Статья по теме Система экологического воспитания в МБОУ Каснянской СОШ Вяземского района Смоленской области


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Каснянская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Система экологического воспитания
учащихся сельской школы
Автор: Смирнова Светлана Владимировна,
заместитель директора по УВР МБОУ Каснянской СОШ

Содержание
Введение с. 3
Сущность экологического воспитания с. 3-4
Система экологического воспитания в МБОУ Каснянской СОШ с. 4-9
Заключение с. 9
Используемая литература с. 10
Введение.
Экология - популярное слово нашего времени. Сегодня трудно найти человека, не слышавшего его. Экология исследует связи живых организмов с окружающей природной средой. Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью. В наше время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных её последствиях. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать систематически, начиная с раннего детства, а затем развивать и закреплять в школе.
Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры является знание основ экологии.
Глава I. Сущность экологического воспитания.
Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности; это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношениях с природой.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.
Для того, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Отношение ребенка к окружающей среде определяют три фактора:
1. непосредственное познание природы;
2. школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
Именно школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.
Формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания происходит на основе принципов:
1. гуманизации - воспитание доброты, сочувствия, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия;
2. заинтересованности - стимулирование мотивации к познанию и самооценке в процессе природоохранной деятельности;
3. комплексности - использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;
4. непрерывности и преемственности - постепенное наращивание экологических знаний и передача информации от старших к младшим;
5. наглядности - наиболее ярко реализуется во время экскурсий и на экологической тропе.
6. региональности - целесообразность экологического воспитания и образования на примере своей местности.
2. Система экологического воспитания в МБОУ Каснянской СОШ
Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в нашей школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы по изучению природы на уроках, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы.
В школе элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы на всех ступенях обучения. В учебный план введены отдельные учебные предметы экологической направленности:
- окружающий мир, Азбука Смоленского края в начальной школе;
- факультативные курсы в среднем звене - «Человек и экосистемы» (6 класс);
- элективные курсы в старшей школе – «Глобальные экологические проблемы современности» (11 класс), «Мы в этом мире» (10 класс).
В рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО в 1-4 классах работает кружок по экологии «Экологическая тропа». Цель кружка: формирование у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, формирование опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также усвоение новых знаний об оказании помощи природе. Программа работы строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка, т.е. предполагает наличие практических мероприятий.
Задача педагога заключается в том, чтобы учащиеся получали такие знания в области экологии, которые переходили бы в качество и норму жизни. Дети должны осознавать необходимость сохранения природы, своего здоровья и здоровья окружающих. Осознание обязательно происходит через практическую деятельность (практические работы и экскурсии, экологические акции и праздники, разработка и реализация экологических проектов и исследовательских работ).
В 2013/2014 учебном году в школе прошел экологический праздник «Живая планета» и общешкольная акция «Посади сирень», в которой приняли участие 25 учащихся школы и 9 воспитанников дошкольной группы, а также 6 педагогов. Ими было посажено 15 саженцев сирени на территории школы.
Во Всероссийской акции «Покормите птиц зимой» приняли участие ученики 1-11 классов. В рамках акции дети изготавливали кормушки, постоянно подкармливали зимующих птиц. Дети приняли также участие в конкурсе рисунков «Зимующие птицы Смоленщины», объявленном Национальным парком «Смоленское Поозерье».
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в акциях «Чистая улица», «Уютный школьный дворик», приводя в чистоту и порядок не только территорию школы, но и близлежащие улицы. По традиции, сложившейся очень давно, ученики облагораживают территорию Обелиска Славы, а также территорию школьной берёзовой рощи.
Два года назад в школе появилась новая традиция: участие в празднике День села. В первый год коллектив школы оборудовал экогородок «Мы родом из детства», где были представлены фотографии нашей природоохранной работы, а также организована выставка поделок «Превратим отходы в доходы». В 2013/2014 учебном году школой совместно с сельской библиотекой была организована выставка «Лён - богатство Смоленщины», где были представлены экспонаты школьного музея.
Из года в год учащиеся школы принимают участие в конкурсах исследовательских работ разного уровня, дистанционных олимпиадах и викторинах, занимают призовые места. Исследовательская работа Иванова Николая «Народные приметы погоды: можно ли им верить?» заняла III место в конференции «Школа-наука-ВУЗ», а работа этого же ученика «Путеводитель по Касне» - III место в краеведческой конференции «Моя малая Родина». Ученики школы принимали участие в районном конкурсе рисунков в рамках Всероссийского экологического форума «Зелёная планета», а также в конкурсе детского творчества «Зеркало природы».
Принимают ребята участие в краеведческих конкурсах разного уровня. В 2014 году три ученика приняли участие в областном краеведческом конкурсе, посвященном 175- летию Н.М. Пржевальского и все заняли призовые места.
