Рабочая программа факультативного курса Химия для восьмиклассников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №128»


Рассмотрено на м/о Согласовано Утверждаю
Протокол №______ Зам.директора Директор
от «___»_________2016г. __________________ _____________
Руководитель ШМО «___»________ 2016 приказ № от




Рабочая учебная программа факультативного курса
химии «Химия для восьмиклассников»
(наименование учебного предмета)
8 класс основного общего образования



составлена на основе авторской программы «Химия. 8» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2011г
 (наименование программы) 







Программу составили:
Ваганова И.В.
Лепешкина Е.Г.


















Рабочая учебная программа факультативного курса
химии «Химия для восьмиклассников».
8 класс.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089). За основу рабочей программы взята авторская программа по химии для 8-9 классов О.С. Габриеляна "Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2011."

Актуальность темы
Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений и, с другой – создать условия для углубленного изучения школьного курса химии для учащихся, проявляющих склонность и интерес к химии. Факультативный курс ставит своей задачей полнее, чем в основном курсе химии, отражать современное состояние химической науки. Факультативный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико – материалистического и научного мировоззрения учащихся.
Факультатив повышенного уровня следует за соответствующими темами основного курса химии и углубляет его содержание.

Новизна:
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры. Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, и выполнения практических работ, а именно задачи и практические работы обеспечивают закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы. Решению этой задачи может способствовать предлагаемая программа факультативного курса «Химия для восьмиклассников», который предусматривает небольшое, доступное для учащихся 8 – го класса углубленное изучение материала.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Задачи курса:
1. обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;
2. отработать навыки решения простейших задач;
3.начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
4. подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Форма обучения:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Групповая.
Методы обучения:
Словесный (беседа, лекции, рефераты).
Наглядный (П/Р).
Практический (решение задач).
2.Содержание курса.
Модуль 1: Введение.
Овладение знаниями о сущности химии, основных ее понятиях.
Модуль 2: Важнейшие химические понятия.
Овладение знаниями о веществе, знаках химических элементов, химических формулах, с.о., валентности, химических реакциях, физические явления. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества по формулам. Решение упражнений по составлению химических формул с использованием валентности, определение с.о. элементов.
Модуль 3: Количество вещества.
Овладение знаниями о количестве вещества, молярном объеме газа. Решение расчетных задач.
Модуль 6: Уравнение химических реакций.
Овладение знаниями о химических реакциях, типах химических реакций, законе сохранения массы вещества. Экзо – эндотермические реакции. Реакция горения. Решение расчетных задач по химическим уравнениям.
Модуль 7: Химическая кинетика и химическое равновесие.
Овладение знаниями о скорости химической реакции, химическом равновесии, термохимическом уравнении. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач. Решение упражнений.
Модуль 8: Растворы.
Овладение знаниями о растворах, кристаллогидратах, коэффициенте растворимости, кривой растворимости. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач.
Модуль 9: Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.
Овладение знаний о ТЭД, ионных уравнениях, классах неорганических соединений и классификации, и свойствах. Применение теоретических знаний на практике. Решение упражнений. Решение расчетных задач.
Модуль 10: Итоговое занятие.
Закрепление, проверка полученных знаний учащихся. Проведение олимпиады.
Содержание курса
Часть 1. Введение (1 час)
Цель: Сформировать знания учащихся о химии, ее задачах, основных понятиях.
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Основные этапы в истории развития химии.
Часть 2 Важнейшие химические понятия. (6 часов)
Цель: Сформировать знания о физических и химических явлениях. Дать понятие валентность, степень окисления. Научить учащихся составлять химические формулы используя понятие валентность. Познакомить учащихся с относительной молекулярной массой. Закрепить полученные знания практически.
Валентность переменная и постоянная. Степень окисления. Физические явления. Химические явления (химическая реакция). Относительная молекулярная масса. П\Р «Примеры физических явлений», «Химические явления».
Решение задач: «Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формулам».
Решение упражнений: «Составление химической формулы по валентности», «Нахождение с.о. каждого элемента в веществе».
Часть 3 Количество вещества. (5 часов)
Цель: Сформировать знания учащихся о количестве вещества, молярном объеме газа. Научить учащихся решать задачи с использованием химических формул.
Количество вещества, молярный объем вещества. Решение расчетных задач.
Часть 4: Уравнения химических реакций. (6 часов)
Цель: Сформировать знания о химических реакций, признаках, типах химических реакций. Научить учащихся составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты. Научить учащихся производить расчеты по химическим уравнениям.
Химические реакции, уравнения. Закон сохранения массы вещества. Коэффициенты.
Типы химических реакций. Расчеты по химических уравнениям.
Решение расчетных задач по химическим уравнениям.
Часть 5: Химическая кинетика и химическое равновесие. (6 часов)
Цель: Сформировать знания учащихся о скорости химической реакции, факторах, вызывающие смещение равновесия. Познакомить учащихся с термохимическим уравнением. Научить учащихся производить расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Катализатор. Правило Вант – Гоффа. Обратимые и необратимые химические процессы. Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье. Факторы, вызывающие смещение равновесия. Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям.
П\Р «Изучение зависимости скорости реакции от концентрации и температуры», «Разложение пероксида водорода под действие оксида марганца (IV)». Решение расчетных задач.
Часть 6: Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД. (10 часов)
Цель: Сформировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений в свете ТЭД.
ТЭД, ионные уравнения, оксиды классификация, номенклатура, свойства, основания классификация, свойства, кислоты классификация, свойства, соли классификация, номенклатура, свойства. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
П\Р « Решение экспериментальных задач». Решение расчетных задач.
Часть 7: Итоговое занятие. (1 час)
Цель: Закрепить, систематизировать полученные знания учащихся.
Проведение олимпиады.
3.Ожидаемые результаты:
Успешное обучение в последующих классах;
Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
Умение проводить простейшие расчёты;
Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
Учащиеся должны знать:
Валентность и с.о. атомов элементов.
Признаки протекания химических реакций.
Классификацию неорганических веществ и их химические свойства.
Основные способы решения задач.
Применение теоретических знаний на практике.
Учащиеся должны уметь:
Планировать и проводить эксперимент.
Решать задачи.
Работать с основной и дополнительной литературой.
Писать рефераты.
Работать в группах.
4.Учебно-тематический план.

