Педагогическая мастерская Формирование общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«Формирование общечеловеческих ценностей
в учебно-воспитательном процессе»
Цели и задачи:
Познакомить с технологией обучения и развития общечеловеческих ценностей.
Вовлечь слушателей в активную мыслительную деятельность, используя коллективно-групповую форму работы.
Участники делятся на 3 группы, согласно выбранному ими цвету на жетонах (желтый, зеленый, синий)
- Дорогие коллеги, здравствуйте! Устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть активными участниками всего происходящего! Вы присутствуете на педагогической мастерской по теме: «Формирование общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе».
СЛАЙД № 1, 2 (Тема и цели)
«Формирование общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе».
Цели и задачи:
Познакомить с технологией обучения и развития общечеловеческих ценностей.
Вовлечь слушателей в активную мыслительную деятельность, используя коллективно-групповую форму работы.
СЛАЙД № 3 (эпиграф)
“Добро творить, как воздухом дышать, -
Потребность, людям данная от Бога.
Лучами сердца мир отогревать,
И отдавать, и не считать, что отдал много”.
(Марианна Озолиня)
- Давайте познакомимся.
Я – концепция Игра «Кто Я и мое ласковое имя»
- Нарисуйте графический образ своего «Я» и напишите свое ласковое имя, которым вы хотите чтобы вас называли сегодня. Охарактеризуйте себя: «Кто – Я», назвав 3 ценности важные для вас, и почему именно это имя вы выбрали сегодня.
(Второй вариант игры
- Нарисуйте графический образ своего «Я» и напишите свое ласковое имя, которым вы хотите чтобы вас называли сегодня. Охарактеризуйте себя: «Кто – Я» - внешность, чувства, особенности поведения и почему именно это имя вы выбрали сегодня.)
СЛАЙД № 4
Я – концепция
1. Создать графический образ своего «Я»
2. Назвать 3 ценности важные для вас
3. Написать свое ласковое имя
Наши отношения в группе мы будем строить согласно памятки.
СЛАЙД № 5 (памятка)
1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.
2. Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая.
3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.
4. Критикуй идеи, а не личность.
5. Цель совместной деятельности заключается не в победе, а в возможности найти лучшее решение.
Но давайте определим, что мы будем понимать под словами, «ценности», «общечеловеческие ценности».
СЛАЙД № 6,7
Ценности – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самим по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах, нормах, идеалах и установках.
Общечеловеческие ценности - это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса), а как то, что имеет значение для всего человечества, , в них выражено представление о добре, прекрасном, истинном, которое человеческая история вырабатывала и проверяла веками. К ним она относит: историю народа, философию (этику, эстетику), искусство, религию, литературу, педагогику, семью.
Процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей, представляет обогащение индивидуальности (и личности) человека знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать(т.е.стать как можно разумнее), а также развитыми положительными моральными качествами общечеловеческого идеала современной этики (бережливости, благородства, вежливости, великодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, терпимости, трудолюбия, человечности, чувства нового, чуткости) с одновременным изжитием противоположных отрицательных (зазнайства, злословия, карьеризма, корыстолюбия, мещанства, распутства, скупости, ханжества, чванства, эгоизма,злорадства,грубости,вероломства,цинизма,лицемериямалодушия,высокомерия,трусости,тунеядства,косности)(т.е. стать как можно лучше).
Задание. Дан список отрицательных моральных качеств. Напишите одно качество от чего вы хотите избавиться. Затем порвите этот листочек
Технология обучения и развития общечеловеческих ценностей направлена на развитие всех сфер личности учащегося при помощи пяти методов и пяти общечеловеческих ценностей.
СЛАЙД № 8
Общечеловеческие ценности включают в себя:
1. Праведность (правильное поведение);
2. Истина (правдивость);
3. Мир (спокойствие);
4. Любовь (ко всему живому);
5. Ненасилие (непричинение вреда).
Пять основных общечеловеческих ценностей (ОЧЦ) - Истина, Любовь, Ненасилие, Праведность, Мир - обусловлены пятью сферами личности. Каждая из этих ценностей соответствует определенной сфере в иерархическом порядке.