Во Всероссийской дистанционной викторине «Альманах мира. Россия» приняли участие два ученика. Ученица 10 класса Минукаева Елена стала победителем этого конкурса, а ученик 7 класса Смирнов Семён – участником.
Значимость исследовательской и проектной деятельности в экологическом образовании очень велика. Исследовательская и проектная деятельность нацелена на результат, помогает обобщить знания и умения ребёнка, способствует их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Проектно - исследовательская деятельность особенно актуальна в условиях реализации ФГОС НОО (1-4 классы), где реализуется программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также в условиях реализации ФГОС ООО (5-6 классы).
Согласно ФГОС в основе урока современного типа заложен принцип системно – деятельностного подхода. В связи с этим подходом основной задачей экологического воспитания является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
Исследовательская и проектная деятельность реализуется не только на уроках, но и во внеурочное время. В школе в течение нескольких лет работал кружок «Юный исследователь - эколог» для учащихся 6-11 классов. За время работы кружка было создано несколько проектов и исследовательских работ. Исследовательская работа «Физико - географические и гидрологические особенности реки Касня» - участник Всероссийского конкурса, размещена на сайте www.festival.1 september.ru; работа «Мир дворянской усадьбы Волконских в Сковородкино» размещена на сайте «Культурное наследие земли Смоленской». В 2014/2015 учебном году начал работу новый кружок экологического направления «Цветы и творчество».
Огромную роль в экологическом воспитании учащихся играет природоохранная деятельность, которая определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии, физики, предметов регионального компонента. В 2013/2014 учебном году школа заняла III место в районном смотре - конкурсе природоохранной работы. Участвуя в природоохранных мероприятиях, ребята приобщаются к деятельной заботе о естественной среде. Ежегодно в школе организуются выставки фотографий о природе родного края, выставки творческих работ из природного материала.
Краеведческая работа является одним из важных компонентов экологического воспитания. В школе работает историко - краеведческий музей, который реализует программу «Родной край». Цель программы: воспитание у учащихся уважения и интереса к истории родного края, развитие чувства патриотизма как важнейшей человеческой ценности. Материалы музея педагоги используют для проведения уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, выездных выставок.
Воспитывая экологическую культуру личности школьника, педагоги школы применяют в своей работе различные педагогические технологии на разных ступенях обучения: информационные, игровые, здоровьесберегающие, проектные и исследовательские.
Ежегодно в школе проводятся предметные недели по биологии - экологии, географии - экологии, предметов регионального компонента.
Неважно, какой путь используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе, все они соблюдают определенные педагогические условия:
1. объединение познания, труда и охраны природной среды в систему;
2. дифференцированный подход к построению систем практических дел;
3. усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
Все виды деятельности, которые используют педагоги, развивают все виды универсальных учебных действий.
Опыт школы по экологическому воспитанию неоднократно обобщался. На базе школы проводились районные семинары: «Экологическое воспитание сельских школьников средствами краеведения», «Экологическое воспитание как одно из условий здоровьесбережения сельских школьников». Педагоги школы на данных семинарах представляли свой опыт, были проведены открытые уроки, мастер - классы, открытые мероприятия и занятия элективных курсов экологической направленности.
Статьи педагогов на темы экологии и краеведения публиковались на страницах печатных изданий: «Любовь к своей малой Родине» (Смирнова С.В.), «Экологическое воспитание сельских школьников средствами краеведения» (Смирнова С.В.), «Мир дворянской усадьбы Волконских в Сковородкино» (Смирнова С.В.), «Гражданско - патриотическое воспитание как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения» (Гришина Т.Ф.), «Летопись Каснянской школы» (Лапушкина Л.В.).
Есть у нас свои планы: мы планируем оборудовать в своем населенном пункте экологическую тропу. Работа уже ведется и разработана теоретическая часть тропы.
Заключение.
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы. Как актуальная социально - педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.
Воспитание экологической культуры в МБОУ Каснянской СОШ реализуется через систему занятий и внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и индивидуальную работу с учащимися. В работе педагоги используют разнообразные виды и формы работы, педагогические технологии. В экологическом воспитании соблюдается преемственность: экологические занятия и мероприятия проводятся, начиная с дошкольной группы, и охватывают все ступени обучения.
Системная работа по формированию экологической культуры способствует достижению высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу и
помогает удовлетворению интересов школьников. В результате такие функции как ответственное отношение к природе, забота о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Конечным результатом всей экологической деятельности школы будет достижение полноценного эффекта, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Используемая литература
Алексеев В.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника - издательство «Учебная литература», 2005.
Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М. Педагогическое общество России, 2001.
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. М., Владос, 2001.
Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 1998г.- Концепция и стратегия развития системы экологического образования школьников.
http://festival.1september.ru.