Программа летнего лагеря Солнечный город


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
                                   

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Программа
пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей
 
«СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
 
     















х. 1-ый Россошинский


июнь 2015




Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как
на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. 
                                                                                              М. Монтень
 
Введение
        Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
     Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ Россошинской СОШ. В нем отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
Создать  систему  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.
Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей посредством  игры, познавательной и трудовой  деятельности.
Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безусловная безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
·        Экологическое направление
·        Художественно - творческое направление
·        Трудовая деятельность
·        Физкультурно-оздоровительная деятельность
·        Эстетическое направление
·        Досуговая деятельность
·        Патриотическое направление
Физкультурно–оздоровительная работа
      Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;
Расширять знания об охране здоровья.
      Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на спортивной площадке или в спортзале.
Подвижные игры на свежем воздухе
Эстафеты  (спортивная игра «Веселые старты»)
        Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортзале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. 
         Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
воспитать бережное отношение к природе
повысить уровень экологической культуры детей.
Эстетическое направление
        Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
·        Пробуждать в детях чувство прекрасного;
·        Формировать навыки культурного поведения и общения;
·        Прививать детям эстетический вкус.
    В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
·        Посещение театров, кинотеатров, музеев.
Художественно – творческая деятельность
     Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
·        Изобразительная деятельность (конкурсы стенгазет и рисунков «Красота мира», «Пластилиновый художник» и пр.)
·        Конкурсные программы («А знаете ли вы, что..?», «Поле чудес», «Как стать отличником?»)
·        Творческие конкурсы («Мы - читатели!»)
·        Игровые творческие и командообразующие  программы («Остров дружбы», «Веревочный курс»)
·        Концерты  («Звездопад»)
·        Творческие игры («День рекордов»)
·        Праздники («День России»)
·        Выставки творческих достижений
      Рисование в лагере дает большие возможности для развития художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
        Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
·        Бытовой самообслуживающий труд;
·        Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)
      Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувь создания уюта.                                                                                                               
     Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.   
Досуговая деятельность
          Задачи досуговой деятельности:
·        Вовлечь как можно больше ребят  в различные формы организации досуга.
        Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель-май.                                                
     Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечный город-2015»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
подбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей;
- запуск программы «Солнечный город - 2015»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МБОУ «Россошинской СОШ»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном центре.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
План работы.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- начальник лагеря - заместитель директора по ВР;
- старшая вожатая.
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
 
Распорядок работы лагеря «Солнечный город»
8.30встреча детей:  «Мы вам рады!»
8.45 - 9.00зарядка: «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам  зарядку!»
9.00 - 9.15линейка:  «Пора-пора на линейку, детвора!»
9.15 - 10.00завтрак: «Нас столовая зовет, полезная каша  и   вкусный компот!»
10.00«Минутки здоровья»; отрядные дела
11.00.отрядное дело : «Кто-то любит  танцевать, кто-то   петь и рисовать, только  бездельники час этот маются, а все ребята в   играх занимаются!»
   общие игры и прогулки: « Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав  интересных, соревнований,  прогулок чудесных!»
12.00-13.00оздоровительные процедуры
13.00-14.00обед: «Время обеда настало, спешить к столовой надо!»
14.00-14.30свободное время
14.30-.уход домой: «До свидания! До новых встреч!»
 
 






















План работы
летнего пришкольного оздоровительного лагеря
« Солнечный город - 2015»
с 1 июня по 25 июня 2015 года
ДЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЕ
 

День  первый
1 июня
понедельник
«Открытие лагеря»
 
1. Операция «Уют» (прием детей, знакомство с режимом дня)
2. «Веселые старты – веселые дети!», праздник посвященный Дню защиты детей.
3. Рождение отрядов – название, песня, девиз, эмблема, речовка. Разучивание девизов, песен, речовок.

День второй
2 июня,
вторник
«Ярмарка идей»
1. Медицинское обследование.
2. Проведение инструктажа по технике безопасности, беседа о правилах дорожного движения и поведении в летнее время.
3. Игры на свежем воздухе.
4. Анкетирование «Что я жду от лагеря?».

