Статья Формирование общечеловеческих ценностей в процессе изучения музыкального искусства


Формирование общечеловеческих ценностей в процессе изучения музыкального искусства
Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-экономической и духовной жизни общества множество проблем. В современной России осознается падение нравственности, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление. В связи с этим становится понятным особое значение ценностных ориентаций детей. Актуальность данной темы в том, что в этом процессе велика роль музыкального искусства, представленного школами общего среднего образования, лицеями, гимназиями, различными внешкольными учреждениями.
Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Роль осуществления этой стратегии велика. Еще в глубокой древности задавались вопросы, где не потерявшие своей значимости и актуальные поныне: «Что есть истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Спустя столетия ученые пришли к выводу, что эти три категории вопросов тесно связаны между собой.
Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой ученые нашли для них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». Общечеловеческие ценности – эта та сила, которая задает направление в развитии человека, делает жизнь полной, приносит измерение глубины и способствует раскрытию всего заложенного потенциала. [5]
Как же проявляются общечеловеческие ценности в повседневной жизни? Это абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственность, служение человечеству, чувство благодарности, потребность делится, чистота и культура речи, здоровый образ жизни, искренность, умение прощать, сострадание, уважительное отношение к старшим, забота о детях, бережное отношение к природе, уважение всех религий и национальностей. Это то, что составляет природу каждого человека.
В процессах формирования общечеловеческих ценностей огромную роль играет музыкальная культура. Она отражает действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием.[2, С.159]
Во всем мире исполняют и слушают музыку. Музыка является средством общения и развлечения. С древнейших времен она сопровождала ритуалы религиозные церемонии. На протяжении столетий музыка постоянно менялась. И сегодня музыка является важной частью жизни человека. [3, С.99]
Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяются многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число важнейших функций музыки входит эстетическая, познавательная, воспитывающая, развивающая и др. [5]
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развивать мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес детей к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом.
Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд.
Определяющим направлением в формировании общечеловеческих ценностей является народная музыка. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических ценностей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Мир музыки имеет свой смысл. Музыка как явление духовной культуры несет в себе идеи, мысли, переживания, переданные в знаково-звуковой форме средствами музыкальной выразительности. Слушая музыку, человек вступает в контакт, диалог с ней. Воздействуя, музыка требует ответа.
Проблему освоения общечеловеческих ценностей решали теологи, философы, психологи, педагоги (М.М. Бахтин, Г.Г. Гадамер, Р. Бультман, А.Л. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл и др.). Они оказались едины в представлениях о психологическом ключе освоения общечеловеческих ценностей – оно есть не только осознание, но и отношение: «личная встреча», «диалог», «событие», «личностный смысл». [3,С.100]
Т.М. Буякас и О.Г. Зевина, проведя психологический опыт утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании, пришли к предположению, что современный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство. При этом недостаточно осмысления общечеловеческих ценностей, их нужно пережить, прожить внутри себя – смысл порождается не значением, а жизнью.
Ценности человеческого общества присваиваются личностью молодого поколения («открытие для себя смысла»), переживаются его («эмоции человека связаны с его активностью сознания и потребностями человека»), что активизирует формирование суждений и систематизацию знаний. Устойчивость собственного мнения в виде суждений(умозаключения), переходящая в убеждения, в осознание смыслов (и смысла собственной жизни), является признаком сформированности сознания высокого уровня. Поэтому не только ценности музыки, но и общечеловеческие ценности в музыке стали для нас интересующим предметом.
Итак, какие общечеловеческие ценности более всего являются опорой личности при общении с музыкой? С какими общечеловеческими ценностями чаще всего происходит «личная встреча» в музыке?
Для выяснения этих вопросов обратимся к исследованию А.В. Кирьяковой. В монографии «Теория ориентации личности в мире ценностей» отмечается, что при различии философского подхода в аксиологии все же ясно обозначена система ценностей как «внутренний стержень культуры общества» (В.Г. Здравомыслов) и выделены такие ценности, как истина (познание), добро, красота и близкие по значимости к ним человек (счастье), труд (деятельность, творчество), Отечество (свобода), являющиеся общечеловеческими и выполняющие функцию социальной доминанты, ориентации во все времена развития общества. [5]
Так, содержательный аспект красоты (идея – гармония) составляют искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика быта и труда; содержание ценностной категории человек (идея – гуманизация) включает любовь, добро, общение, счастье, достоинство; ценность жизни (экология, милосердие), определяет здоровье, жизнь человека, жизнь природы, жизнь планеты, космос; познанию (истине) соответствуют информация, знание, культура, средство самовыражения; ценность труда выражена средством существования, творчеством, профессией, возможностью самореализации, источником познания; Отечество – это мир, свобода, права человека, социальная справедливость, национальное самосознание.
