Исследовательская работа на тему: Детская мечта в выборе профессии


Управление образования администрации
Новосибирского района Новосибирской области
XII районная научно-практическая конференция школьников «Надежды района-2014»
Отделение младших школьников «Мое первое исследование»
Исследовательская работа
Детская мечта в выборе профессии
Выполнили:
Файт Ксения, ученица 2 «Б»,
МБОУ Боровская СОШ № 84
Файт Н.П.
Научный руководитель:
Белокобыльских Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
2014 год
Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Сущность понятия « профессия». История профессий 3
Глава 2 Практическая часть
2.1 Выбор профессии одноклассников 5
2.2 Выбор профессии родителей 6
2.3 Итоги исследования 7
Заключение 8
Список литературы 9 Приложение 1 «Анкета для одноклассников» 10
Приложение 2 «Анкета для родителей» 11
Приложение 3 Диаграммы по результатам анкет 12
Введение
Актуальность исследования: В школе на уроке «Окружающий мир» изучали интересную тему «Профессия моих родителей», и учитель нам предложил домашнее задание: разработать проект на эту тему. Мы с мамой начали подбирать материал для презентации и решили, что расскажем подробно о маминой профессии «хореограф». На защите проектов я узнала о профессиях родителей моих одноклассников. Это было так интересно! После школы рассказала папе, как необычно прошёл урок по окружающему миру. Каково же было моё удивление, когда узнала, что папа в детстве хотел быть лётчиком, но ведь он по образованию учитель физической культуры! Но почему? Почему папа не стал тем, кем мечтал стать в детстве? Оказалось, что мама мечтала стать балериной, но она по образованию «хореограф».
И тогда мне захотелось выяснить, кем мечтают стать в будущем мои одноклассники и, самое главное, сбылась ли детская мечта в выборе профессии у родителей моих одноклассников.
Цель работы: проанализировать реалистичность претворения детской мечты в выборе профессии и определить причины несбывшихся мечтаний.
Задачи:
проанализировать сущность понятия «профессия»;
проанализировать востребованность профессий на рынке труда;
определить и систематизировать перспективное видение одноклассников о будущей профессии;
определить и систематизировать реализацию мечтаний и профессий родителей одноклассников в детском возрасте;
обобщить результаты исследования и сделать выводы.
Объект исследования: процесс выбора профессии.
Предмет исследования: отношения, возникающие в процессе выбора профессии в детском возрасте.
Объект наблюдения: ученики 2 «Б» класса Боровской школы № 84 и их родители.
Методы исследования: общенаучные методы: наблюдение и сравнение, анализ и синтез; эмпирические методы; статистические и социологические методы: опрос, анкетирование, группировка и т.д.Глава 1 Теоретическая часть
1.1. Сущность понятия «профессия». История профессий.
Словарь В. Даля констатирует, что термин "профессия" происходит от латинского слова: "professio" – промысел, всякое сословное занятие [1,с.45].
С. Ожегов определяет понятие профессия как основной род занятий, трудовой деятельности [3, с. 67].
В настоящее время существует огромное количество профессий (в России насчитывается около 20 тысяч названий профессий). И чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии. Так, ещё в начале прошлого века стали ненужными и исчезли профессии [3, с.89].:
водовоз (возчик, доставляющий воду);
извозчик  (кучер наёмного экипажа, повозки)
фонарщик  (рабочий, зажигающий уличные фонари, следящий за их исправностью);
трубочист  (рабочий, занимающийся чисткой печных труб, дымоходов);
шарманщик (музыкант, играющий на шарманке – музыкальном инструменте);
ямщик  (возчик на ямских лошадях, перевозил людей, почту, различный груз).
С наступлением ХХI века отмирают профессии, связанные с обслуживанием устаревших информационных средств, например [3, с.33].:
машинистка (специалистка, печатающая на пишущей машинке),
телефонист (специалист по телефонии, работник телефонной станции);
типографский наборщик (рабочий специалист по типографскому набору) и др.
