рассказа (в том числе о каком-то событии, случае), описания, размышления по данному плану (и без него), опорными словами, словосочетаниями, по картине.
Устный рассказ на основе собственного опыта.
Устное описание отдельных предметов, животных.
Устное размышление на тему, связанную с жизненным опытом учащихся.
Воспроизводят готовый диалог; составляют диалог по образцу; ведут диалог по картине; составляют диалог определенного объема в соответствии с предложенной ситуацией общения; достигают коммуникативной цели, придерживаются темы, используют реплики для стимулирования, поддержания диалога; реагируют на реплики собеседника в несложных ситуациях общения;
придерживаются речевого этикета, основных правил общения (быть вежливым, приветливым и доброжелательным), внимательно, не перебивая, слушают собеседника, говорят о том, что интересно адресату речи; отвечают на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывают содержание прочитанного текста по плану; составляют подготовленные устные высказывания с учетом условий общения, цели и адресата речи; пользуются изученными типами речи; выбирают в соответствии с условиями общения стиль речи (разговорный, научный, художественный); придерживаются норм украинского литературного языка, требований к устной речи и правил общения.
Письмо
Написание зложений (по простому плану).
Подробные изложения художественных текстов повествовательного характера с элементами описания (предметов, животных) и размышления. Практически используют графическую систему и орфографию украинского языка;
составляют простой план; воспроизводят текст с учетом вида изложения, учитывают коммуникативную задачу, раскрывают тему и основную мысль; целесообразно используют языковые средства, придерживаются стилистического единства текста; учатся совершенствовать написанное, пользоваться словарями.
Написание сочинений
(по готовому плану и без него).
Сочинение-рассказ на основе собственного опыта.
Сочинение-рассказ о случае из жизни.
Сочинение-описание отдельных предметов, животных (в т. ч. по картине).
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с жизненным опытом учащихся.
Письмо. Адрес
Перевод
Перевод с русского языка на украинский слов, словосочетаний, предложений, небольших по объему, несложных в лексическом и стилистическом отношении текстов изученных стилей, типов и жанров речи, в т. ч. текстов повествовательного характера с элементами описания (отдельных предметов, животных) и размышления.
Составляют сочинения указанных видов; строят их с учетом особенностей каждого;
пользуются изученными типами речи; выбирают в соответствии с условиями общения стиль речи (разговорный, научный, художественный); используют изученые языковые средства связи предложений в тексте; при написании сочинения по картине используют знания по другим предметам (в частности изобразительного искусства);
находят и исправляют недостатки в содержании, строении и языковом оформлении собственных высказываний, опираясь на усвоенные знания; совершенствуют содержание, структуру и языковое оформление собственного и чужого текста (согласно изученного материала).
Пишут личные письма с учетом коммуникативной задачи с описанием событий, впечатлений и чувств, целесообразно используя изученные языковые средства; совершенствуют написанное; правильно надписывают конверт.
Переводят с русского языка на украинский отдельные слова, словосочетания, предложения и небольшие тексты, пользуясь изученным языковым материалом и переводными словарями.
Метапредметные связи
Произведение и его части; тема и идейное содержание художественного произведения; рассказ и описание предметов, людей, животных в изученных произведениях; размышления о поступках героев (литература); устное описание содержания и художественных средств в произведениях живописи, изображающих предметы, животных; устный рассказ по содержанию жанровой картины о детях; наблюдения за отдельными предметами во время рисования с натуры (изобразительное искусство).
Языковая содержательная линия (28 часов)
Тематическое планирование Характеристика основных видов
деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Вступление. Повторение изученного в начальных классах (1 час)
Значение языка в жизни людей.
Части речи, основные способы их распознавания; правописание. Обосновывают роль языка в жизни человека и необходимость владения ею.
Распознают изученные части речи (по общему значению, вопросам, известным грамматическим признакам).
Классифицируют изученные части речи.
Находят изученные орфограммы, объясняют их с помощью правил; правильно пишут слова с изученными орфограммами.
Синтаксис и пунктуация. Элементы стилистики (4 часа)
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение, его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).Восклицательные предложения.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Предложения с обращением.
Сложные предложения.
Прямая речь.
Диалог. Выделяют словосочетания в предложении; находят в словосочетании главное и зависимое слова; определяют средства грамматической связи в словосочетании.