Человек как ценность – ценная эстетическая категория, заключающая в себе такие гуманистические качества, как любовь, добро, достоинство, порядочность, счастье, общение с другими людьми, сочувствие и т.д., - получила широкое претворение в классицистской и романтической музыке.
В эпоху Просвещения второй половины XVIII в. Следует выделить двух оперных реформаторов – К.В. Глюка и В.А. Моцарта, которые стремились к синтезу музыки и драмы (органической взаимосвязи, слова, музыки, действия), к простоте, естественности, правдивости в выражении чувств героев и отражению идеалов своей эпохи. В операх Глюка («Орфей», «Ифигения», «Армида»), написанных на античные сюжеты, воспевается чувство долга, самопожертвование, возвышенная любовь. В трех изучаемых операх Моцарта – «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» - идеи «разума» эпохи классицизма выразились иначе: в живых реалистических портретах, в стремлении героев к справедливости и свободолюбию, в защите прав и достоинства человека, в массонском нравственном совершенствовании.
Столкновение человека с судьбой, со злом, когда перед человеком стоит проблема выбора, борьба добра и зла, мотив судьбы – темы, характерные для творчества Глюка, Моцарта и особенно Бетховена, горячо воспринявшего голос эпохи французской революции с лозунгом «Братство, равенство, свобода, они находят свое продолжение в эпоху романизма. [4, С.345]
Прекрасное чувство любви, вызывающее благородные порывы души, радостное томление и страдание, которые испытывают герои романтических произведений, находит живой отклик. Учащихся привлекают сюжетные коллизии вокальных циклов «прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта на стихи В. Мюллера, «Любовь поэта» Р. Шумана на стихи Г.Гейне, образное решение автобиографической «Фантастической» симфонии Г. Берлиоза и др.
Жизнь и творчество П.И. Чайковского, как и каждого великого композитора, являются ярким отражением эстетически-ценного отношения личности к окружающему миру. Гениальный дар Чайковского проявился в раскрытии душевного мира человека, в обращении к вечным человеческим, морально-философским проблемам, чем представляет особую значимость с точки зрения психолого-педагогической работы.
Для сравнения напомним, что в творчестве М.И. Глинки и у таких «кучкистов», как М.А. Балакириев, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, основу составили народно-бытовое, эпос, фантастика, отсюда – преобладание картинности; у А.С. Даргомыжского и особенно у М.П. Мусоргского ярко проступало психологическое начало на социальной почве; у П.И. Чайковского психологическое нашло выражение в раскрытии общечеловеческих душевных стремлений, в обращении к проблемам внутреннего мира человека, жизни и смерти. [3, С.400]
Красота как высшая эстетическая ценность объединяет ценностные категории. Прекрасно, с любовью воспеты в музыке С. Рахманинова Отечество, Родина во Втором фортепианном концерте, воспринимаемом как лирическая поэма о России. При изучении творчества Рахманинова учащиеся обращаются к поэтам, на чьи стихи созданы романсы, и находят литературно-художественные сравнения. Прекрасно «озвучены» Рахманиновым ценности – жизнь, истина, Бог в симфонической и хоровой музыке, к примеру – «Колокола» по Э. По в переводе К.Д. Бальмонта, «Всенощное бдение». [3, С.405]
Ценностную категорию красоты возможно наиболее полно раскрыть в теме «Импрессионизм» на примере творчества К. Дебюсси. Импрессионизм, как самое светлое направление в искусстве, зародившееся во Франции во второй половине XIX в. сначала в живописи, затем в поэзии и музыке, запечатлел мгновения окружающего мира, передал непосредственное впечатление от увиденного явления. Так, ценности прекрасного, человека, жизни, природы заиграли новыми, чистыми красками на полотнах живописцев, в музыке. Занятия, посвященные этой теме, имеют свою ценность в сопоставлениях, параллелях с другими видами искусства: живопись (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсаро, Сезанн, Дега), поэзия (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме), музыка (К. Дебюсси, М. Равель), а затем шире – связи французской культуры с русской. [1, С.55]
В музыкальных произведениях ценность Отечества воплощается через тему национального подвига («Иван Сусанин» М.И. Глинки), историю и миф («Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Богатырская симфония» и «Князь Игорь» А.М. Бородина, оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина»). На занятиях необходимо проследить исторические связи, что позволит говорить об актуальности этой темы сегодня.
Таким образом, музыкальное искусство превращается из школьного предмета в часть самой жизни человека, в основу понимания им смысла жизни и окружающего мира, способствуя формированию общечеловеческих ценностей у детей.
ЛитератураМузыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие/ под ред. Б. Левина. М.: Музыка, 2005г. 390 с.
Музыкальное образование в школе: учеб. пособие/ под ред. Л.В. Школяр. М.: Академия, 2001. 232 с.
Музыка России. М.: Сов. Композитор, 1986. Вып. 6.494 с.
Музыканты мира: биографический словарь /сост. М.В. Есипова, О.В. Фраенова. М., 2001. 518с.
Интернет-источники: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.283011