Физическая сфера - Праведность
Интеллектуальная - Истина
Эмоциональная - Мир
Психическая - Любовь
Духовная - Ненасилие
Пять ценностей охватывают самое существенное в воспитании и определяют цель в жизни. Расцвет всех пяти сфер является целью любой системы воспитания. Самые современные системы поощряют в известной степени тело и разум и практически не уделяют внимания трем остальным сферам.
СЛАЙД № 9
1. Праведность (правильное поведение) - способность человека поступать в соответствии со своей совестью, с принципами морали и нравственности.
Основные подценности: честность, уважительность, хорошие манеры, чистоплотность, самопожертование, ответственность.
СЛАЙД № 10
2. Истина (правдивость) заключается в стремлении человека к знаниям, в том числе духовным, раскрывающим законы Мироздания. Познавший истину, обретает способность к различению, способность видеть единство в многообразии и многообразие в единстве.
Основные подценности: скромность, беспристрастность, любознательность, оптимизм, единство мысли, слова и действия.
СЛАЙД № 11
3. Мир (спокойствие) - естественное состояние человека, данное ему от рождения. Спокойный человек всегда доволен тем, что имеет, держит под контролем свои чувства и эмоции, у него хорошее здоровье.
Основные подценности: уравновешенность (внутренняя и внешняя), терпение, удовлетворенность, самоконтроль, сосредоточенность.
СЛАЙД № 12
4. Любовь есть выражение божественного в человеке, она - сила нашей души. Она наделяет человека истинной мудростью. Любовь - не чувство в расхожем понимании этого слова, а форма энергии, которая передается и воспринимается человеком каждое мгновение. Она влияет на все формы жизни и является субстанцией особого рода, которая тем больше умножается, чем больше передается другим. Человек, осознавший эту истину, обретает счастье.
Основные подценности: искренность, щедрость, умение прощать, дружелюбие, преданность, забота о других.
СЛАЙД № 13
5. Ненасилие есть непричинение вреда ни мыслью, ни словом, ни действием. Ненасилие есть бережное отношение к окружающему миру, к Природе, к знакомым и незнакомым людям. Ненасилие в отношении собственного тела заключается в употреблении чистой (саттвической) пищи, сохранении баланса между пятью органами чувств (нос, язык, кожа, глаза, уши) и пятью элементами Творения (земля, вода, воздух, огонь, эфир).
Основные подценности: сострадание, забота обо всем живом, единство, патриотизм, учтивость, внимательность, демократичность.
СЛАЙД № 14
Пять методов обучения включают в себя:
Сидение в тишине (молчание);
Обсуждение цитат;
Групповое пение
Обсуждение рассказов и историй
Групповые занятия, ролевые игры, тесты, способствующие развитию воображения.
Пять методов обучения включают в себя:
1. Сидение в тишине (молчание);
Для развития у учащихся лучшей концентрации необходимо практиковать пребывание в молчании перед началом урока. Это позволяет ребятам отключиться от посторонних мыслей и сосредоточиться на материале урока.
Такая практика помогает:
- контролировать свои чувства (особенно старшеклассникам);
- восстановить ритмичное дыхание;
- уравновесить ум;
- улучшить память;
- достигнуть внутреннего покоя.
2. Обсуждение цитат (изречений);
Что касается обсуждения цитат (изречений), то для этого вида деятельности подбираются высказывания известных людей либо пословицы / поговорки . Цитаты и изречения должны соответствовать ценности, обсуждаемой на уроке. Работа с цитатой проводится в конце урока, когда подводится итог всему вышесказанному.
Этот метод обучает:
- краткости высказывания;
- сосредоточенности на главном;
- пониманию мудрости, прошедшей сквозь века.
3. Групповое пение;
Групповое пение способствует:
- установлению ритмичного дыхания;
- сотрудничеству;
- развитию памяти;
- развитию уверенности в себе;
- уравновешенности и гармоничности;
- обретению радости;
- концентрации.
Обсуждение рассказов, историй;
Обсуждение способствует:
- расширению их кругозора и понимания;
- умению слушать друг друга;
- развитию умения концентрироваться;
- развитию воображения;
- развитию характера.
Групповые занятия, ролевые игры, тесты, способствующие развитию воображения.
Таким образом, обучение на основе вышеперечисленных ценностей позволит воспитать достойного гражданина России, честного, добросовестного, целеустремлённого, любящего свою Родину, уважающего всех людей, независимо от национальности, вероисповедования или цвета кожи.