День третий
3 июня,
среда
       «Ключи от лета»
1. Минутка здоровья о закаливании.
2. Игровая программа «Ключи от лета»
3.  Игры на свежем воздухе.
 

     День   четвертый
4 июня,
четверг
«День  волшебных сказок»
1.Минутка здоровья   «Как ухаживать за зубами»
2. Конкурс асфальтной живописи «Красота мира!»
3. Подготовка к Дню Пушкина

День  пятый
5 июня,
пятница
«День Пушкина»
 
 1.Минутка здоровья  «Правильное питание»
2. Книжная выставка «Писатели - детям»
3. Викторина «А читали вы сказки Пушкина?»
4. Конкурс иллюстраторов-пушкинистов.

День   шестой
8 июня,
понедельник
«День природы»
1.Минутка здоровья «Солнечный ожог.  Первая   помощь при ожоге»
2. Игра на свежем воздухе «Пропал вожатый»
3. Конкурс «Самый красивый венок»
4. Конкурс поделок из подручного материала.  

День седьмой
9 июня,
вторник
«День   цветов»
1.Минутка здоровья. «Зеленая аптечка».
2. Рисуем цветы знакомые, необычные и совсем фантастические.      3.Спортивные игры на воздухе.

День восьмой
10 июня,
среда
«Спасайкина»
1.Конкурс «Танцы, танцы,танцы»
2. Игры на свежем воздухе.
3. Беседа «Правила поведения в лесу».
4. Основы бисероплетения.

День девятый
11 июня,
четверг
        «День России»
1.Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»
2. Разучивание русских народных игр.
3.Викторина «О России с любовью»


.................................................................

День   десятый
15 июня,
понедельник
«День театра»
 
1.Минутка здоровья «Здоровый завтрак»
2. Игры на командообразование «Веревочный курс»
3.Постановка спектакля «Безопасные премудрости и бесполезные шалости».

День одиннадцатый
16 июня,
вторник
«День красок»
1.Минутка здоровья «Безопасность дома» (обсуждение спектакля)
2. Первенство лагеря по футболу (теннису)
3.Игра «Поле чудес» (фрукты, овощи, ягоды)
4. Конкурс рисунка «Яркая палитра»

День  двенадцатый
17 июня,
среда
           «День песен»
1.Минутка здоровья  «Бережем глазки»
2. Спортивная игра «Веселые старты»
3.  Готовимся к заключительному концерту.
     4. Викторина «Угадай мелодию».
 

День   тринадцатый
18 июня,
четверг
«День любителей лошадей»
1. Минутка здоровья  «Безопасность на улице»
2. Поход к пруду, конкурс «Быть туристом нелегко»
3.Заочная экскурсия на конный завод.

День   четырнадцатый
19 июня,
пятница
День «Фантазий и юмора»
1. Минутка здоровья «Профилактика плоскостопия»
2. «Юморина» - парад анекдотов. 
3. Спортивные игры на свежем воздухе «Зоологические забеги»
4. Просмотр мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве» и «Ледниковый период-4»

День   пятнадцатый
22 июня
понедельник
«День спорта»
 
1.Минутка здоровья  «Безопасность на улице-2»
2. «Мини-футбол».
3. Подготовка к заключительному концерту.
4. Веселые конкурсы с мячом.
5. Конкурс «Безопасное колесо»

День шестнадцатый
23 июня,
вторник
«День знатоков»
1.     Минутка здоровья «Фиточай – здоровья дар»
2.     Подготовка рисунков для конкурса «Яркая палитра»
3.     Игра «Поле чудес» - птицы и животные

День семнадцатый
24 июня,
среда
«День следопытов» 
1.  Минутка здоровья
2. Игра «Остров сокровищ» (поиски клада).
3. Репетиция концерта.

День восемнадцатый
25 июня

четверг
«День прощания»
1.     Заключительный концерт, награждение активных участников.
2.     Уборка игровых комнат.
3.     Закрытие смены.