Разработка урока по русскому языку «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже». 4кл.
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Курсы «Теория и методика
преподавания в условиях введения ФГОС»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже».
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ № 127 Автозаводского района
ФИО Толокина Татьяна Алексеевна
Квалификационная категория 1 (первая) т. 89087430516; 2581218
Стаж работы учителем начальных классов 25 лет
Н. Новгород
2013 год
Проект урока
Учебный предмет русский язык.
УМК «Школа России».
Тема урока «Правописание безударных окончаний имен существительных в
родительном падеже».
Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи урока познакомить с правописанием безударных падежных
окончаний в родительном падеже. Учить последовательности действий при
написании безударных окончаний.
Ожидаемые результаты:
Предметные
1. Активизировать знания об именительном и винительном падеже
имен существительных.
2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного.
3. Формировать навыки последовательности действий для определения окончаний имен
существительных в родительном падеже.
4. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имен
существительных в родительном падеже.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух LINK Word.Document.12 "C:\\Users\\1\\Desktop\\зачетная работа.docx" OLE_LINK1 \a \r \* MERGEFORMAT .
Познавательные
1. Развитие умения выделять и формировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные
1. Развивать умения эффективно сотрудничать. Грамотно излагать собственную точку зрения.
2. Обосновывать суждения, проявлять активность при решении познавательных задач.
3.Соблюдать правила общения.
регулятивные
Формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёра.
Личностные
1. Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
1. Сформированы знания об имени существительном как части речи.
2. Навыки склонения имен существительных в единственном числе
3. Умение распознавать тип склонения и падеж существительных.
Этапы урока и хронометраж
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний – 3 мин.
3. Физкультминутка – 1 мин.
4. Постановка учебной проблемы – 5 мин.
5. Целеполагание – 2мин.
6. Открытие нового знания– 5мин.
7. Проговаривания нового знания – 3мин.
8. Закрепление нового материала – 6мин.
9. Творческая индивидуальная работа – 5мин.
10. Обобщение. Итог урока – 4 мин.
11. Рефлексия - 1 мин.
13. Домашнее задание – 3 мин.
№ Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Формирование
УУД
1 Организационный момент Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть
Можно тихо сесть.
- Проверьте, всё ли готово к нашему уроку.
Личностные:
Самоопределение
Мотивация к учебной деятельности
2
Актуализация знаний
- Сегодня на уроке я приглашаю Вас, ребята, отправится в путешествие по морю. Подумайте, как оно называется?
- Прочитайте слова, записанные на доске. Определите часть речи, к которой относятся эти слова. Кто из Вас догадался, по какому морю мы отправимся в путешествие? (Имя Существительное)
- Что Вы знаете об Имени Существительном? (Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода; изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам – называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).
-Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на 3 группы?
На доске:
Подруга, верблюд, жизнь, шапка, мешок, фасоль, одежда, молоко, дочь, столица, пенал, рожь.-(Нужно определить род)
1. - Наш корабль подходит к о. Склонения.
Задание: запишите слова в 3 столбика в соответствии со склонением.
2.- Давайте, все вместе проверим, как вы справились с первым заданием. Молодцы!!!
- Итак, как определить склонение существительных? Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2-му? К 3-ему? (таблица на доске)
- Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?
( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)
Познавательные
(Анализ объекта. Умение строить речевое высказывание.
Умение структурировать знания. ) Регулятивные:
(Контроль знаний и коррекция. Сличение результата с заданным эталоном.
Целеполагание)Коммуникативные:
(Умение сотрудничать со сверстниками.)
3 Физкультминутка (упражнения для глаз).
- Молодцы! А теперь давайте встанем и попрощаемся с жителями о. Склонений.
Взять карандаш и на вытянутой руке переводить его влево-вправо, вверх-вниз. Глазами следить за карандашом.
Личностные.
(Ориентирование на здоровый образ жизни.)
4
Постановка учебной проблемы.
– Можно отправляться дальше. Но наш корабль сел на мель. Сняться с мели нам поможет правильный ответ на второй вопрос:
- Как проверить безударное окончание существительных?
(определить склонение и падеж существительного и вспомнить падежное окончание имени существительного под ударением)
Задание выполняем в парах на личных ноутбуках.
Ноутбук:
Задание: Прочитайте текст. Найдите имена существительные. Определить падеж и склонение имен существительных. Вставьте пропущенные окончания только у существительных именительного и винительного падежа
Однажды голубь залетел в детскую поликлиник…. Девочк… начала бросать ему зёрн…. Но птиц… отказывалась от пищ…. Доктор обнаружил у птичк… рыбью кость. Врач вынул косточк…. Птиц… принялась клевать корм.
Регулятивные:
(Принимать учебную задачу. Планировать действия.)Познавательные:
(Умение строить речевое высказывание,структурировать знания, выбирать способы решения задач).
Коммуникативные:
(Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.)
5 Целеполагание - У каких имён существительных не вставили окончание? Назовите эти слова. Почему не стали вставлять? (им. сущ. другого падежа)
- Впереди полуостров Падежей. У каждого падежа свой порт. Как вы думаете, в каком порту нам следует остановиться, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос?
С какой проблемой мы столкнулись? (нам встретились им. сущ. Р.П., и мы не знаем, какие окончания надо писать)
-Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им. сущ.? (падеж, склонение, окончание)
- На какие вопросы надо найти ответы на сегодняшнем уроке?
На экране: 1. Вспомнить вопросы и предлоги им. сущ. Р.П.
2. Узнать, какие окончания встречаются у этих им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.