Существует три основных методов обучения общечеловеческим ценностям:
1.Введение ценностей в работу по учебному плану– (во время уроков).
2. Введение ценностей во внеклассную работу.
3.Методика непосредственного обучения. (при прямом подходе надо использовать все пять методик.
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе обучения.
На уроках литературного чтения можно использовать все пять ценностей и пять методов обучения. Таким образом, обучение и воспитание ведется параллельно.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Так, после чтения рассказа Н.Богданова «Солдатская каша» ребята, характеризуя бойца – повара, подвели главную черту его характера: доброту. Рассмотрим, как это можно сделать.
Задание 1. (по группам). Написать синквейн к словам: солдат, голод, враг
Солдат.
Смелый, мужественный.
Защищает, воюет, погибает.
Спасает свою Родину.
Воин.
Голод.
Жестокий, мучительный.
Истощает, мучает, убивает.
Может довести человека до смерти.
Муки.
Враг.
Безжалостный, сильный.
Убивает, воюет, пытает.
Губит невинных людей.
Противник.
- Какая тема объединяет все эти слова? - Тема войны.
- Прочитаем название произведения, которое мы сегодня будем читать. –
СЛАЙД 15
Солдатская каша. Н. Богданов.
- О чем может быть рассказ с таким названием? - Дети высказывают свои предположения.
Задание 2 (по группам). Я предлагаю вам написать мини-рассказ, используя следующие ключевые слова:
грохот орудий
мирная картина
солдатская каша
голодные дети
Давайте послушаем ваши рассказы.
(Прошла Великая Отечественная война. Раньше был слышен грохот орудий, а теперь, после войны, настала мирная картина. Один солдат вернулся домой и увидел своих голодных детей. Он решил приготовить им солдатскую кашу. Дети были очень довольны.
***
Солдат шел с войны. Он услышал грохот орудий. Неподалеку находилось село. Здесь была мирная картина. Здесь не воевали. Но деревню одолевал голод. Голодные дети не выходили из домов. Солдат решил накормить всех жителей. Он достал немного крупы, сварил кашу и пригласил всех.)
Сейчас вы прочитаете текст. Вы сравните его со своими рассказами, а потом обсудим, чьи же версии совпали и в чём.
Чтение текста. (раздать текст)
- Итак, кто же был близок к тексту писателя?
- В чем основная идея этого рассказа? - Показать, что советский солдат добр, даже по отношению к детям своих врагов.
Задание 3. - Сейчас в группах вы составите литературный портрет солдата – кашевара.
(Работа в группах. Слушание ответов.)
- Прочитайте последнее предложение рассказа.
-Как вы ответите на этот вопрос: “Разве солдаты плачут?”
Задание 4. Я предлагаю вам написать эссе, в котором вы попытаетесь объяснить, почему плачут солдаты.
(Слушание ответов .)
(Солдаты плачут от счастья, от горя, от смерти, от боя, от страшной картины в глазах.
***
Солдаты плачут тогда, когда им жалко погибших друзей, когда они видят страдания людей, а особенно страдания детей. Солдаты плачут и тогда, когда радуются своим победам.
***
Мне кажется, почему плачут солдаты – это простой вопрос. Ведь солдаты плачут потому, что грустят о своей семье, которая так далеко от них. И еще им жалко даже детей своих врагов, потому что не дети затеяли эту войну, они не заслуживают таких страданий. )
На этом этапе мы выделили качество – доброта и связали его с конкретным случаем. В конце урока можно предложить вспомнить пословицы о доброте, а также поставить песню, посвященную Великой Отечественной войне.
Всегда с большим вниманием слушают дети произведение Д. Мамина – Сибиряка «Емеля - охотник».
- Предлагаю вам обсудить понятие «любовь».
Задание 5
1 группа обсудит - «К кому может быть направлена любовь?»
2 группа подумает – «Как выражают любовь?»
3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»
Затем заслушивается выступление каждой группы.
(1группа
Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от неё зависит наша жизнь. И т. д.
2группа.
Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребёнка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детёнышей. Они их облизывают, кормят, охраняют. И т.д.
3группа.
Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая. Ещё такую любовь можно назвать честной и нечестной. Честную мы бы нарисовали яркой, красивой, а нечестную – тёмной, серой. И т.д.)
- Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.
Любовь – это чувство,
которое направлено на выражается.
и может быть
-Мы с вами прочитаем отрывок из рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Емеля - охотник».
Задание 6. Найдите в тексте отрывки, в которых говорится о любви матери к Гришутке и любви мамы – оленихи к оленёнку. Зачитайте их. Сравните эти две любви. - Внимательно посмотрите на сравнение, которое вы провели и дайте определение понятию «материнская любовь».
Мать – человек.
«Припомнил Емеля, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Её заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив.»
Мать – животное.
«Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями. «Это матка меня от теленка отводит», - думал Емеля, подползая все ближе и ближе Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка. Старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь все равно она не уйдет от него. Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собой мать.
Еще одно мгновение – и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным, предсмертным криком, но именно в это мгновенье старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать.»
Мать–человек. Мать – животное.
любила любила
защищала защищала
охраняла охраняла
берегла как самое ценное берегла как самое ценное
жертвовала собой жертвовала собой
(Материнская любовь – это бескорыстное, очень сильное, способное на самопожертвование чувство.)
У нас возникло чувство благодарности и уважения за такую сильную любовь к маме Гришутки и маме – оленихе
- Попробуем выразить это чувство в творческой работе.
Задание 7.
- сочинить стихотворение о маме;
-нарисовать скульптуру мамы и ребёнка;
- нарисовать борьбу белого и чёрного, добра и зла, любви и смерти.
Общечеловеческие ценности развиваются не только на уроке, но и в воспитательной работе. Любой класс должен жить по каким-то законам, по Конституции. В классе проводится классный час на тему «Декларация 2а класса»
Что такое Конституция? - Основной закон государства.
О чем говорится в Конституции? - В конституции говорится о правах и обязанностях человека.
Учитель: Сейчас мы будем разгадывать кроссворд, в котором ключевое слово - права. Буквы этого слова помогут вам разгадать слова и проверить свои знания по теме Конституция РФ.
СЛАЙД 16 (кроссворд)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кто является гарантом единства народа и государственной власти? (Президент).
Что означает в переводе с латинского слово Конституция? (Устройство).
Из чего состоят разделы Конституции? (Статья).
Синоним слова республика? (Государство).
Человек, проживающий на территории республики России. (Гражданин).
Самопроверка. (Ответы для самопроверки помещаются на доске).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание 9. Вы получите названия сказок. Ваша задача ответить на вопросы:
К какой сказке рисунок?
Нарушены ли в сказке права героя? Если нарушены, то чьи?
Кто нарушил эти права?
Прочитайте соответствующую статью декларации.
1 группа – сказка “Золушка”,
2 группа - сказка “Дюймовочка”,
3 группа – сказка “Колобок”,
1 группа – сказка “Муха –Цокотуха”,
2 группа – сказка “Заюшкина избушка”,
3 группа – сказка “Айболит”.
- Давайте каждой сказке присвоим название статьи из декларации.
Право на труд (“Золушка”).
Право на собственность (“Заюшкина избушка”).
Право на свободу (“Дюймовочка”).
Право на охрану здоровья (“Айболит”).
Право на жизнь (“Колобок”).
Право на человечное отношение (“Муха-Цокотуха”).
Задание 10. Я вам предлагаю создать декларацию учителей. Перед вами таблица. В один столбик вы назовете, на что имеет право каждый учитель, а во второй – чего не должны делать учителя.
СЛАЙД 17
Каждый учитель имеет право
Никто не должен
В стандартах второго поколения записано: Школа должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у учащихся уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
- Что же такое толерантность?
СЛАЙД 18
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
Определение слова «толерантность»
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот
Есть два пути развития личности:
Толерантный
Интолерантный
Классный час Воспитание толерантности
СЛАЙД 19
Толерантная личность
Интолерантная личность
уважение мнения другихдоброжелательностьжелание что-либо делать вместепонимание и принятиечуткость, любознательностьснисходительностьдоверие, гуманизм
непониманиеигнорированиеэгоизмнетерпимостьвыражение пренебреженияраздражительностьравнодушиецинизмнемотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Задание 12. Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности .
Защита своей эмблемы.
