Класный час В гостях у осени (2-3класс)
Классный час «В гостях у осени» для 2-3 класса
Подготовила: Крамская Наталья Петровна, учитель начальных классов.
Цели:
Закрепить у детей полученные знания об осени;
Закрепить представления о сезонных изменениях в природе;
Повторить обобщающие понятия «приметы осени, овощи»
Учитель: Сегодня на классном часе мы будем говорить о празднике осени. Есть две осени. Одна – радостная, пышная убранством, богатая урожаем, сияющая лучезарной улыбкой. Был еще в старину на Руси такой праздник Осенины. Праздновали его в сентябре. Осенины – это встреча осени. Сентябрь – первый осенний месяц, когда осень уже полностью вступила в свои права. В народе его называли «хмурень», «листопад». Осенины встречали у воды. Рано утром 14 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине. Другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, с серым пасмурным небом сквозь голые ветви берез. Ее зовут у нас поздней осенью. Каждую осень мы любим по-своему. Золотая осень! Та, которую мы любим за ясные дни, за лазурно - голубое небо. Осень – красавица девушка.
Учитель: Сегодня мы узнаем, кто же обладает всеми этими качествами, кто достоин, носить звание Королевы Осени. У нас на балу присутствует жюри, которое и определит лучшего среди лучших. Итак, состав жюри это наши мальчики, а участницы наши девочки.
Учитель: Состязание будет нелегким, но каждой из участниц полна решимости завоевать это почетное звание – Королева Осень.
Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участниц каждая из которых принесла необычный подарок (домашнее задание).
Учитель: Конкурс 1. «Золотые руки»
Оценивается название, оригинальность идеи, исполнения изделия. Оцениваем от 1до 5 баллов.
Учитель: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование. Одной из самых важных работ была рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.
Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься «С БОГОМ!» Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят». Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы вырастить и другие овощи. Давайте узнаем что же наша осень нам принесла,музыкальный конкурс исполнить песню « Что нам осень принесла?» Оцениваем от 1до 5 баллов.
Учитель: Конкурс 2 « 3агадки» за каждый верный ответ один балл.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке зеленые прядки. (морковь)
Скинули у Егорушки золотые перышки.
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)
Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу, у неё листочки с хрустом, а зовут её (капуста).
А на этой грядке выросли загадки.
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры).
Меня – единственную в мире не просто варят, а в мундире
Честь мундира берегу – служу людям как могу. (картошка)
Учитель: И известно ли вам о значении овощей в жизни человека? Овощи – копилка витаминов ( от латинского слова «вита», что означает «жизнь»). Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами заболевших людей. Морковь – витамин роста. Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щечкам необходимо порозоветь. Капуста лечит язву желудка, репа, кабачок, баклажаны и арбуз помогает тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки у кого поднялось давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свекле.
На огородах нашей планеты выращиваются более 120 видов овощных культур и 70
Учитель: Конкурс 3 «Знание сила» за каждый верный ответ один балл
Давайте узнаем, как хорошо участницы знают пословицы и поговорки об осени
Осень запасиха, а зима ...(подбериха)
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама …(попала в осил)
Корми меня в весну, а осенью …(сам сыт буду)
Красна весна цветами, осень…(снопами)
Летом поем, осенью …(воем)
Отложил на осень, а там и…(бросил)
Придет осень, за все… (спросит)
Поздней осенью одна ягода, да и то … (горькая рябина)
Учитель: Конкурс 4.А сейчас, девчата, давайте вспомним осенние приметы. За каждый правильный ответ один балл.
Вороны и галки садятся на нижние ветки – к ветру.
Гусь лапку поджимает – к холоду.
Сильная роса – ясному дню.
Дождь сквозь солнце – к ненастью.
Радуга вечером – к хорошей погоде.
Радуга утром – к дождю.
Гром в сентябре – теплая осень.
Октябрьский гром – бесснежной зиме.
Осенью паутина – к ясной погоде.
В лесу много рябины – осень дождливая.
Муравьи прячутся в гнезда – ветру.
Ласточки летают низко – перед дождем.
Паук успешно плетет сети – к сухой погоде.
Если журавли осенью летят высоко, значит осень будет долгой.
Если в сентябре месяце вдруг гром загремит или паутина щедро сплетётся - жди осеннего тепла.
Если осенью листья у берёз начнут желтеть с верхушки - значит весна будет ранняя.
А зажелтеют берёзы снизу - жди поздней весны.
Учитель: Продолжаем веселиться. Задача участниц спеть полученную частушку. Оцениваем от 1до 5 баллов.
Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас! Ух!
Как красиво всё кругом золотым осенним днём:
Листья желтые летят, под ногами шелестят! Ух!
Осень – времечко сырое, дождик льётся с высоты.
Люди чаще раскрывают разноцветные зонты! Ух!
Осень – чудная пора, любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим, много там грибов находим! Ух!
Нет вкуснее яблок спелых, это знает детвора.
Как мы яблоки увидим, сразу все кричим: «Ура!»
Любим мы свеклу, морковку и капусту тоже есть,
Потому что витамины в овощах и фруктах есть! Ух!
Осень, Осень золотая, хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла! Ух!
Мы частушки вам пропели, вы скажите от души,
Хороши частушки наши, и мы тоже хороши! Ух!
Учитель: Осенняя викторина:
1.Какие овощи называют «синенькими»? /баклажаны/
2.Какой овощ называют «змеиной травой»?/ чеснок/
3.Какой овощ бывает и сладким, и горьким? /перец/
4.Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? /грибы/
5.Для кого мухомор не является ядовитым? /олень, лось/
6.Какой гриб лечит болезни?/чага - древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей/
7.Собирают ли себе птицы на зиму запасы? /да, совы и сойки/
8.Какие деревья сбрасывают листву зелёной? /ольха и ива/
9.Листья каких деревьев осенью краснеют? /осина, рябина, клён/
10.Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? /белка/
11.У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? / у зайца/
12.Какие птицы едят грибы? /глухари/
Учитель: А теперь пришло время подводить итоги нашего конкурса. Слово предоставляется нашему строгому, но справедливому жюри.
Учитель: Спасибо всем участницам конкурса.