Игровые методы обучения лексики английского языка в начальной школе


Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы  готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование навыков: произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических. Остановимся на особенностях обучения лексики английского языка в начальной школе. Под лексикой понимается совокупность слов, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной и составляет его активный словарный запас. Известно, что целью обучения лексики является формирование лексических навыков речевой деятельности.
Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов: 1) ознакомление, включающее введение и объяснение, 2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление) и 3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).
В методике обучения иностранного языка, а именно его лексической стороне, предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся.
Игра является одним из приёмов при обучении иностранному языку, особенно часто применяемыми на младшей ступени обучения. С помощью игры создаётся естественная коммуникативная игра, вызывающая интерес и активность детей, а постоянно присутствующий в игре элемент соревнования, желание выиграть мобилизует внимание учащихся, тренирует их память. Всё это способствует более прочному усвоению изучаемого лексического материала.
Игры используются в самых различных целях: при введении нового лексического материала, для закрепления его в памяти учащихся и для развития их устной речи.
Игровые методы  обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает  личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре  есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).


В играх учащиеся достигают целей различных уровней:
На первом уровне происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
На втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей.
На третьем уровне учащиеся достигают педагогической цели, решая игровые задачи. Именно на этом уровне происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.         
Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогической цели, сами того не осознавая. Играя в лингвистическую игру, учащиеся   концентрируют  свое внимание  над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке, формирование вторичной языковой личности.
Лексические игры преследуют следующие цели:
· познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
· тренировать учащихся в употреблении лексике в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
· активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
· развивать речевую реакцию.
Игровые моменты бесконечно разнообразны.
подвижные игры (зарядка, игра в животных, игры на внимание. Например: заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель раздает карточки учащимся. Затем называет какое-то слово, например, «ball». Учащиеся, имеющие карточки с названными буквами, должны выйти к доске и стать таким образом, чтобы получилось слово. Или же игра «Touch the colour»: под музыку дети передвигаются по классу, как только музыка останавливается, учитель называет цвет по-английски. Дети должны прикоснуться к предмету заданного цвета).игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют различные задания. Например, можно на доске написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например, blackboard. Учитель вызывает учащихся из разных команд, они должны написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Они пишут по вертикали).игры с мячом (Например, учитель бросает мячик и в это время называет слово по-русски или же по-английски. Учащийся должен перевести и бросить мяч другому ученику, задав при это слово по темы, которую сейчас проходят).диалоги с любимыми героями любимых русских и английских сказок, мультфильмов, когда в гости приходят Винни-Пух и Белоснежка, Карлсон, Пятачок и др.
Интересный способ лучшего запоминания лексики, когда учащимся сообщается несколько «секретных слов», которые будут нужны им на следующем уроке. Учащиеся должны их выучить дома для того, чтобы потом пользоваться ими на уроке. Ученики любят тайны и поэтому выучивание лексики превратиться для них в увлекательное дело.
Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе “Starlight” детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме в живой, эмоциональной форме.
На уроках часто применяются карточки с изображением лексических единиц. Проводятся различные виды игр с демонстрационным и раздаточным материалом: покажи и назови, разложи в заданном порядке («Паровозик»), поменяй местами, «Чего не стало?».
А также задания “Match”, кроссворды разных видов, ребусы.
Договорки. Давайте попробуем.
Учить цвета я стала, цвет по-английски … colour.
У меня сомнений нет красный цвет конечно … red.
Ох, не спелый мандарин. Он зеленый, просто … green.
Розовые розы падают на ринг. Цвет красивый розовый, по-английски … pink.
В конце определенной темы можно поиграть в настольную игру. Здесь будет и лексика, которую учащиеся проходили, а также грамматический материал. ( Презентация).
Следующий способ отработки лексики можно использовать как в начальной школе, так и в средней. Это упражнение использую, когда класс поделен на группы. Я выдаю карточки, и ребята выполняют задание на правильность, а также на скорость. Вот сейчас давайте попробуем поиграть.
Таким образом, обучение лексике иностранного языка на начальном этапе приобретает всё большее значение. Лексические навыки представляют собой важный компонент речевой деятельности.