СЛАЙД 20
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Рефлексия:
- Вы сегодня хорошо поработали. Какое открытие сделали вы для себя на педагогической мастерской?
- А теперь оценим деятельность в группе по заданиям и в общем.
В группе (по баллам)
№ п/п
Вид работы
Максимальное кол-во баллов
Баллы по работе
1
Теоретическая часть
2
Работа с произведение «Солдатская каша»
3
Работа с произведение «Емеля – охотник»
4
Классный час
5
Толерантность
Итого
- Уважаемые коллеги, оцените себя сами, что вы чувствовали при выполнении каждого задания. В круге нарисуйте свое настроение, эмоции.
Индивидуально (по рисункам)
№ п/п
Вид работы
Настроение
1
Теоретическая часть
2
Работа с произведение «Солдатская каша»
3
Работа с произведение «Емеля – охотник»
4
Классный час
5
Толерантность
Итого
Приложение 1.
Н. В. Богданов.
СОЛДАТСКАЯ КАША
На братском кладбище советских воинов, павших при штурме Берлина,возвышается замечательный памятник солдату-освободителю. Русский воин водной руке держит меч, другой прижимает к груди ребенка. Великий смысл вложен в эту скульптуру - советские солдаты, сокрушивфашизм, спасли будущее человечества. Не мстителями пришли наши бойцы в столицу своего злейшего врага -Гитлера и его приспешников, - а освободителями всех народов, в том числеи немецкого, от фашистского ига. В 1965 году советские люди праздновали двадцатилетие славного ДняПобеды над гитлеровской Германией. Все честные люди еще раз сблагодарностью вспомнили героев, отдавших свою жизнь за их свободу инезависимость. Шел штурм Берлина. Грозно грохотали советские орудия, от разрывов мини снарядов содрогалась земля. Огромные каменные здания рушились и горелис треском, как соломенные. Особенно жестокий бой шел на подходах к рейхстагу и у канцелярииГитлера. С шипением, с пламенем взрывались фауст-патроны. Танки вспыхивали,как дымные костры. А в узком переулке, совсем рядом с грохотом ивзрывами, - мирная картина. Бородатый русский солдат варит кашу.Привязал к решетке чугунной ограды пару верблюдов, запряженных впоходную кухню, задал им корма. А сам деловито собирает обломки мебели иподбрасывает в дверцу печки, поставленной на колеса. Откроет крышку, помешает кашу, чтобы не пригорела, ч снова подкинетдров. За его мирной работой наблюдает множество детских глаз из подвалаполуобвалившегося дома напротив. Детворе очень страшно, но любопытно.Преодолевая страх, немецкие ребятишки уставились во все глаза на первогорусского солдата, появившегося в их переулке. И хотя ружье у него за плечами, а в руках вместо оружия большойполовник, им жутковато. Страшат и его лохматые брови, и его внимательныехитроватые взгляды исподлобья. Словно он видит их и хочет сказать: "Вотя вас, постойте..." Особенно страшат немецких детей его кони, чудовищные горбатыеживотные с облезлой шкурой. Они живут где-то там, в сибирских пустынях,и называют их верблюдами... Такие в Тиргартене были только за решетками, и над ними -предупреждение: "Близко не подходить, опасно". А русский похлопывает их по шершавым бокам, поглаживает страшныеморды. - Это Маша и Вася. Умные, от самой Волги с нами дошли... Солдат достает кашу большим половником и пробует с довольнойгримасой: "Ах как вкусна!" Наверное, она действительно вкусна, эта солдатская каша. Запах еепрекрасен. Так и щекочет ноздри, так и зовет попробовать. Ах, если бысъесть хоть маленькую ложку... Так есть хочется, так оголодали дети,загнанные в подвалы! Который день не только без горячего супа - совсембез еды... И когда солдат стал облизывать ложку, подмигивая детворе, самыйхрабрый не выдержал. Выскочил из подвала и застыл столбиком, испугавшисьсвоей резвости. - Ну, давай-ка, давай топай, зайчишка, - поманил его солдат. -Подставляй чашку-миску. Что, нету? Ну, давай в горстку положу. И хотя никто не понял чужого говора, до всех дошел ласковый смысл егослов. Из подвала мальчишке бросили миску. С великим напряжением, вытянув тощие шеи, малыши наблюдали, как мискахрабреца наполняется кашей. Как он возвращается, веря и не веря, чтоостался жив, и говорит удивленно-счастливо: - Она с мясом и с маслом! И тут подвал словно прорвало. Сначала ручейком, а затем потокомхлынули дети, толкая друг друга, звеня мисками, кастрюльками. - По очереди, по очереди, - улыбался солдат. Многие ребята просили добавки. Иные, получив добавку, бежали в подвали возвращались с пустой миской. - Что, свою муттер