Название темы
Кол-во часов


Введение
1


Важнейшие химические понятия.
6


Количество вещества.
6


Уравнение химических реакций.
5


Химическая кинетика и химическое равновесие.
6


Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.
10


Итоговое занятие.
1

5.Учебно-методический комплекс:
1.Авторская программа по химии для 8-9 классов О.С. Габриеляна "Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2011."
2. Учебник: О.С. Габриелян .Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009,2010
3. Габриелян О.С..Смирнова Т.В. «Изучаем химию в 8 классе:методтческое пособие у учебнику О.С. Габриелян «Химия 8 класс» для учащихся и учителей.-М:.Блик и К,2001,
4.Я.Л.Гольдфарт,Ю.В.Ходаков,Ю.Б.Додонов «Сборник задач и упражнений».учебное пособие для учащихся 7-10 классов средней школы.-М:.Просвещение,2001.
5.Хомченко И.Г.»Сборник задач и упражнений по химии для средней школы»- М.новая волна.2006.




















Тематическое планирование факультативного курса «Химия для восьмиклассников»
(1 час в неделю; всего 35 часов; 1 час резервного времени).


Название темы
Кол-во часов
Дата


Введение
1


1.
Что изучает химия.
1



Важнейшие химические понятия.
6


1
Просты и сложные вещества. Химические формулы. Валентность и степень окисления.
1


2
Относительная молекулярная масса.
1


3
Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.
1


4
П\Р «Физические явления», «Химические явления».
1


5
Решение упражнений.
1


6
Решение расчетных задач «Вычисление относительной молекулярной массы».
1



Количество вещества.
6


1
Количество вещества.
2


3
Молярный объем газа.
2


5
Решение задач.
2



Уравнение химических реакций.
5


1
Химические реакции. Химические уравнения. Закон сохранения массы вещества.
1


2
Типы химических реакций.
1


3
Расчеты по химическим уравнениям.
1


4
Решение расчетных задач.
2



Химическая кинетика и химическое равновесие.
6


1
Скорость химических реакций. П\Р «Изучение зависимости
скорости реакций от концентрации и температуры», «Разложение пероксида водорода под действием оксида марганца (IV).
1


2
Факторы влияющие на скорость химической реакции.
1


3
Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье. Факторы вызывающие смещение равновесия.
1


4
Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям.
1


5
Решение расчетных задач.
2



Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.
10


1
ТЭД. Ионные уравнения.
1


2
Оксиды. Классификация, номенклатура. Св-ва.
1


3
Основания. Классификация, номенклатура, св-ва.
1


4
Кислоты. Классификация, св-ва.
1


5
Соли. Классификация, номенклатура, св-ва.
1


7
Генетическая связь м/у классами неорганических соединений.
1


9
П/Р «Решение экспериментальных задач».
1


10
Решение упражнений и расчетных задач.
2



Итоговое занятие.
1


1
Олимпиада.
1











































15