Составляют словосочетания по заданным схемам; делают синтаксический разбор словосочетаний.
Составляют из словосочетаний предложения.
Различают простые и сложные предложения, виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения. Выделяют в простом предложении грамматическую основу. Правильно ставят знаки препинания в конце простых предложений, различных по цели высказывания.
Обосновывают порядок слов в предложении с учетом основных позиций главных и второстепенных членов.
Различают главные и второстепенные члены, находят их в предложении, определяют, какими частями речи они выражены (в пределах изученных частей речи). Строят предложения по заданным схемам. Правильно употребляют предложения, согласовывая подлежащее и сказуемое.
Различают распространенные и нераспространенные предложения. Находят в предложении дополнение, определение, обстоятельство, определяют, какими частями речи они выражены (в пределах изученных частей речи), к каким словам относятся. Редактируют текст.
Находят в предложении однородные члены (кроме определений), обобщающие слова при них; интонационно правильно воспроизводят предложения с однородными членами и обобщающими словами при них; обосновывают постановку знаков препинания с помощью изученных правил.
Строят предложения с обращениями и вводными словам с учетом отношения к адресату речи, находят в предложении обращения и вводные слова. Придерживаются правильной интонации в предложениях с обращениями и вводными словами; используют в речи обращения и вводные слова как средство характеристики говорящего и передачи отношения к адресату.
Различают простое и сложное предложения; определяют границы компонентов сложного предложения. Перестраивают простые предложения в сложные. Правильно ставят знаки препинания между частями сложного предложения; делают синтаксический разбор предложений (несложные случаи).
Находят в предложении слова автора и прямую речь; обосновывают расстановку знаков препинания. Усложняют предложения прямой речью и словами автора; заменяют прямую речь косвенной (в несложных случаях).
Выделяют в диалоге реплики и слова автора, усложняют диалог; составляют простой диалог с опорой на образец. Пунктуационно правильно оформляют диалог; придерживаются основных правил общения и правильной интонации при ведении диалога; употребляют вежливые формы обращения, приветствия, благодарности, извинения и т.д.
Метапредметные связи
Обращение, вводные слова, диалоги в художественных произведениях (литература).
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (9 часов)
Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Согласные твердые и мягкие.
Правила употребления буквы ь.
Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв й, я, ю, е.
Сочетание йо, ьо.
Правила употребления апострофа.
Слог. Основные правила переноса частей слова. Ударение.
Гласные ударные и безударные.
Произношение согласных звуков и обозначение их на письме. Уподобление (уподібнення) согласных.
Удвоенные буквы.
Упрощение (спрощення) в группах согласных.
Основные случаи чередования у-в, и-й, з-из-зи-зо.
Написание слов инностранного происхождения. Различают звуки и буквы; звуки гласные и согласные. Определяют звуковое значение букв в слове, количество звуков и букв. Правильно воспроизводят печатный (написанный) текст при чтении, правильно передают на письме устную речь.
Различают твердые и мягкие согласные, правильно произносят их; распознают орфограммы и обосновывают их с помощью правил; объясняют неупотребление буквы ь в словах, где он не ставится. Используют буквы ь, и, е, ю, я для обозначения мягкости согласных на письме; делают звуковую запись слов с твердыми и мягкими согласными. Пользуются орфоэпическим словарем.
Читают наизусть алфавит; соотносят названия букв и произношение звуков, которые они обозначают. Определяют звуковое значение букв в слове. Свободно пользуются алфавитом, работая со словарями; размещают слова, составляют списки людей, записывают книги по алфавиту.
Правильно говорят, читают и записывают слова с буквосочетаниями йо, ьо (в пределах изученного материала). Распознают орфограммы и объясняют их с помощью правил.
Правильно произносят слова с апострофом. Объясняют неупотребление апострофа. Правильно употребляют в речи слова с апострофом.
Определяют количество слогов в слове; характеризуют открытые и закрытые, ударные и безударные слоги. Обосновывают перенос частей слова с помощью изученных правил. Делят слова на слоги для переноса; доказывают, что значение некоторых слов может зависеть от ударения. Делают фонетический разбор слов.