угостил? Ну бери, тащи, поделись с бабушкой. И солдат ласково поддавал шлепка малышу. Вскоре у походной кухнипоявился старый немец. Он стал наводить порядок, не давая вне очередиполучать по второй порции. - Ничего, - усмехнулся солдат, - кто смел, тот два съел. - У вас есть приказ кормить немецких детей, господин солдат? -спросил старый немец, медленно выговаривая слова. - Я был пленным вСибири в ту войну, - объяснил он свое знание русского языка. - Сердце приказывает, - вздохнул солдат. - У меня дома тоже осталисьмал мала меньше... Старый немец, потупившись, протянул свою миску, попробовал кашу и,буркнув "благодарю", сказал: - А не совершаете ли вы воинского проступка? Разве у вас нетстрогости дисциплины? - Все есть, любезный. Порядки воинские знаем, не беспокойтесь... - Но как же... Старый немец не договорил. Ударили фашистские шестиствольныеминометы, а их накрыли русские "катюши". Все вокруг зашаталось. Переулокзаволокло едким дымом. Дети присели, сжались, но не убежали. С площади донеслись крики, застучали пулеметы. - Ну, пошли рейхстаг брать, - проговорил солдат. - Теперь уж недолго,возьмем Берлин - войне капут! А ну, детвора, подходи! Давайте, господин,вашу миску, добавлю! Не стесняйтесь, это за счет тех, кто из боя невернется, - видя его нерешительность, сказал солдат. Но эти слова словно обожгли старого немца. Отойдя за угол, он сел наразвалинах, уронив на колени миску с недоеденной кашей. А дети еще долговились вокруг походной кухни. Они освоились даже с верблюдами. И неиспугались, когда к кухне стали подходить русские солдаты. Вокровавленных бинтах, в разорванных гимнастерках. Закопченные, грязные,страшные. Но немецкие дети уже не боялись их. Уцелевшие после боя солдаты не хотели каши, а просили только пить. Ипроизносили отрывисто непонятные слова: "Иванов", "Петров", "Яшин"...Бородатый солдат повторял их хриплым голосом, каждый раз вздрагивая. И,добавляя немецким детям каши, говорил: - Кушайте, сироты, кушайте... И украдкой, словно стесняясь, все смахивал что-то с ресниц. Словно вглаза ему попадали соринки и пепел, вздыбленные вихрем жестокого боя. Дети ели кашу и, поглядывая на солдата, удивлялись: разве солдатыплачут?
Приложение 2
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
I
Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студеной, чистой, как слеза, водой.
Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна - на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадет с них.
Все тычковские мужики - записные охотники. Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо до него рукой подать. Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц; осенью - белку; весной - диких коз; летом - всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжелая и часто опасная работа.
В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая - ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско - одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. Перед каждой охотой Емеля дня три морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и выслеживал всякого зверя.
- Дедко... а дедко!.. - с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. - Теперь олени с телятами ходят?
- С телятами, Гришук, - ответил Емеля, доплетая новые лапти.
- Вот бы, дедко, теленочка добыть... А?
- Погоди, добудем... Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и теленочка добуду, Гришук!
Мальчик ничего не ответил, а только тяжело вздохнул. Гришутке всего было лет шесть, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под теплой оленьей шкурой. Мальчик простудился еще весной, когда таял снег, и все не мог поправиться. Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню, - больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожует корочку черного хлеба, и только. Оставалась от весны соленая козлятина; но Гришук и смотреть на нее не мог.
"Ишь чего захотел: теленочка... - думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. - Ужо надо добыть..."
Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.
Пора старику и на покой, на теплую печку, да замениться некем, а тут вот еще Гришутка на руках очутился, о нем нужно позаботиться... Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив.
Старому деду пришлось выращивать внучка, а тут еще болезнь приключилась. Беда не приходит одна...
II
Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.
