Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень »


Урок русского языка в 6 классе
«Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень »
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать у обучающихся умение определять сравнительную степень имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в сравнительной степени .
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать способы образования сравнительной степени, уметь образовывать прилагательные в сравнительной степени, находить прилагательные в сравнительной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
Игра «Золотая рыбка» по теме «Имя прилагательное»
Заключается в том, что традиционный опрос учителя подменяется вопросами, написанными на бумажных рыбках, которых вытаскивают ученики по очереди. Если на обратной стороне рыбки написано «золотая рыбка», то ученик отвечает на любой вопрос, в котором хорошо ориентируется, или автоматически получает «пятерку».
Сегодня мы продолжим изучение данной части речи.
2) Запишите тему урока
«Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень »
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя: Разбираемся с темой урока.
(обучающиеся выделяют главные, ключевые слова и объясняют, почему именно эти слова являются таковыми)
Группировка языковых явлений, данных вперемешку:
-определите возможную основу классификации следующих слов и сгруппируйте их в соответствии с нею
( круче, более крутой, самый крутой, веселее, более веселый, самый веселый, выше, самый высокий, высочайший)Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
1.Что такое степень сравнения и какие степени сравнения есть у прилагательного?
2. Как образуется сравнительная степень?
3. Употребление сравнительной степени в речи и текстах. Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта) 1.Работа с учебником
1) чтение и анализ п.57, стр. 10, выводы
- какие степени сравнения есть у прилагательных?
-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?
- совпало ли деление данных в начале урока слов с тем, что прочитали в материалах учебника?
-почему степень называется сравнительной?
-от какого слова произошло данное слово? (способ «Имя-значение»)
2) Способ образования сравнительной степени
стр.10-12 учебника:
-какие формы есть у сравнительной степени прилагательных? (простая и составная)
-что участвует в образовании простой формы сравнительной степени? (суффиксы –ее,-ей, -е,-ше);
-как образуется составная форма сравнительной степени? (прибавляется слово более к начальной форме прилагательного)
- обратите внимание, как изменяется в данной форме второе слово (по родам, падежам и числам)
- как различить простую и составную форму сравнительной степени? (в простой изменения происходят в самом слове, добавляется суффикс, а в составной + слово более к прил.)
2. Составление кластера или схемы Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1 Синтаксический разбор предложения (1 чел. у доски)
Здоровье дороже золота, его не купишь.
-объяснить изученные орфограммы;
-расставить и объяснить знаки препинания;
-составить схему предложения;
-каким членом предложения является слово дороже?
- в какой форме употреблено данное прилагательное? (простая сравнительная степень)
2.упр.335 (3 чел. к доске)
-1 чел. выписывает прилагательные и подчеркивает их как члены предложения,
2 чел. выписывает все остальные слова с пропущенными буквами, вставляет их, объясняет орфограммы;
-3 чел. производит морфологический разбор слов сини, синих,
3. Самостоятельная работа в парах.
Деловая игра «НИЛ»- научно- исследовательская лаборатория (каждая пара выбирает работу по одному из вариантов)
1 вариант:
Прочитайте материалы упр.332 и предположите, в каких стилях речи могут употребляться прилагательные в простой форме сравнительной степени?
2 вариант:
Прочитайте материалы учебника о способах образования составной формы сравнительной степени (стр.12) и предположите, в каком стиле чаще всего употребляется данная форма? (в научном)-доказательства – примеры из учебника;
-прослушайте доклады и выводы групп, добавьте полученные сведения в кластер, который составляли в начале урока.
4. Выставление оценок (комментированное)
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.57, выучить кластер, упр.336 или сочинить мини- сказку из 5-6 предложений, используя слова из рамочек на стр.10-12 (по выбору)