3. Потренироваться правильно писать безударные окончания им. сущ. Р.П.
Регулятивные:
(планирование решения учебной задачи: выстраивать алгоритм действий)
Познавательные
(Общеучебные, логические, формулирование проблемы)
Личностные:
(Проявлять внимание, желание узнать новое)
6
Открытие нового знания.
1. - Правильно, мы зайдём в порт Родительного падежа.
- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? ( От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)- Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.? (подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)
Задание: Прочитайте им. сущ. Определите склонение. Поставьте в род. падеж. Выделите окончания. (1 ребёнок у доски, остальные на местах или с комментированием, любые варианты)
1 скл. земля, сестра
2 скл. окно, конь
3 скл. ложь, рожь
- Выделите окончания в именах существительных в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?
Вывод: Заполняем таблицу:
1 скл. - -и, - ы
2 скл. - -а, - я
3 скл. - -и
Познавательные
(Уметь строить логическую цепь рассуждения, делать выводы)
Коммуникативные:
(Развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание с поставленными задачами)
7
Проговаривание нового знания Чтение сведений из учебника на с. 97 о правописании окончаний в родительном падеже.
- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 97 и проверим наше предположение.
Почему нам удалось легко определить окончания им. сущ. в родительном падеже? (на окончание падало ударение)
В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять? (когда оно безударное)
Каким алгоритмом надо воспользоваться, чтобы написать правильно окончание?
(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)
Алгоритм:
1. задать вопрос, посмотреть на предлог;
2. определить падеж;
3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;
4. подобрать существительное с ударным окончанием в том же падеже и написать окончание.
Регулятивные:
(Умение корректировать свои действия относительно образца)
Коммуникативные:
(формулировать свои затруднения, слушать собеседника)
Познавательные:
(Применение полученных знаний в новых условиях Применение полученных знаний на практике.) 8
Закрепление нового материала
– Пока мы были в заливе, пираты захватили наш корабль и требуют выкуп. Нужно выполнить упражнение №192. (с комментированиемРегулятивные.
(Осознанное построение речевого высказывания в устной форме)
Коммуникативные:
(Умение владеть монологической речью)
9
Творческая индивидуальная работа.
. Творческое задание (разноуровневые задания на ноутбуках):
1 уровень: поставьте имена существительные в форму родительного падежа и запишите в 3 столбика;
мудрость, олень, пустыня, грач, рожь, дрозд, дятел, повар
2 уровень: напиши существительные в три столбика, допиши в каждый столбик по одному своему существительному:
мудрости, оленя, пустыни, грача, ржи, дрозда, дятла, повара
3 уровень: замени в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из, или без предлога в форме родительного падежа:
Н-р: вишневый компот – компот из вишни (1 скл.)
медвежья берлога -…..
мышиная нора - …
змеиный укус- …
волчье логово - ….
беличье дупло - …
рысий след - …
Регулятивные:
(Выявление основного в своей деятельности)
Личностные.
(Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности)
10 (Обобщение. Итог урока.)-Нам пора возвращаться. Давайте посмотрим, выполнили ли мы поставленные перед нами задачи.
Читаем ещё раз поставленные вопросы и отвечаем на них.
У каких им. сущ. не вставили окончания? Можем ли мы это сделать сейчас?
-Поверим, как выполнили задание по карточкам
- Что было для вас сегодня легко?
- Что ещё трудно?
- Что показалось самым интересным?
Регулятивные:
(Оценивание уровня усвоенных знаний)
11
Рефлексия.
Перечислите окончания существительных.
(1 скл.— и, - ы; 2 скл.- а, - я; 3скл. - и.)
Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже.
(о, до, из, без, у, для, около, с, от)
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.
Коммуникативные:
(Умение давать эмоциональную оценку своей деятельности)
12 Домашнее задание Жители порта на прощание передали конверт. Посмотрим, что в нём? (Упр. № 193, правило на с. 101.) Наш корабль возвращается домой, всем спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!
Познавательные
(Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью).
Литература:
1. Асмолина А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя, М., Просвещение, 2010
2. Гараева Я.Ш. Методическое пособие: «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс»
Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2008
з. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М.,1996
4. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс,1-2ч
Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2005-2006
5. Рамзаева Т.Г. Программа «Русский язык в начальной школе», Издательство «Дрофа», М., 2008
6.Соловейчик М. В.
«Я иду на урок в начальную школу», М., 2000
7. Полякова А. В. учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя, Самара, 1993
Оборудование урока:
Русский язык-4 класс (автор: Рамзаева Т.Г. Учебник 1 часть. М.: Просвещение, 2006);Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска (экран).
Детские ноутбуки.
Ф.И.О. учителя Толокина Татьяна Алексеевна
Класс 4 Учебный предмет: русский язык Дата: Дата:12.06.13
Тема урока « Правописание безударных окончаний имен существительных
в родительном падеже».
Параметры оценки Балл
Самооценка учителя Оценка преподавателя
1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся 4 2. Реализация компетентностного подхода 4 3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий 4 4. Развивающая направленность заданий 3 5. Структура урока и логика его построения 4 6. Формы организации деятельности учащихся 4 7. Методы обучения и методические приемы 4 8. Соответствие наглядности требованиям ФГОС НОО 3 9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 4 10. Организация оперативной обратной связи 4 11. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 5 12. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 4 13. Постановка учебных задач. Организация целеполагания 4 14. Формирование личностных УУД 4 15.Формирование познавательных УУД 4 16. Формирование регулятивных УУД 4 17. Формирование коммуникативных УУД 4 18. Психологический климат урока 5