По мнению Чудинова [10, с. 54], уже в конце ХХ века начали появляться новые профессии:
аудитор (финансовый ревизор, контролирующий финансовую деятельность компании, организации);
брокер (экономический посредник при заключении сделок на бирже, действует от имени и за счёт клиентов);
маркетолог (изучает конкуренцию и рынок сбыта);
менеджер (экономический руководитель компании, предприятия, банка и т. п., управляющий);
программист (профессия человека, который занимается разработкой программного обеспечения для программируемых устройств – компьютеров, сотовых телефонов, смартфонов, игровых приставок и др.);
Есть и такие профессии, которые можно назвать «вечными». Они существуют сотни лет и будут существовать всегда [6, с. 75],:
артист;
врач (специалист с высшим медицинским образованием узкой специализации (педиатр, терапевт, хирург и др.));
учитель (школьный преподаватель, лицо, которое обучает чему- нибудь);
строитель (специалист по строительству новых зданий);
полицейский;
чиновник.
Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы прошлого столетия престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, юристом и журналистом. В самом начале XXI века на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Сейчас очень популярны профессии, связанные с информационными технологиями, а также менеджеры, брокеры и психологи. Но что будет и с этими профессиями лет через десять, никто не знает.
Вывод
Слово "профессия" происходит от латинского слова: "professio" – промысел, всякое сословное занятие. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Существует огромное количество профессий. На сегодняшний день в России насчитывается около 20 тысяч названий профессий. И чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии.
Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы прошлого столетия престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, юристом и журналистом. В самом начале XXI века на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Сейчас очень популярны профессии, связанные с информационными технологиями, а также менеджеры, брокеры и психологи. Но что будет и с этими профессиями лет через десять, никто не знает.
Для того чтобы выбрать правильно свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности. При этом необходимо помнить, что только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.
Глава 2 Практическая часть работы
2.1 Выбор профессии одноклассников
В процессе исследования была разработана авторская анкета (Приложение 1). Было опрошено 12 респондентов (учеников 2 «Б» класса). Опрос проводился с 14 января по 14 февраля. Некоторые характеристики и результаты анкетирования представлены в табл.1.
Таблица 1 – Результаты анкетирования учеников 2 «Б» класса
Респондент полных лет Пол Кем мечтает стать? Одобряют ли родители выбор профессии?
1 8 муж. ветеринаром не знает
2 8 жен. ветеринаром не знает
3 8 муж. ветеринаром +_
4 8 жен. доктором +
5 9 жен. доктором +
6 9 муж. пожарником +
7 9 муж. пожарником не знает
8 8 жен. хореографом +
9 8 жен. хореографом +
10 8 муж. спасателем +
11 8 муж. полицейским +
12 8 жен. парикмахером +
Обработав полученную информацию, можно сделать вывод, что мечтая о той роли, которую они хотят выполнять, дети редко руководствуются принципами престижности и высокими заработными платами. Гораздо более важным для них является значимость работы для окружающих людей, ее социальная функция. Именно поэтому верхнюю позицию рейтинга профессий, о которых мечтают одноклассники, занимает профессия ветеринара, доктора, пожарника.
Три одноклассника ответили, что не знают, одобрят ли родители их выбор. Остальные девять ответили, что родители поддерживают выбор ребёнка. Вот такие мечты о будущей профессии у наших второклассников. Интересно, сбудутся ли они? Я думаю, что обязательно. Ведь детские мечты должны сбываться.
2.2 Выбор профессии родителей
На втором этапе исследования было опрошено 20 родителей. По результатам анкетирования выяснилось следующее, что только у трёх человек сбылась детская мечта, а у остальных - не осуществилась. Что повлияло на выбор их профессии? Двумя самыми распространенными причинами того, почему мечты родителей о выборе профессии так и не воплотились в жизнь, стали отсутствие возможности получить соответствующее образование, а также переоценка существовавших в детском возрасте ценностей, которые и повлияли на окончательный выбор будущей профессии (Приложение 3).
Тем не менее, люди, испытывающие сейчас сожаление относительно того, что так и не стали теми, кем хотели в детстве, отвечая на вопрос «Почему?» указывали именно на то, что выбор профессии за них сделали родители или повлияли жизненные обстоятельства.
2.3 Итоги исследования
Анализируя работу, пришли к выводу, что:
существует огромное количество профессий;
популярность профессий меняется с годами;
дети, мечтающие сегодня об одной профессии, завтра могут поменять свою мечту;
выбор профессии и детские мечты часто бывают несовместимы по разным причинам.
Стало быть, детские мечты в выборе профессии осуществляются частично.