Различают в словах ударные и безударные гласные. Распознают в словах орфограммы, обосновывают их с помощью правил. Правильно употребляют слова с безударными гласными.
Правильно говорят и обозначают на письме согласные звуки украинского языка (в том числе твердые, мягкие, звонкие, глухие, шипящие). Придерживаются правильного произношения согласных звуков.
Правильно произносят звуки в словах с удвоенными согласными. Образуют прилагательные от существительных с удвоенными согласными. Правильно употребляют слова с уподоблением (уподібненнням) мягких согласных, обозначенных на письме двумя одинаковыми буквами.
Правильно воспроизводят во время чтения и записывают слова с упрощениями (спрощеннями) в группах согласных и исключения из правила (в пределах изученного материала). Распознают орфограммы и обосновывают их с помощью правил. Осуществляют эквивалентную заменуи(билет для проезда - проездной билет). Правильно употребляют слова с упрощениями (спрощеннями) в группах согласных и исключения из правила.
Находят в тексте и объясняют правильность употребления предлогов у-в, з-из-зи-зо, союзов й-и. Находят и устраняют нарушения благозвучности языка, связанные с употреблением предлогов у-в, з-из-зи-зо, союзов й-и.
Правильно и целесообразно используют слова иностранного происхождения (в пределах изученного материала).
Метапредметные связи
Рифма в стихах (литература)
Лексикология. Фразеология. Элементы стилистики (6 часов)
Словарный состав украинского языка. Происхождение слов: собственно украинские и заимствованные слова.
Использование слов: общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова; профессиональные слова и термины.
Развитие словарного состава: устаревшие слова и новые слова (неологизмы).
Лексическое значение слова. Ознакомление с толковым и переводным словарями.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы.
Фразеологизмы, их лексическое значение. Употребление фразеологизмов. Различают собственно украинские и заимствованные слова. Подбирают к словам иностанного происхождения собственно украинские синонимы (дефект – не достаток (недолік)); выясняют значение собственно украинских и заимствованных слов по словарю; объясняют значение известных заимствованных слов с помощью собственно украинских соответствий. Употребляют собственно украинские и заимствованные слова в соответствии с их значением.
Различают слова по сфере их использования; распознают общеупотребительные (стилистически и эмоционально нейтральные) и стилистически и эмоционально окрашенные слова; профессиональные слова и термины; приводят примеры. Выясняют значение профессиональных слов и терминов по словарю; объясняют значение профессиональных слов с помощью общепринятых.
Распознают устаревшие слова и неологизмы, приводят примеры. Подбирают к устаревшим словам синонимы. Выясняют значение устаревших и новых слов по словарю. Целесообразно используют устаревшие слова и неологизмы.
Различают лексическое и грамматическое значение слова; определяют лексическое значение слова. Выясняют различия в лексическом значении слов, сходных по форме и различных по значению в украинском и русском языках (в несложных случаях); пользуются толковым и переводным словарями; объясняют лексическое значение знакомых слов с помощью известных способов семантизации; уточняют лексическое значение слова по контексту; распознают лексические ошибки; находят и устраняют лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилистической окраске). Употребляют слова в соответствии с их значением (в том числе слова, похожие по форме и различные по значению в украинском и русском языках; придерживаются норм лексической сочетаемости слов при создании собственных высказываний.Распознают однозначные и многозначные слова, различают их; приводят примеры. Выясняют значение однозначных и многозначных слов по словарю; определяют значения многозначного слова, использованного в контексте. Употребляют однозначные и многозначные слова в соответствии с их лексическим значением.
Распознают слова с переносным значением, различают прямое и переносное значение слов. Находят в словаре переносное значение слов; объясняют переносное значение слова; находят и исправляют ошибки в употреблении слов в переносном значении. Используют слова в прямом и переносном смыслах для точного и образного воспроизведения действительности.
Распознают синонимы, антонимы, омонимы; различают омонимы и многозначные слова, а также значение омонимов в зависимости от контекста; приводят примеры. Пользуются словарями синонимов, антонимов. Отличают синонимы по оттенкам значений, стилистической окраске (в несложных случаях); подбирают к словам синонимы, антонимы (употребляемые случаи).Употребляют синонимы в соответствии с их семантико-стилистическими особенностями.
