План Творческого проекта и Эссе на тему «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества»

План Творческого проекта
(выполнила: учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №2» Кутейникова Анна Валентиновна)
Тема проекта: «Памятники религиозной культуры в моем городе»
Актуальность: История культуры нашей страны, и нашего города в частности, сохранила немало религиозных памятников, среди которых и Софийский Собор – ярчайший памятник (религиозный, архитектурный, исторический) нашего города. В памятниках религиозной культуры заключена мудрость многих поколений людей, они всегда были и будут нужны людям, так как они несут в себе непреходящие ценности. Изучение культового искусства приобщает учащихся непросто к культуре прошлого, а к истории духовной жизни человечества. При этом главное – не обретение различных знаний в области архитектуры, живописи или истории храма, а постижение его смысла, культурного значения, понимание традиций и художественного вкуса народа. Во все времена Новгород был центром русской культуры и религии. Новгород справедливо называют одним из самых религиозных городов. Храмы Великого Новгорода имели большое культурное значение: в них воплотилась история города, традиции и художественные вкусы народа.
Цель: знакомство учащихся с храмом Святой Софии Новгородской как с самым ярким представителем религиозной культуры Великого Новгорода
Задачи: 1) формирование навыков исследовательской деятельности, 2) духовно-нравственное воспитание учащихся в традициях уважения к отечественной истории, 3) приобщение к духовному наследию родного города, а так же уважительного отношения к охране объектов культурного наследия города Великий Новгород, 4) воспитание чувства гордости и ответственности за культурное и историческое наследие русского народа.
Практическая значимость: Для образования, воспитания, умственного, нравственного и духовного формирования подрастающих граждан России знание культуры своей родины имеет первостепенное значение. Через знакомство с памятниками религиозной (и не только) культуры дети учатся понимать нравственные идеалы, общечеловеческие ценности, христианскую добродетель и мораль. Дети получат основные идеи о назначении и особенностях культовой постройки в отечественной культуре: православный храм как памятник религиозной культуры.
Ожидаемые результаты: раскрытие идейно-содержательной и образно-эстетической сторон храмов Великого Новгорода.
Фотовыставка или выставка детских работ на темы «Наши храмы», «Храмы Великого Новгорода». Детям могут быть предложены темы для самостоятельной подготовки небольших выступлений о храмах Великого Новгорода, об устроении православного храма и др.





Эссе на тему «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества»

Постановка проблемы:

     На мой взгляд, тема данного эссе  в настоящее время весьма актуальна и современна, так как многие нравственные ориентиры в жизни современного общества сейчас утрачены, оно  больно  бездуховностью, безнравственностью, чёрствостью и равнодушием.  Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению основ духовно-нравственной культуры. Именно на этих уроках дети осознают и понимают, что настоящий человек начинается там, где есть святыни души. К важнейшим вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, т.е. основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Поэтому то, одной из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема  духовного и нравственного становления личности. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

Раскрытие темы:
В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Духовные ценности включают в себя мудрость, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Но, к сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. Сейчас произошла смена ценностных ориентиров у общества и подрастающего поколения в частности. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других; как можно жертвовать собой ради других. Под влиянием окружающего мира и пропаганды СМИ у детей формируется антиидеал. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря нравственного идеала. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей педагога в современном обществе стало: формирование у детей потребности в идеале; необходимость найти и указать образец, достойный подражания. Ведь у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно - нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно - нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа
Заключение:

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности, процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.
Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Процесс воспитания нравственности представляет собой довольно сложное явление, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.
Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.
Таким образом, духовные ценности играют важную роль в гармоническом
развитии личности и являются необходимыми предпосылками участия каждого человека в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Основа нравственного поведения – это поступок, и человеку в жизни нужен конкретный пример для подражания – нравственный идеал, нечто возвышенное и недосягаемое. В нашем современном обществе, с низким уровнем нравственной культуры и поведения, задача нравственного воспитания состоит прежде всего не в нравственном просвещении, а в формировании умений реализовать нравственные ценности.
15