- Видно, Емеля на охоту собрался, - говорили в деревне бабы.
Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.
- Ну, Гришук, поправляйся без меня... - говорил Емеля внуку на прощанье. - За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за теленком схожу.
- А принесешь теленка-то, дедко?
- Принесу, сказал.
- Желтенького?
- Желтенького...
- Ну, я буду тебя ждать... Смотри не промахнись, когда стрелять будешь...
Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, - все же лучше, чем лежать одному в избушке.
В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы - все знал старик на сто верст кругом.
А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшие ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы.
Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.
Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.
- Ну, Лыско, ищи... - говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник.
Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал свое дело и, уткнув свою острую морду в землю, исчез в густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми пятнами.
Охота началась.
Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой, образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.
Несколько часов брел охотник по этому лесу. Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках. Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Нужно было думать о ночлеге.
"Вероятно, оленей распугали другие охотники", - думал Емеля.
Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви. Емеля прислонился к стволу ели и ждал.
Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных. Вот он приложил свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще.
Старый Емеля завидел оленя, но он слишком далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет дохнуть в ожидании выстрела; он слышит оленя, чувствует его запах... Вот грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед. Емеля промахнулся, а Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом. Очень скверная история...
- Ну, пусть его погуляет, - рассуждал вслух Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. - Нам надо теленочка добывать, Лыско... Слышишь?
Собака только жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передними лапами. На ее долю сегодня едва выпала одна сухая корочка, которую Емеля бросил ей.
III
Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском и все напрасно: оленя с теленком не попадалось. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал, хотя и успел перехватить пару молодых зайчат.
Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.
Только на четвертый день, когда и охотник и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с теленком. Это было в густой еловой заросли на скате горы. Прежде всего Лыско отыскал место, где ночевал олень, а потом разнюхал и запутанный след в траве.
"Матка с теленком, - думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. - Сегодня утром были здесь... Лыско, ищи, голубчик!.."
День был знойный. Солнце палило нещадно. Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. Но вот знакомый треск и шорох... Лыско упал на траву и не шевелился. В ушах Емели стоят слова внучка: "Дедко, добудь теленка... и непременно, чтобы был желтенький". Вон и матка... Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю. Кучка жужжавших насекомых кружилась над оленем и заставляла его вздрагивать.
"Нет, ты меня не обманешь..." - думал Емеля, выползая из своей засады.
Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.
"Это матка меня от теленка отводит", - думал Емеля, подползая все ближе и ближе.
Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. Емеля снова подполз со своей винтовкой. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.
- Не уйдешь от теленка, - шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.
Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка; старый Емеля и сердился и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь все равно она не уйдет от него... Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. Лыско, как тень, ползал за хозяином, и когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному...
Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать ею Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
- Ишь какой бегун... - говорил старик, задумчиво улыбаясь. - Только его и видел: как стрела... Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще надо подрасти... Ах ты, какой шустрый!..
Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна.
На другой день Емеля подходил к своей избушке.
- А... дедко, принес теленка? - встретил его Гриша, ждавший все время старика с нетерпением.
- Нет, Гришук... видел его...
- Желтенький?
- Желтенький сам, а мордочка черная. Стоит под кустиком и листочки пощипывает... Я прицелился...
- И промахнулся?
- Нет, Гришук: пожалел малого зверя... матку пожалел... Как свистну, а он, теленок-то, как стреканет в чащу, - только его и видели. Убежал, пострел этакий...
Старик долго рассказывал мальчику, как он искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Мальчик слушал и весело смеялся вместе с старым дедом.
- А я тебе глухаря принес, Гришук, - прибавил Емеля, кончив рассказ. - Этого все равно волки бы съели.
Глухарь был ощипан, а потом попал в горшок. Вольной мальчик с удовольствием поел глухариной похлебки и, засыпая, несколько раз спрашивал старика:
- Так он убежал, олененок-то?
- Убежал, Гришук...
- Желтенький?
- Весь желтенький, только мордочка черная да копытца.
Мальчик так и уснул и всю ночь видел маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью; а старик спал на печке и тоже улыбался во сне.
Приложение 3.
Статья 3.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 5.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 17.
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Статья 23.
Статья 24.
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда.
2. Каждый человек, без какой – либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня.
Статья 25.
Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315