Программа организации внеурочной исследовательской деятельности для 8 классса Цветовые ощущения восьмиклассников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»

















Программа
организации проектной деятельности учащихся
в секции биологии в 2012-13 уч.г. по теме:
«Исследование цветоощущения обучающихся 8-х классов»




Составитель: Романовцева О.Н.
учитель биологии высшей квалификационной категории




















2012г.
г. Югорск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы:
Выход за рамки образовательной программы « Биология» -8-9 класс, углубленное и всестороннее изучение проблемы, связанной с наследственным заболеванием –нарушением цветового зрения – дальтонизмом.
Учет специфики интересов обучающихся, стремления детей глубоко вникать в суть той или иной проблемы или темы, реализация возможности приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать стремление к приобретению новых знаний, предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников информации;
Соответствие индивидуальному стилю усвоения знаний обучающихся, развитию продуктивного мышления, а также навыков его применения, поощрение инициативы и самостоятельности в учебе и развитии;
Создание условий для развития сознания обучающихся, самосознания, способности к творчеству .
Создание условий для развития ключевых компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; умений и навыков в предметной деятельности, формирование ценностных ориентаций, предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей.

Проектирование результатов обучения предусматривает:

I. Возможность овладения знаниями по предмету на творческом уровне при активной учебной деятельности учащихся и индивидуальной помощи учителя.
2.Формирование умения использовать знания о структуре научного факта для самостоятельного изучения новых научных фактов.
3.Развитие умения глубоко понимать свойство объекта, видеть аналогичные свойства в других явлениях, пользоваться общими приемами их описания. Расширять содержание и объем понятия, обогащать знания о ней новыми суждениями.
4.Умение применять знания о явлении, процессе в новой ситуации, теоретически объяснить явление, используя математический аппарат научной теории.
5.Овладение приемами идеализации при анализе нестандартных ситуаций, уметь моделировать реальный объект, процесс.
6.Умение допускать возможность расширения объектов, знать их достоинства и недостатки, уметь предложить пути совершенствования.
7.Развитие умения самостоятельно проектировать эксперимент: выдвигая гипотезу формулировать цели и задачи исследования, выбирать соответствующее оборудование.
8. Умение с помощью простых средств показать проявление тех или иных свойств объектов, качественно продемонстрировать явление.
9. Развитие умения работать с научной и научно-популярной литературой.
10. Умение обобщить, правильно оформить результаты, полученные в ходе исследовательской, проектной работы, корректно вести дискуссию при ее защите.









Содержание программы

Историческая справка: первые догадки о нарушении цветового зрения: 1875г. железнодорожная катастрофа в Швеции у г. Лагерлунда. Первое точное описание цветовой слепоты в 1798г. английским химиком Джоном Дальтоном.
Причины дальтонизма. Наследственная природа заболевания: связь с генными мутациями. Цветовая слепота- рецессивный, сцепленный с полом признак. Дальтонизм – наследственное заболевание, ген которого локализован в половой хромосоме.
Цветочувствительность. Люди с нормальным зрением – трихроматы. Трихроматы: нормальные, аномальные. Дихроматы: протанопия (слепота на красный цвет), дейтеранопия (слепота на зеленый цвет); тританопия – слепота на синий цвет. Ахроматы-люди, с отсутствием цветового зрения
Частота встречаемости наследственных заболеваний. Причины повышенной частоты встречаемости дальтонизма на отдельных изолированных островах.
Цветослепота - угроза жизни и здоровью людей из-за развития транспорта и цветовой сигнализации. Необходимость знаний о дальтонизме для правильного выбора профессии. Полихроматические таблицы Рабкина Е.Б., используемые для проверки цветоощущения.
Решение генетических задач на сцепленное наследование с полом.
Факторы, влияющие на здоровье человека. Закономерности роста и антропологического развития растущего организма. Этапы, имеющие свои закономерности роста и развития. Два противоположных процесса на каждом этапе: эволюция (рост, развитие, совершенствование) и инволюция (старение, угасание, деградация). Неравномерность процессов эволюции на ранних этапах развития: ускорение роста у мальчиков с 4 до 5.5 лет, после 6 лет - у девочек. Второе ускорение роста - в подростковом возрасте.
Влияние средовых и наследственных факторов на развитие человека.
Влияние генетических факторов на рост, длину тела, гибкость, быстрота движений, скоростно-силовые качества, подвижность нервных процессов, психоэмоциональную уравновешенность, возможности интеллектуального развития.
Влияние на физическое развитие условий среды. Тормозящее действие на физическое развитие: голодания, болезни; постоянно повторяющихся отрицательных эмоций; психоэмоциональных перегрузок; образования, уровня культуры родителей; ссор родителей, недостатка внимания, доброты, ласки ребенку; экстремальных факторов-загрязнения атмосферы, недостатка кислорода; гиподинамии – недостаточной двигательной активности; нарушения режима дня.
Этические и юридические принципы медицинской генетики. Проект «Геном человека». Перспективы лечения наследственных болезней путем введения в организм больного нормальных (лечебных) генов. Этические принципы медицинской генетики в программе ВОЗ по генетике человека (1997г.). «Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека» 1997г. Гарантия соблюдения прав человека, при проведении исследований.










План работы по теме исследовательского проекта
«Исследование цветоощущения обучающихся 8-х классов»

Виды работ
Темы занятий
Кол-во часов

Вводное занятие
Виды проектов. Выбор темы проекта. Цели и задачи. Этапы работы над проектом.
1

Практическая работа в библиотеке
Правила пользования библиотечным каталогом. Виды каталогов. Выписки. Подбор литературы.
1


Составление списка литературы. Конспекты, их составление.
1

Использование ИКТ
Поиски нужной информации в Интернете. Ссылки в тексте на источники информации.
1

Теоретические занятия
История открытия дальтонизма, его виды. Наследственная природа цветовой слепоты. Решение генетических задач на сцепленное наследование с полом.
1


Полихроматические таблицы Рабкина Е.Б., используемые для проверки цветоощущения.
1

Практическая работа
Изучение степени распространения дальтонизма у обучающихся 8-х классов.
8

Практическая работа
Обсуждение, обобщение результатов исследования .
6

Экскурсия в ЦГБ
Консультация у окулиста.
2

Практическая работа.
Требования к оформлению проектной работы.
1


Подготовка тезисов доклада по теме исследований.
2

Практическая работа
Требования к составлению презентаций.
1


Оформление наглядности.
3


Пробная защита проекта.
1

Заседания НОУ, конференции.
Школьная конференция.
2


Городская конференция.
2

Общее количество часов

34

















Заголовок 115