Распознают фразеологизмы, определяют их синтаксическую роль. Выясняют значение фразеологизмов по словарю (толковому и фразеологическому); объясняют значение фразеологизмов по образцу (употребляемые случаи). Подбирают к известным фразеологизмам синонимы и антонимы; употребляют фразеологизмы в соответствии с их значеним.
Метапредметные связи
Диалектизмы, устаревшие слова, авторские неологизмы в художественных произведениях; термены (литература, история); эпитеты, сравнения, синонимы, характерные для устного народного творчества (литература).Строение слова. Словообразование. Орфография (7 часов)
Однокоренные слова и формы слова. Основа слова и окончание изменяемых слов.
Корень, суффикс, приставка, окончание - значимые части слова.
Произношение и написание приставок з-, с-, роз-, без-.
Основные способы словообразования в украинском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, безсуфиксальний, составление слов или основ, переход слов из одной части речи в другую.
Произношение и правописание приставок пре-, пры-, при-.
Распространенные случаи чередования гласных звуков в корнях слов. Чередование согласных звуков.
Изменения согласных при создании слов.
Соединительные е,о в сложных словах.
Написание слов с пив- слитно, через дефис, с апострофом. Дефис в сложных словах.
Создание и правописание сложносокращенных слов. Различают изменяемые и неизменяемые слова; распознают формы слова и однокоренные слова; различают словоизменение и словообразование. Отделяют окончания слов от основы; выясняют различия в значении однокоренных слов (в несложных случаях); образуют формы слова; подбирают однокоренные слова с учетом значения слова. Правильно употребляют формы слова и однокоренные слова; используют однокоренные слова как средство связи в предложении.
Определяют значимые части слова; различают значение морфем. Подбирают однокоренные слова; объясняют значение слова с помощью анализа его строения (в несложных случаях); выясняют разницу в лексическом значении слов, связанную со значением морфем (в несложных случаях); образуют новые слова с помощью морфем; делают разбор слова по составу.
Распознают орфограммы и объясняют их с помощью правил; приводят примеры. Правильно употребляют слова с приставками з-, с-, роз-, без-.
Определяют способ образования известных слов. Образуют новые слова с помощью различных способов словообразования; осуществляют эквивалентную замену (авиационная база - авиабаза); делают словообразовательный разбор слов; выделяют морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах с несложной структурой); объясняют этимологию отдельных слов; пользуются этимологическим словарем.
Распознают орфограммы и объясняют их с помощью правил. Выясняют значение, которое придают словам приставки пре-, пры-, при-;осуществляют эквивалентную замену (город у моря - приморский город). Правильно употребляют слова с приставками пре-, при-, пры-.
Образуют однокоренные слова и формы слов с чередованием. Правильно используют слова с изученными орфограммами.
Правильно произносят слова, при создании которых произошли изменения согласных. Образуют новые слова, при создании которых происходят изменения согласных.
Правильно употребляют сложносокращенные слова. Распознают орфограммы и объясняют их с помощью правил; приводят примеры.
Повторение и обобщение изученного в пятом классе (1 час)
Метапредметные связи
Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения в художественных произведениях (литература).
Культурологическая содержательная линия
Семья. Род. Родственные связи. Традиции уважения к старшим членам семьи.
Школа. Учитель. Обучение. Дружба.
Черты характера. Общечеловеческие нормы морали.
Отношения между взрослыми и детьми, между ровесниками.
Здоровье и спорт.
Разнообразие растительного и животного мира Крыма. Интересное о растениях (животных). Причины природных явлений. Охрана природы.
Труд. Интересные профессии.
Открытия. Поиски. Находки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ ТЕМА КОЛ-ВО ЧАСОВ
I Речевая содержательная линия
7
II Языковая содержательная линия 28
1 Вступление. Повторение изученного в начальных классах 1
2 Синтаксис и пунктуация. Элементы стилистики 4
3 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 9
4 Лексикология. Фразеология. Элементы стилистики 6
5 Строение слова. Словообразование. Орфография 7
ІІІ Повторение и обобщение изученного в пятом классе 1
ИТОГО 35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Дата (план) Дата (факт) Зміст уроку
Вступ. Повторення
1 07.09 Значення мови в житті людей. Частини мови, основні способи їх розпізнавання; правопис.
