Презентация по русскому языку на тему Аргументация собственной позиции(Подготовка к ЕГЭ, часть С) (10-11 класс)
Аргументациясобственной позицииСоставила :учитель русского языка и литературыСемёнова В.Ф. МБОУ гимназия с. Месягутово Дуванского района РБ
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Обратите внимание!Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Оценочные слова, передающие впечатление от прочитанногоПомните: без оценочных слов ваша позиция не считается сформулированнойс удовольствием прочитал...нельзя остаться равнодушным...к сожалению,...к немалому удивлению, узнал, что...убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателяразделяя негодование автора, хочу сказать, что… оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищениевозмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...интересно то, как автор... и т.п.
Как корректно возразить автору, излагая свою позициюНа мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что...Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что...Автор, несомненно, прав, утверждая, что... но я убежден, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как...Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что...По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что... Автор справедливо осуждает..., однако я не могу согласиться с тем, что,…Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: ...Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
Как корректно возразить автору, излагая свою позициюАргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что...Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что...Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что...Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что...Вызывает сомнение тезис о том, что...Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.
Строение текста- рассужденияТезис(положение, которое надо доказать)Аргументация(доказательство, доводы)Вывод(общий итог) Рассуждение
Как выстроить аргументацию?Тезис Аргумент 2(иллюстрации)Вывод Тезис (ваша позиция)Аргумент 1(иллюстрации)
Образец оформления части сочинения, в которой аргументируется собственное мнение по проблеме {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Аргумент2(Так как...) Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях.Например, Петрусь, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог всю жизнь чувствовать себянеполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.Вывод(Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, дает исцеляющую силу.ТезисСерьезная музыка подобна чудодейственному лекарству. (Почему?)Аргумент 1 (Так как...) В самом деле, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия.Иллюст-рация Так, духовную музыку, благодаря ее способности облегчать боль, ученые называют анальгетиком в мире звуков.Иллюст-рация
Структура аргумента Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства- будить Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях удивительные образы нашей родины- России. А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А.Есенин, А.А.Блок:все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с достоинствами и недостатками, но прежде всего- с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Наверное , это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, нас, граждан России, равнодушными. АРГУМЕНт:Логический переход:Микро-вывод:Тезис:
Памятка « Верно ли построена аргументация»1.Найдите абзац сочинения, в котором вы аргументируете свою точку зрения. 2. Проверьте, доказывают ли аргументы то, что вы утверждаете. 3.Убедитесь в том, что не нарушена логика их изложения, нет противоречий в приведенных примерах, доказывающих ваше утверждение. 4.Уберите лишние, малоубедительные аргументы, заменив их двумя бесспорными.5.Убедитесь в том, что у вас нет ошибок в фоновом материале.
Требования к тезису:Тезис должен нуждаться в доказательствеТезис должен быть ясным и точнымТезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства
Требования к аргументации:
Виды аргументовА р г у м е н т ыРациональные (логические)ИллюстративныеСсылки на авторитет-реальные факты -статистика-законы природы-положения официальных документов-конкретные примеры из жизнипримеры из художественных произведений-предположительные примерымнения выдающихся людей -цитаты из авторитетных источников-мнение очевидцев-общественное мнение
Аргументы, оцениваемые 2 балламипримеры из публицистической литературыпримеры из научной (научно- популярной)литературыпримеры из художественной литературы
Аргументы, оцениваемые 1 балломсобственные наблюдения и выводыпословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения) примеры из кинофильмовпредположи-тельные примерыпримеры из жизни ссылки на авторитет
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.)... *достаточно привести такой пример...это можно доказать следующим образом... *подтверждением сказанному может служить следующий аргумент… *стоит обратиться к… *свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)...данную мысль можно обосновать еще одним (примером фактом, аргументом и т.п.). *приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы... *ведь…докажем важность данной проблемы с помощью…1. С помощью слов и словосочетаний:
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?во-первых..., во-вторых..., в-третьих... (Обратитевнимание: в этом случае должен быть вывод!)например;допустим;по свидетельствам кого-либо;предположим;по утверждению кого-либо.2. С помощью вводных слов и словосочетаний
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?Так как; потому что; оттого что; ибо; благодаря тому что; в связи с тем что; в результате того что; поскольку и т. д. 3.С помощью придаточной части СПП (придаточное причины), используя союзы
Типичные ошибки аргументации 1. Отсутствие аргументов.2. «Довод» ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет Его (и, следовательно, не является арГУментом). 3. Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного теиста.4. Собственная аргументация подменяется анализом доводов, используемых автором. 5 .Отклонение от тезиса проявляется в том, что автор сочинения НЕзаметно для себя уходит в сторону ОТ мысли, которую доказывает, начиНАет писать о том, что знает, а не о том, ЧТО следует доказать.6. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом. Отсутствие умения строить связный, логически выстроенный текст часто проявляется в том, что сочинение превращается в некоторый набор мыслей, практически не связанных между собой. 7. Этически некорректное изложение доводов. Порой, вступая в спор с автором, учащиеся проявляют неуважение к позиции собеседника, что существенно снижает убедительность доводов и, что немаловажно, приводит к потере балла за нарушение этической корректности.
1.Егораева Г. Т. «Русский язык. ЕГЭ. 2012. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С).- М.: Экзамен, 2012. 2. Егораева Г. Т. «Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). Универсальные материалы с рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Экзамен, 2012» 3.Сенина Н.А., Нарушевич. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки . Учебно-методическое пособие. Издание 3. - Ростов-на-Дону: Легион,2011. Литература