Но я знаю твёрдо, что если что - нибудь сильно хотеть и делать всё возможное, для исполнения своей мечты, то эта мечта обязательно осуществится.
Заключение
Работая над исследовательской работой «Детские мечты в выборе профессии», я узнала, что:
Слово "профессия" происходит от латинского слова: "professio" – промысел, всякое сословное занятие. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Существует огромное количество профессий. На сегодняшний день в России насчитывается около 20 тысяч названий профессий. И чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии.
Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы прошлого столетия престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, юристом и журналистом. В самом начале XXI века на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Сейчас очень популярны профессии, связанные с информационными технологиями, а также менеджеры, брокеры и психологи. Но что будет и с этими профессиями лет через десять, никто не знает.
Мечтая о той роли, которую одноклассники хотят выполнять, дети редко руководствуются принципами престижности и высокими заработными платами. Гораздо более важным для них является значимость работы для окружающих людей, ее социальная функция. Именно поэтому верхнюю позицию рейтинга профессий, о которых мечтают одноклассники, занимает профессия ветеринара, доктора, пожарника;
Родители одноклассников в детстве мечтали стать космонавтами, лётчиками, балеринами, капитанами, ветеринарами, хореографами, но
только у трёх человек сбылась детская мечта, а у остальных - не осуществилась. Двумя самыми распространенными причинами того, почему мечты родителей о выборе профессии так и не воплотились в жизнь, стали отсутствие возможности получить соответствующее образование, а также переоценка существовавших в детском возрасте ценностей, которые и повлияли на окончательный выбор будущей профессии.
Всё же наши мечты тоже могут взрослеть вместе с нами, и их совсем не обязательно оставлять в детстве вместе с мягкими игрушками. Дать детской мечте исполниться – это еще один шаг на пути к тому, чтобы быть счастливым и успешным. Я знаю твёрдо, что если что - нибудь сильно хотеть и делать всё возможное, для исполнения своей мечты, то эта мечта обязательно осуществится.
Список литературы
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 3; Л-Р /Под ред. Проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.; Терра – Книжный клуб, 1998. – 912с.
Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей /Компания Ключ «С». Филологическое общество «СЛОВО». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова.- М.; «Пресса», 1994.
Ожегов С. И. и Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.; ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944с.
РодариД. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла? – М.; Детская литература, 1989.
http://www.livejournal.com/myads. Дата обращения. 03.12.2013
http://alviv.ucoz.ru Дата обращения. 15.01.2014
http://www.ucheba.ru Дата обращения. 06.01.2014
ru. wikipedia. org Дата обращения. 03.01.2014
http://mirsovetov.ru Дата обращения. 03.02.2014
www. e-perspektiva. Ru Дата обращения. 03.01.2014
Приложение № 1
Анкета для одноклассников
Тема: «Профессия, о которой мечтаю с детства».
1. ФИ одноклассника (-цы)
(сколько полных лет)
2. Кем ты мечтаешь стать в будущем? (назови профессию) 3.Почему тебе нравится именно эта профессия? 4.Одобряют ли твой выбор родители?
Приложение № 2
Анкета для родителей 2 «Б» класса.
Тема: «Профессия, о которой мечтали в детстве».
Цель: (что хотела узнать?) осуществились ли детские мечты родителей в выборе профессии.
Анкета для мамы
1.ФИО мамы
(сколько полных лет) 2. Кем вы мечтали стать в детстве? (профессия) 3.Почему именно эта профессия? 4.Осуществились ли детские мечты в выборе профессии? 5.Что помешало в осуществлении детской мечты? 1.Ваша профессия в настоящее время? 2.Нашли ли вы своё место в жизни? 3.Что можете посоветовать своим детям в выборе профессии? 4.Хотели бы сейчас стать тем, кем мечтали в детстве? Анкета для папы
1.ФИО папы
(сколько полных лет) 2. Кем вы мечтали стать в детстве? (профессия) 3.Почему именно эта профессия? 4.Осуществились ли детские мечты в выборе профессии? 5.Что помешало в осуществлении детской мечты? 1.Ваша профессия в настоящее время? 2.Нашли ли вы своё место в жизни? 3.Что можете посоветовать своим детям в выборе профессии? 4.Хотели бы сейчас стать тем, кем мечтали в детстве? Пожалуйста, принесите анкету в понедельник. Хотелось бы увидеть полные ответы на вопросы.
Приложение № 3