2 14.09 Р.м. №1 Повторення вивченого про типи мовлення. Особливості побудови розповіді на основі власного досвіду, опису окремих предметів і тварин, елементарного роздуму
Синтаксис і пунктуація. Елементи стилістики
3 21.09 Словосполучення. Речення, його граматична основа Другорядні члени речення
4 28.09 Р.м. №2 Усний опис окремих предметів, тварин. Читання мовчки.
5 05.10 Речення з однорідними членами. Речення із звертанням
6 12.10 Р.м. №3 Написання переказу (за простим планом)
7 19.10 Складні речення з безсполучниковим і сполучниковим зв’язком
8 02.11 Пряма мова. Діалог. Перевірчий диктант
Фонетика. Орфоепія. Графіка. Орфографія
9 09.11 Звуки мовлення. Голосні й приголосні звуки
10 16.11 Написання слів із ненаголошеними голосними, що перевіряються наголосом
11 23.11 Вимова приголосних звуків і позначення їх на письмі. Уподібнення приголосних
12 30.11 Подвоєні букви на позначення збігу однакових приголосних звуків13 07.12 Р.м. №4 Діалогічне мовлення. Розігрування готового діалогу з опорою на текст. Аудіювання
14 14.12 Спрощення в групах приголосних
15 21.12 Приголосні тверді і м’які; позначення м’якості приголосних на письмі буквами ь, і, є, ю, я. Правила вживання букви ь
16 18.01 Позначення звуків мовлення на письмі. Алфавіт
Сполучення йо, ьо
17 25.01 Правила вживання апострофа
18 01.02 Написання слів іншомовного походження
19 08.02 Р.м. №5 Твір-опис окремих предметів, тварин
Лексикологія. Фразеологія. Елементи стилістики
20 15.02 Словниковий склад української мови
Походження слів: власне українські й запозичені слова Використання слів: загальновживані (нейтральні) та стилістично забарвлені слова; професійні слова і терміни
21 15.02 Р.м. №6 Усний роздум на тему, пов’язану з життєвим досвідом учнів22 22.02 Розвиток словникового складу: застарілі слова і нові слова (неологізми). Лексичне значення слова
23 22.02 Однозначні й багатозначні слова
Пряме і переносне значення слів
24 29.02 Групи слів за значенням: омоніми,синоніми, антоніми
25 07.03 Фразеологізми, їх лексичне значення. Вживання фразеологізмів
26 07.03 Вживання фразеологізмів
27 14.03 Р.м. №7 Переклад з російської мови на українську нескладних у лексичному і стилістичному відношенні текстів з елементами опису (окремих предметів, тварин) і роздуму
Будова слова. Словотвір. Орфографія. Елементи стилістики
28 21.03 Спільнокореневі слова і форми слова. Основа слова і закінчення змінних слів
29 21.03 Корінь, суфікс, префікс, закінчення – значущі частини слова
30 04.04 Вимова і написання префіксів з-, с-, роз-, без-, пре-, при-, прі-
31 11.04 Змінювання і творення слів. Основні способи словотворення в українській мові: префіксальний, суфіксальний, префіксально-суфіксальний, безсуфіксальний, складання слів або основ, перехід слів з однієї частини мови в іншу
32 18.04 Найпоширеніші випадки чергування голосних звуків у коренях слів. Чергування приголосних звуків
33 25.04 Спрощення в групах приголосних
34 16.04 Сполучні е, о в складних словах.Творення і правопис складноскорочених слів
35 23.04 Повторення та узагальнення вивченого в п’ятому класі
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п / пНазвание объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Книгодрукарська продукция (библиотечный фонд)
1 Учебники «Украинский язык» для 5-9 классов.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная программа основного общего образования по украинскому языку.
Книга для учителя «Украинский язык» для 5-9 классов
К
Д
Д
Д
Книгодрукарська продукция (для личного пользования учащихся)
2 Рабочая тетрадь. Демонстрационные печатные пособия
3 Алфавит (настенная таблица)
Грамматические таблицы к основным разделам, которые изучаются.
Учебные плакаты по предмету.
Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры. Д
Д
Д
Д
Информационно-коммуникационные средства обучения
4. Мультимедийный проектор
Компьютер
Интерактивная доска
1
1
1